Небольшое эссе на тему места философии в жизни.
Данный текст написан с целью разобраться в собственной позиции и ответить на вопрос "Зачем я изучаю философию". Стоит выделить ряд проблем, которые заставляют искать ответ на этот не самый приятный вопрос. Оговорюсь заранее, что проблемы, которые я выделяю, касаются меня в частности и не претендуют на обобщение.
Проблема 1. Невозможно вобрать в себя 2.5 тысячи лет развития философской мысли
Проблема 2. Невозможно привести философские учение к общему знаменателю и тем самым достичь предельного знания
Проблема 3. Неясно как можно развивать философскую мысль в собственном исполнении и учетом первых двух проблем
Проблема 4. Мотивация к изучению основана на тщеславии
В целом, можно было бы закончить статью на этих четырех пунктах. Как минимум, на месте читателя. Однако будучи автором текста я не вправе оставить фрагмент размышлений в столь неоконченном виде. А значит необходимо раскрыть данные тезисы в более подробном виде.
Проблемы связанные с обширностью философского материала и невозможности свести все к единому, общему знанию, ставят меня в тупик при любой попытке сформулировать собственную мысль. Я не в состоянии сказать что-либо принципиально новое, равно и как не в состоянии обобщить свой персональный опыт и абсолютизировать его как некое чистое знание, общее для всех. Все, что мне остается это выхватывать фрагменты из разных трудов и собирать материал, который я должен каким-то образом применять в собственной жизни. Если философия для меня лишь способ разобраться в себе, то зачем мне вообще философия, если предметом исследования является мой аватар? Некое умозрительное представление внутри меня о том, кто я такой. Позиция, которая по своей природе обречена на искажения и не может служить надежной опорой для познания истины. В этом случае мое собственное представление о себе самом является неким инструментом для прикладывания различных знаний о человеке. Изучая обобщенные представление о природе человека, социума, истории, мышления и других сфер, я прикладываю их к заранее ограниченной модели себя. Эти конструкты в свою очередь были выведены другими людьми находящимися в схожей ситуации. Отсюда проистекает неприятный вывод. Что философия есть искусственно обобщенное знание, хотя в моей личной действительности это разрозненный набор размышлений самых разных людей. И истинна и ценна она только в переработанном виде. Великие мыслители прошлого не создали абсолютных величин. Но создали оформленное проявление себя в виде текстов. Прикладывая эти тексты к себе я формирую собственное прочтение и понимание. Иногда оно может оказаться настолько значительным, что мой умозрительный конструкт "кто я" меняется в соответствии с присвоенным знанием.
Итого мы имеем. Я не знаю, кто я такой на самом деле. Мое представление о себе самом сформировано путем наложения различных конструктов на это представление. Я никогда не смогу вобрать в себя все существующие конструкты. Я никогда не смогу произвести конструкт, который будет чистым, независимым, не опирающимся не на что кроме личного ощущение, ибо способом проявление конструкта является язык, а значит цитирование неизбежно. В связи с этим, любой текст, который я произвожу не имеет права называться оригинальным.
Учитывая все выше сказанное можно ответить на заданный в начале вопрос так: я изучаю философию, потому что не нахожу причин этого не делать. Мне нравится ощущать себя искателем, и даже понимание того, что то, что я ищу либо не существует, либо всегда со мной, меня не останавливает. Вся остальная мотивация основана на желании обрести превосходство в социальной структуре и получить соответствующие блага. Для противовеса данной эгоистической парадигме я буду производить тексты, которые, возможно, окажутся для кого-то полезными. Таким образом мое увлечение философией не будет зациклено на себе самом.