Найти тему
Михаил Д.

Философия сегодня, куда я пришел?

Небольшое эссе на тему места философии в жизни.

Данный текст написан с целью разобраться в собственной позиции и ответить на вопрос "Зачем я изучаю философию". Стоит выделить ряд проблем, которые заставляют искать ответ на этот не самый приятный вопрос. Оговорюсь заранее, что проблемы, которые я выделяю, касаются меня в частности и не претендуют на обобщение.

Проблема 1. Невозможно вобрать в себя 2.5 тысячи лет развития философской мысли

Проблема 2. Невозможно привести философские учение к общему знаменателю и тем самым достичь предельного знания

Проблема 3. Неясно как можно развивать философскую мысль в собственном исполнении и учетом первых двух проблем

Проблема 4. Мотивация к изучению основана на тщеславии

В целом, можно было бы закончить статью на этих четырех пунктах. Как минимум, на месте читателя. Однако будучи автором текста я не вправе оставить фрагмент размышлений в столь неоконченном виде. А значит необходимо раскрыть данные тезисы в более подробном виде.

Проблемы связанные с обширностью философского материала и невозможности свести все к единому, общему знанию, ставят меня в тупик при любой попытке сформулировать собственную мысль. Я не в состоянии сказать что-либо принципиально новое, равно и как не в состоянии обобщить свой персональный опыт и абсолютизировать его как некое чистое знание, общее для всех. Все, что мне остается это выхватывать фрагменты из разных трудов и собирать материал, который я должен каким-то образом применять в собственной жизни. Если философия для меня лишь способ разобраться в себе, то зачем мне вообще философия, если предметом исследования является мой аватар? Некое умозрительное представление внутри меня о том, кто я такой. Позиция, которая по своей природе обречена на искажения и не может служить надежной опорой для познания истины. В этом случае мое собственное представление о себе самом является неким инструментом для прикладывания различных знаний о человеке. Изучая обобщенные представление о природе человека, социума, истории, мышления и других сфер, я прикладываю их к заранее ограниченной модели себя. Эти конструкты в свою очередь были выведены другими людьми находящимися в схожей ситуации. Отсюда проистекает неприятный вывод. Что философия есть искусственно обобщенное знание, хотя в моей личной действительности это разрозненный набор размышлений самых разных людей. И истинна и ценна она только в переработанном виде. Великие мыслители прошлого не создали абсолютных величин. Но создали оформленное проявление себя в виде текстов. Прикладывая эти тексты к себе я формирую собственное прочтение и понимание. Иногда оно может оказаться настолько значительным, что мой умозрительный конструкт "кто я" меняется в соответствии с присвоенным знанием.

Итого мы имеем. Я не знаю, кто я такой на самом деле. Мое представление о себе самом сформировано путем наложения различных конструктов на это представление. Я никогда не смогу вобрать в себя все существующие конструкты. Я никогда не смогу произвести конструкт, который будет чистым, независимым, не опирающимся не на что кроме личного ощущение, ибо способом проявление конструкта является язык, а значит цитирование неизбежно. В связи с этим, любой текст, который я произвожу не имеет права называться оригинальным.

Учитывая все выше сказанное можно ответить на заданный в начале вопрос так: я изучаю философию, потому что не нахожу причин этого не делать. Мне нравится ощущать себя искателем, и даже понимание того, что то, что я ищу либо не существует, либо всегда со мной, меня не останавливает. Вся остальная мотивация основана на желании обрести превосходство в социальной структуре и получить соответствующие блага. Для противовеса данной эгоистической парадигме я буду производить тексты, которые, возможно, окажутся для кого-то полезными. Таким образом мое увлечение философией не будет зациклено на себе самом.

Это красивая картинка. Она нужна для технических нужд. Но это не мешает ей быть красивой.
Это красивая картинка. Она нужна для технических нужд. Но это не мешает ей быть красивой.