Согласно славянской мифологии домовой живет в каждом доме и охраняет его от бед. Это, по сути, дух дома — хранитель и защитник домашнего очага, а также всей семьи, которая в этом доме проживает. «Домовой в каждой избе есть», «без него и дом стоять не будет» — так, например, говорили о нем воронежские и смоленские крестьяне. История домового уходит в далекие дохристианские времена и непосредственно связана с верой в старых богов и силы огня (очага).
Домашнего духа чаще всего представляли в виде маленького лохматого старичка с бородой, который носит белые одежды или проcто нечто сделанное из подручных материалов, таких как лоскутки и солома. Часто его описывали довольно сердитым на вид, причем иногда он покрыт шерстью или вовсе имеет когти. Впрочем, он и в целом может проявляться в различных обличьях, а иногда даже принимает облик животных, других людей или предметов — чаще кошки, мышки, змеи, медведя или одного из отсутствующих членов семьи. Также в некоторых регионах бытовало поверье, что это дух рождается в облике старичка, а умирает младенцем — то есть время для него как бы идет вспять.
Считалось, что он живет на печи или за печкой, у порога, за тру, ой, или же — в хлеву, либо сенниках, но при этом гуляет по всему дому и двору и совершает там разные действия: положительные либо отрицательные — в зависимости от его отношений к хозяевам дома. Так, у нерадивых и ленивых хозяек он может прятать какие-то предметы в доме или переставлять их, пугая по ночам шумом, а, например, в хлеву может расчесывать и заплетать в косички — или напротив намеренно спутывать — гриву у лошадей. Не со зла — а чтобы проучить.
Но если говорить в глобальном плане, то этот дух все же в первую очередь «отвечал» не за бытовые мелочи, а за благополучие семьи. Поэтому перед бедой он мог заранее предупреждать хозяев стоном и плачем, а дом без домового воспринимался чужим, неуютным и неспособным удержать счастье.
На тему образа домового у славян было проведено немало исследований. Особое место ему выделил в своей работе «Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX века» советский этнограф и писатель С. А Токарев
Источник:сеть