Найти тему

10 прекрасных альбомов из СССР, которым исполнилось 50 лет

Оглавление

Полвека назад на советской эстраде происходило много интересного. Как знать, может, 1974 год можно назвать лучшим в истории поп-музыки СССР? По крайней мере, в свет вышли несколько важных альбомов и мощных хитов, заслуживших место в нашей памяти.

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

Давид Тухманов «Эта весёлая планета»

А планета-то у нас действительно весёлая! В 1974 году она была явно веселее, чем сейчас. Можно было достать пластинку из красивого конверта и послушать мелодии молодого композитора, который с каждой новой работой брал новую высоту. На «Эту весёлую планету» попали тухмановские песни из одноимённого новогоднего фильма и несколько дополнительных номеров.

Песни в исполнении Валерия Ободзинского, Льва Лещенко, Татьяны Сашко, «Весёлых ребят», «Песняров» и других артистов охватывают целый спектр настроений и красок: от каникулярного желания уехать к морю до шуток про инопланетян, от танцевальных ритмов до почти хард-рока.

Альбом начинается и завершается пьесой «Карнавальное шествие» в исполнении оркестра Георгия Гараняна, что создаёт концептуальную «рамочку» обрамление всему песенному циклу. Следующим логичным шагом композитора станет арт-роковый шедевр «По волне моей памяти»...

Александр Градский «Романс о влюблённых»

Ещё одна пластинка с музыкой из фильма. Работая над картиной «Романс о влюблённых», режиссёр Андрей Кончаловский обратился к 23-летнему выпускнику Гнесинки — певцу и композитору Александру Градскому, который успел пройти через составы нескольких ансамблей, основать группу «Скоморохи» и посотрудничать с Давидом Тухмановым.

Ещё никто в СССР не заказывал музыку для фильма у столь молодого автора. Но режиссёр сделал ставку на юношеский энтузиазм — и не прогадал: «Это было абсолютно ничем не мотивировано, кроме веры в его талант и музыкальность».

Градский не только сочинил музыку, но и исполнил вокальные партии. Его мелодии с влияниями фанка и джаз-рока идеально вписались в сюжет молодёжной мелодрамы.

Марк Минков «В порту»

Это, конечно, не альбом, а лишь маленькая детская пластинка, но не упомянуть её тоже нельзя. Сначала были стихи Сергея Козлова и Олега Анофриева. Потом композитор Марк Минков написал на них мини-сюиту на тему жизни морского порта, на основе которой был снят мультфильм.

В работе над пластинкой принял участие прославленный ансамбль «Мелодия» под руководством Георгия Гараняна, а вокальные партии исполнили Олег Анофриев и Валентина Толкунова. Каждый, кто слушал пластинку или смотрел мультик, помнит песенку «А дельфины добрые, а дельфины мокрые!»

ВИА «Весёлые ребята» «Любовь — огромная страна»

Несомненно, одна из лучших, самых популярных и влиятельных пластинок, выпущенных «Мелодией». Эталон звучания ВИА, калейдоскоп звёздных солистов (Александр Лерман, Александр Барыкин), отечественный ответ битлам, на обложке которого даже шрифт отсылает к «Rubber Soul».

Руководитель «Весёлых ребят» Павел Слободкин с самого начала планировал не просто собрать на долгоиграющем диске песни с миру по нитке с уже вышедших миньонов, как было принято в то время, но записать новый материал, выдержанный в одном ключе.

К сожалению, три песни по требованию худсовета пришлось заменить, что не слишком обрадовало худрука и музыкантов. Впрочем, альбом не стал от этого слабее. Уникальное творческое взаимодействие молодых, рвущихся в бой, пытливых музыкантов помогло создать целую обойму хитов, которые вскоре зазвучали по всей стране.

«Песняры» «Песняры II»

Существует такое понятие: синдром второго альбома. Это когда на дебютной пластинке музыканты выкладываются на максимум, а на вторую уже не хватает материала и куража. «Песняры I» был, конечно, более неожиданным и хитовым по духу. «Песняры II» относительно ровнее по материалу, но и в нём есть свои жемчужины и интересности. Плюс потрясающая «Олеся».

«Завушніцы» и «Ружы цвет» были записаны на пражском радио, остальные песни — в перерывах между гастрольными разъёздами по стране. Народных из них — три. В арсенале «Песняров» появилась струнная секция, а некоторые моменты пластинки демонстрируют явный интерес к прогу и арт-року.

Александр Зацепин «Разговор со счастьем»

К 1974 году отметился долгоиграющим диском и Александр Зацепин, который прославился на всю страну мелодиями из популярных фильмов, написанными на стихи Леонида Дербенёва.

На пластинку попали песни и инструментальные композиции из картин «Тайник у красных камней», «Земля Санникова», «Красная палатка», «Ни слова о футболе», «Иван Васильевич меняет профессию» и «Кавказская пленница».

В альбоме соседствуют и диковинные эксперименты, и мелодии, ставшие хитами на все времена. Состав исполнителей тоже впечатляет: Валерий Ободзинский, София Ротару, вокальный квартет «Улыбка», Олег Анофриев, Нина Бродская, Валерий Золотухин, а также инструментальные ансамбли и даже оркестр Берлинского радио.

Ансамбль «Мелодия» «Лабиринт»

Тридцать шесть минут головокружительных джазовых экспериментов — знаковая работа ансамбля «Мелодия», который аккомпанировал бесчисленным артистам советской эстрады, записывал музыку для фильмов и мультиков, выпускал собственные альбомы и миньоны. Словом, был одним из самых загруженных и востребованных музыкальных коллективов в стране.

В состав «Мелодии» входили, в основном, участники расформированного страдного ансамбля Вадима Людвиковского — превосходные инструменталисты. Возглавил группу саксофонист Георгий Гаранян.

В «Лабиринте» музыканты дали себе волю и развернулись во всю мощь, не стараясь убаюкать публику знакомыми мелодиями и эстрадными наигрышами. В четыре продолжительные композиции уместились и минималистичный модальный джаз в духе Майлза Дэвиса, и фанковый бит а-ля Джеймс Браун, и фьюжн на стыке с роком, и яркие восточные мотивы родом из Армении и Азербайджана.

Аида Ведищева «Аида Ведищева»

В 1960-е годы Аида Ведищева записала несколько всенародно любимых номеров для фильмов: «Песенку о медведях», «Помоги мне», «Лесной олень». Среди хитов из мультиков в её исполнении — «Колыбельная медведицы» и «Чунга-Чанга».

Певица с опытом участия в джазовых оркестрах и ВИА отметилась в 1974 году солидной долгоиграющей пластинкой, записанной с оркестром под управлением Эмиля Гейгнера. И ставшей последней в советской дискографии звезды.

Вскоре Аида Ведищева пропала с экранов и из радиоэфира: по какой-то причине она попала в немилость чиновников. А в 1980 году певица эмигрировала в США.

Муслим Магомаев «Лирика»

На конверт этого диска помещена аннотация Роберта Рождественского: «Итак, поёт Муслим Магомаев. Народный артист Союза ССР. Народный — поистине». К 1974 году темпераментный выпускник Азербайджанской консерватории уже несколько лет был всеобщим любимцем, чьи пластинки разлетались огромными тиражами, а каждый концерт неизбежно оборачивался аншлагом.

Альбом «Лирика» — девять песен Александры Пахмутовой, Оскара Фельцмана, Арно Бабаджаняна на стихи Николая Добронравова, Роберта Рождественского, Расула Гамзатова, Владимира Харитонова и других. На пластинку попала и «Рапсодия любви», написанная самим певцом на стихи Алексея Горохова.

Под аккомпанемент Эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения голос Магомаева в незабвенной «Мелодии» приобретает поистине вселенский размах.

Рэй Коннифф «Рэй Коннифф в Москве»

Любопытный пример сотрудничества американской звезды инструментальной музыки и отечественных музыкантов. В 1974 года знаменитый тромбонист Рэй Коннифф с женой и дочерью прибыл в Москву. Уже в полёте он обдумывал аранжировки песен, которые он будет записывать для фирмы «Мелодия» при участии местных музыкантов.

Коннифф выбрал для альбома мелодии Александры Пахмутовой, Владимира Шаинского, Арно Бабаджаняна, Микаэла Таривердиева и других авторов.

Реализовать проект заокеанскому гостю помогли Московский камерный хор Владимира Минина, вокальный квартет «Улыбка» и неизменный ансамбль «Мелодия», без которого не обходилась в то время практически ни одна эстрадная сессия звукозаписи.

Читайте также:

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!