До конца этой недели YouTube на компьютерах российских пользователей замедлится до 40 процентов, а до конца следующей — на 70. И на этот раз речь не о собственных проблемах площадки: YouTube начали целенаправленно замедлять за многочисленные нарушения российского законодательства. Об этом 25 июля сообщил председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн. Какая судьба ждет популярный видеосервис и кого затронут ограничения, узнала «Парламентская газета».
Вынужденный шаг
Александр Хинштейн «деградацию» YouTube назвал вынужденным шагом и обратил внимание, что направлена она не против российских пользователей, а против администрации иностранного ресурса, который «по-прежнему считает, что может безнаказанно нарушать и игнорировать наше законодательство».
«Вновь подчеркну: все происходящее является следствием антироссийской политики хостинга, который последовательно удаляет каналы наших общественных деятелей (блогеров, журналистов, артистов), чья позиция отличается от западной точки зрения, — написал парламентарий в своем Telegram-канале. — Поэтому дальнейшая судьба YouTube в России зависит исключительно от него самого. Если администрация ресурса не изменит свою политику и не начнет соблюдать наши законы, ничего хорошего его здесь не ждет».
При этом стоит учитывать важный аспект: замедление скорости YouTube не коснется мобильных устройств. И речь не только о телефонах: вероятнее всего, стабильно работать сервис продолжит и на умных телевизорах, которые либо по умолчанию оснащены операционной системой Android, либо работают на различных ее модификациях и системах, схожих по архитектуре, как, например, «Яндекс ТВ».
Два варианта для пользователей
Как рассказал «Парламентской газете» руководитель Центра безопасного интернета Урван Парфентьев, ситуация с YouTube, скорее всего, станет классическим примером «борьбы брони и снаряда»: «Мы это уже проходили в ситуации с блокировкой Twitter и других иностранных соцсетей. Начнется очередной виток соревнований защитных программно-технических механизмов и средств их обхода. Наверняка стоит ждать всплеска интереса к VPN-сервисам — особенно если учитывать, что они давно уже отошли от стандартной функции анонимизации пользователя и научились учитывать и обходить архитектуру и принципы блокировок, которые накладываются на те или иные ресурсы».
Впрочем, с VPN, по словам Урвана Парфентьева, не все так просто. Не исключено, что некоторые, а вполне возможно, что и многие сервисы, программы и приложения, в том числе те, которые специально создадут для комфортного просмотра YouTube, будут под шумок заниматься еще и выуживанием у пользователя денег или персональных данных. Поэтому использовать их люди, конечно, будут, но на свой страх и риск.
Поэтому если замедление и уже маячащая на горизонте окончательная блокировка затронут также мобильные версии YouTube, у пользователей останется, по сути, два безопасных варианта: либо вливать на российские площадки типа RuTube и VK Video, либо мигрировать вслед за своими любимыми блогерами туда, куда пойдут они, — например в Telegram.
«В целом же ситуация с YouTube, конечно, ожидаемая, — заключил эксперт. — Этот сервис ведет абсолютно неправильную политику, не взаимодействуя с национальными юрисдикциями или взаимодействуя только там, где он видит для себя выгоду, тем самым умножая контентные угрозы. Поэтому разного рода меры к нему, конечно, приниматься должны и будут».