Найти тему

Брат. Начало. Расширяя горизонты канонической дилогии.

Традиционно и официально Балабановская серия «Брат» считается дилогией и рассматривается как криминальная история про демобилизованного с войны юношу, ищущего ответ на вопрос «в чем сила» в капиталистическом аде 90-х. Но это лишь финальная часть серии.

На самом деле надо рассматривать серию кинокартин как трилогию, начиная с фильма 1995 года «Кавказский пленник», где Сергей Бодров-младший сыграл главную роль взятого в плен российского солдата. Режиссером выступил его отец Сергей Бодров- старший. "Кавказский пленник" - неотъемлемая часть этой истории, раскрывающая истоки характера Данилы Багрова.

Теперь рассмотрим все по порядку.

Связность сюжета. Во всей серии фильмов главного героя играет Сергей Бодров младший. Первый фильм начинается с беглого и формального медосмотра в райвоенкомате и сразу забрасывает на блокпост поселения у подножия Кавказских гор. Очень часто локацию данного места идентифицируют как Чечню, но я считаю это неверным ввиду того, что сценарий писался Сергеем Бодровым- старшим в 1993-94 годах до начала вооруженного столкновения с чеченскими сепаратистами. Об этом он сам сказал в интервью журналу «Сеанс» (https://seance.ru/articles/posle-prosmotra/). Скорее это обобщенный образ военного конфликта. Я предполагаю, что в фильме скорее речь идет о контингенте миротворческих войск, расположенных в кавказских республиках (Абхазия или Северная Осетия). Об этом косвенно намекает преимущественно грузинская речь горцев и склад вина в подвале рядом с местом содержания пленников (в мусульманских республиках алкоголя дома не держат). Выезжая на патрулирование, БМП с бойцами попадает в ловушку, почти весь экипаж погибает в перестрелке. Выживают и попадают в плен двое рядовой Иван Жилин (будущий Данила Багров) и прапорщик- контрактник Саша. Иван (Данила) проходит через ад плена, неудачного побега, рабского труда по разминированию и счастливому освобождению. В "Брате" он уже с иронией вспоминает плен, отшучиваясь, что был писарем на войне.

Серия демонстрирует эволюцию героя от растерянного юноши, брошенного в суровые условия плена, до уверенного в себе мужчины, чьи суждения и действия отражают опыт, полученный в "Брат". Путь пленения и освобождения закаляет героя, постепенно трансформируя его личность, делая ее более жесткой и прагматичной." В начале трилогии герой, попадая в плен выглядит напуганным и беспомощным, но пройдя путь пленника и освобождения, обретает ту самоуверенность в действиях и суждениях, которую мы видим в классической дилогии «Брат». Плен и обстоятельства освобождения коренным образом меняют героя, фильм показывает постепенную трансформацию личности, ее огрубление и упрощение. В плену и особенно в побеге и освобождении явно присутствует любовь, симпатия и сочувствие, в отличие от обеих столиц. Суть взаимодействий сводится к постулату «не мы такие- жизнь такая». В конце концов доброта и бескорыстие в людях начинает преобладать даже по отношению к вчерашним врагам, несмотря на печальный финал (в Кавказском пленнике). Это и есть жизнь – в отличие от «Братьев», где герой, пройдя через смертельно опасные события полностью теряет сочувствие и превращается в психопата.

Фильм глубоко раскрывает тему влияния "родительских фигур" на героя. Мать выступает как путеводная звезда, даря ему любовь и поддержку. Образ отца многограннее: от прапорщика Саши в "Кавказском пленнике" до старшего брата в "Брате". К финалу трилогии герой сам становится "отцом" для заблудших душ, транслируя им свой жизненный опыт, сформированный под влиянием разных наставников. "Логичная последовательность событий ("армия - плен - освобождение - демобилизация") отражает не только жизненный путь героя, но и исторический контекст: от хаоса начала 90-х к становлению нового мирового порядка. Герой эволюционирует вместе со страной, адаптируясь к новым реалиям и становясь активным игроком на международной арене.

"В основе всей трилогии лежит противостояние личности и различных социальных структур, которое проходит яркую эволюцию. От столкновения с архаичными традициями кавказского общества в "Кавказском пленнике", герой попадает в жестокий мир питерской криминальной среды в "Брате". Завершается же его путь противостоянием с олигархическими группировками и международными корпорациями во втором "Брате". Эта властная спираль, где герой последовательно сталкивается с властью прошлого, силой и несправедливостью, неизбежно приводит к конфликту между его личными ценностями и нормами сообществ.

Цветовая палитра песчано-коричневых оттенков, заданная в "Кавказском пленнике", становится визитной карточкой первой части "Брата", подчеркивая визуальную преемственность фильмов. Длинные планы и песочная цветокоррекция в "Кавказском пленнике" создают атмосферу медленного, почти медитативного повествования, характерную для фестивального кино. Цветовая гамма преемственно переходит в первый фильм «Брат», продолжая действия, начатые в прологе. Классическая дилогия «Брат» снята как типичное мейнстримовое кино для проката в кинотеатрах, поэтому вместо занудных фольклорных мелодий «Пленника» в дилогии звучит очень хороший бодрый саундтрек и применен динамичный монтаж.

Трилогия "Брат" представляет собой интересный жанровый микс. Начиная с военной драмы "Кавказского пленника", мы переходим к своеобразному вестерну с элементами самурайского кино в первом "Брате", а затем к роуд-муви с криминальными элементами во втором. Такое жанровое разнообразие, при всей своей кажущейся эклектичности, органично вписывается в общую концепцию трилогии, отражая эволюцию главного героя и меняющуюся реальность 90-х.

Балабанов и Бодров-старший, работая с ограниченным бюджетом, продемонстрировали мастерство в создании динамичных и запоминающихся сцен экшена. Вместо того чтобы соревноваться с голливудскими блокбастерами, они сосредоточились на атмосфере и характере, создавая напряженные моменты короткими, но эффектными эпизодами. Это особенно заметно в контрасте с безвкусными российскими боевиками того времени.

Критика "Кавказского пленника" часто сводится к двум основным моментам: затянутому сюжету и неправдоподобным историям прапорщика Саши. Действительно, медленный темп фильма и некоторые сюжетные линии могут вызывать вопросы у зрителя. Однако, такой подход был сознательным выбором режиссера, стремящегося создать атмосферу безысходности и психологического напряжения, характерную для пленников.

Визуальный стиль фильма, с его длинными планами, натуралистическими пейзажами и приглушенными цветами, создает ощущение изоляции и безысходности, которое полностью соответствует внутреннему состоянию героев. Медленный темп позволяет зрителю глубоко погрузиться в их переживания и прочувствовать всю тяжесть их положения.

Что касается неправдоподобных историй прапорщика Саши, то их можно рассматривать как элемент психологического портрета этого персонажа. Саша – человек, который пытается выжить в экстремальных условиях, и его истории – это способ справиться со страхом и одиночеством. Они также служат для создания контраста с наивным и доверчивым Иваном.

Рассматривая "Брат" как трилогию, мы получаем более глубокое понимание героев, их мотивации и эволюции. Фильмы Балабанова не просто криминальные истории, а многогранные полотна, отражающие дух эпохи и поднимающие вечные вопросы о человечности, добре и зле. "Брат" – это не просто история о бандитах, а глубокая драма о становлении личности в суровых условиях. "Кавказский пленник" – неотъемлемая часть этой истории, раскрывающая истоки характера Данилы Багрова. Изучая "Брат" как трилогию, мы получаем более полное и глубокое понимание этой культовой киноистории.

-2
-3
-4
-5

-6