Найти в Дзене

Новосибирск - столица России

Немного истории о Столицах русского народа Сибиряка. Возникшая по данным археологии в середине VIII века Ладога названа резиденцией Рюрика в Ипатьевском списке «Повести временных лет». Согласно этой версии, Рюрик сидел в Ладоге до 864 года, и лишь после этого основал Новгород.
Популяризация Ладоги (ныне село Старая Ладога в Ленинградской области) как «первой столицы Руси» получила сильный толчок во время празднования её 1250-летия в 2003 году. Однако не все историки признают за ней этот статус.
Среди новгородских и петербургских учёных данный вопрос является предметом своеобразного «местнического» спора, данный вопрос также рассматривается в работах украинских историков.
В Санкт-Петербурге как общегородской праздник официально отмечается (15 августа) памятная дата «День Ладоги — первой столицы Руси, предшественника Санкт-Петербурга». Новгород (864—882)
Рюриково Городище, общий вид археологического памятника Согласно другим летописям, резиденцией Рюрика сразу стал Новгород. Как показал

Немного истории о Столицах русского народа Сибиряка.

Возникшая по данным археологии в середине VIII века Ладога названа резиденцией Рюрика в Ипатьевском списке «Повести временных лет». Согласно этой версии, Рюрик сидел в Ладоге до 864 года, и лишь после этого основал Новгород.

Ладога
Ладога


Популяризация Ладоги (ныне село Старая Ладога в Ленинградской области) как «первой столицы Руси» получила сильный толчок во время празднования её 1250-летия в 2003 году. Однако не все историки признают за ней этот статус.
Среди новгородских и петербургских учёных данный вопрос является предметом своеобразного «местнического» спора, данный вопрос также рассматривается в работах украинских историков.
В Санкт-Петербурге как общегородской праздник официально отмечается (15 августа) памятная дата «День Ладоги — первой столицы Руси, предшественника Санкт-Петербурга».

Новгород (864—882)
Рюриково Городище, общий вид археологического памятника

городище
городище

Согласно другим летописям, резиденцией Рюрика сразу стал Новгород. Как показали археологические исследования, на своём нынешнем месте Новгород существует только с X века. Летописные упоминания о нём в более раннее время могут относиться к Городищу в 2 км от современного центра Новгорода.
Вне контекста летописного рассказа о призвании варягов указание на первоначальное старшинство новгородского региона имеется у арабского географа Ибн Хаукаля, который называет его (ас-Славийю) главным среди трёх центров русов, и в сообщении Лаврентьевской летописи, где приводятся слова, с которыми в 1206 году владимирский князь Всеволод Большое гнездо отправлял собственного сына Константина в Новгород на княжение: «А Новъгород Великый старейшиньство имать княженью во всей Русьской земли.
После перенесения столицы в Киев в 882 году Новгород сохранил роль второго по значимости центра страны. В нём обычно правил старший сын великого князя киевского. Соперничество двух столиц — северной и южной — стало характерной чертой русской истории и в последующие исторические эпохи.

Киев (882—1243)
Олег перед стенами Киева. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век)
Золотые ворота в Киеве. Киево-Печерская лавра (современный вид)

Лавра
Лавра

В 882 году преемник Рюрика новгородский князь Олег Вещий захватил Киев, который с этого времени становится столицей Руси. С принятием Русью христианства в конце X века Киев становится резиденцией митрополита всея Руси. Совпадение политического и церковного центра в сочетании с длительным периодом единовластия киевских князей привело к формированию на Руси устойчивого института столицы, что было не типичным для большинства европейских стран того времени. В древнерусской литературе понятию столицы соответствовали выражения «старейший стол» и сохранившие своё значение до сегодняшнего дня выражение «стольный город» и эпитет «первопрестольный». Киев получил наименование «Матери городов русских», что являлось калькой с греческого слова «метрополия» и уподобляло город Константинополю. В условиях разрастания княжеского рода управление Русью с середины XI века приобрело форму сеньората: прерогативы верховной власти вместе с владением киевским столом переходили к генеалогически старшему князю.
В период политической раздробленности, который пришёл на смену относительно централизованному Древнерусскому государству и длился с середины XII по начало XVI века, Русь продолжала сохранять определённое единство в форме номинального политического главенства старейшего стола и его великого князя, сначала киевского, позднее владимирского и московского. Для политической структуры Руси в конце XII — первой половине XIII века было характерно существование четырёх влиятельных земель: Суздальской (Владимирской), Волынской, Смоленской и Черниговской, управлявшихся, соответственно, субдинастиями Юрьевичей, Изяславичей, Ростиславичей и Ольговичей. Остальные земли были несравнимо слабее и в той или иной форме зависели от первых четырёх. Внутри каждой земли существовали своя столица и подчинённые ей удельные столы.
Киевское княжество в этот период продолжало рассматриваться как общее владение княжеского рода, и право на получение столов в нём («причастие») имели все главные ветви Рюриковичей. Своей княжеской династии в Киеве не сложилось, контроль над ним был предметом постоянной борьбы, что с одной стороны вело к неуклонному падению его реальной роли, а с другой делало объектом, вокруг которого переплетались интересы всех русских земель.
С 1169 года, когда Андрей Боголюбский, обладая признанным старшинством, впервые отказался занять киевский стол, связь между обладанием Киевом и статусом самого сильного князя стала необязательной. В последующее время старшие суздальские и волынские князья предпочитали передавать Киев своим второстепенным родственникам, а черниговские и смоленские — чаще правили лично. Тем не менее, к князьям, когда-либо в течение жизни побывавшим в Киеве, продолжал прилагаться титул князей «всея Руси»[26]. Как в древнерусских источниках, так и в глазах иностранцев город продолжал восприниматься как столица.
В 1240 году Киев был разрушен монголами и на долгое время пришёл в упадок. Борьба за него прекратилась. Старейшими на Руси («стареи всем князем в Русском языце») были признаны владимирские великие князья Ярослав Всеволодович (1243) и Александр Ярославич Невский (1249), и Киев был передан им. Однако своей резиденцией они предпочли оставить Владимир. В последующую эпоху, вплоть до завоевания Киева Литвой (1362), в нём правили провинциальные князья, не претендовавшие на общерусское главенство.

Владимир (1243—1389)
Владимир (современный вид). Золотые ворота во Владимире

Золотые ворота
Золотые ворота

Успенский собор во Владимире. Главный собор Северо-Восточной Руси и место, где великие князья Владимирские садились на престол
Владимир-на-Клязьме, основанный в 1108 году Владимиром Мономахом, стал столицей Северо-Восточной Руси в 1157 году, когда сюда из Суздаля перенёс свою резиденцию князь Андрей Юрьевич Боголюбский. Андрей стремился сделать Владимир равным Киеву и специально отстроил по столичному образцу[30]. В старой историографической традиции, восходящей к В. Н. Татищеву и Н. М. Карамзину, нежелание Андрея занять киевский стол в 1169 году трактовалось как обретение Владимиром статуса столицы в общерусском масштабе. Однако в современной литературе этот вывод поддержки не находит. Признание старейшинства в княжеском роде, действительно, оказалось оторванным от киевского стола, но оно прилагалось к личности князя, а не его городу и далеко не всегда принадлежало владимирским князьям. Временем максимального влияния княжества стало правление Всеволода Юрьевича Большое гнездо. Его главенство признавалось князьями всех русских земель, кроме Чернигова и Полоцка, и отныне владимирские князья стали именоваться «великими».
После Монгольского нашествия (1237—1240) все русские земли оказались под верховной властью Монгольской империи, в подчинении её западного крыла — Улуса Джучи или Золотой Орды. Центр последней находился в Нижнем Поволжье, в городе Сарай-Бату (в районе совр. с. Селитренное в 80 км от Астрахани), а позднее в Сарай-Берке (ныне село Царев Ленинского района Волгоградской области). Власть русских князей стала зависеть от санкции ордынских ханов. В русских источниках они именовались «царями» — высшим титулом, ранее прилагавшимся только к византийским и германским императорам. Именно великие князья Владимирские были номинально признаны в Орде старейшими во всей Руси. В 1299 году во Владимир перенёс свою резиденцию митрополит. С нач. XIV века владимирские князья стали носить титул «великих князей всея Руси». Но их реальный контроль ограничивался территорией Северо-Восточной Руси и Новгородом.
Владимирский стол с санкции Орды получал один из удельных князей Северо-Восточной Руси. После смерти Александра Невского князья перестали лично сидеть в городе. Совершив там обряд интронизации, они оставляли наместника и возвращались в родовое княжество. Такая система напоминала ситуацию, ранее существовавшую в масштабе всей Руси. Но в отличие от Киевского Владимирское княжество не считалось общеродовой собственностью, а управлялось великим князем единолично. Это давало носителю данного титула реальный перевес над остальными князьями. Ожесточённая борьба за него, часто сопровождавшаяся опорой на татарские войска, была характерным явлением следующего столетия[36].
В XIII веке владимирским столом владели князья Твери, Костромы, Переяславля и Городца. В XIV веке — Твери, Москвы и Суздаля (Нижнего Новгорода). С 1363 года его занимали только московские князья, с 1389 года он стал их наследственным владением. Тем самым Владимирское и Московское княжества фактически слились. Последними князьями, прошедшими коронацию во Владимире, были Василий I в 1389 году и, возможно, Василий II в 1432 году (по другим сведениям, он садился на престол уже в Москве). Владимир окончательно превратился в провинциальный город. Хотя в великокняжеской и царской титулатуре он по традиции ещё очень долго упоминался на первом месте.

Москва (1389—1712)
Успенский собор Московского Кремля (современный вид).

Успенский собор
Успенский собор

Место коронации московских князей, царей и (начиная с Петра II) российских императоров. Москва впервые упомянута в летописи в 1147 году. До монгольского нашествия в городе не было княжеского стола. Он на короткое время учреждался в 1247—1248 годах и был ликвидирован по смерти занимавшего его князя. В 1263 году Москву получил в удел младший сын Александра Невского — Даниил Александрович. Не претендуя на великое княжение Владимирское, он смог значительно расширить территорию своего княжества за счёт соседних смоленских и рязанских волостей. Это позволило Даниилу привлечь к себе на службу большое количество служилых людей, которые составили основу мощного московского боярства. В современной историографии данный фактор рассматривается как важнейший в процессе успешного возвышения Москвы. Сыновья Даниила — Юрий Данилович и Иван I Калита вступили в борьбу за великокняжеский ярлык с тверскими князьями и за время нахождения на владимирском столе значительно расширили великокняжеские владения. В 1325 году митрополит Всея Руси Пётр перенёс свою резиденцию из Владимира в Москву. Однако до тех пор, пока право на великое княжение зависело от воли хана, положение московских князей оставалось непрочным. После внезапной смерти Ивана II Красного московским князем стал его 9-летний сын Дмитрий Иванович (будущий Донской) и ярлык на Владимир достался Дмитрию Константиновичу Суздальско-Нижегородскому. Этот момент совпал с началом в Орде длительной усобицы, что дало возможность московскому боярству получить ярлык от другого претендента на ханский престол и отстоять владение Владимиром с помощью военной силы (1363). Последующие ордынские ярлыки, выданные фактическим правителем западной части Орды — Мамаем в 1370, 1371 и 1375 годах Михаилу Александровичу Тверскому были Дмитрием проигнорированы. Под эгидой Москвы сложилась устойчивая коалиция, включавшая в себя все земли Северо-Восточной Руси, а также часть верховских и смоленских княжеств. С этими силами Дмитрий принудил к покорности оставшуюся без союзников Тверь и нанёс историческое поражение ордынской армии Мамая в Куликовской битве в 1380 году.
Итогом правления Дмитрия Донского стало признание владимирского стола «отчиной» — то есть наследственным владением московских князей. Переход был признан Литвой (1372) и Тверью (1375, 1384) и получил санкцию со стороны Орды (1383). В 1389 году Дмитрий передал Владимир по завещанию своему сыну Василию. Объединение России завершилось в правление Ивана III и Василия III включением в состав Московского государства Новгорода (1478), Твери (1485) и ликвидацией формальной автономии Пскова (1510) и Рязани (1518). Иван III стал также первым суверенным правителем России, отказавшись подчиняться ордынскому хану.
В 1547 году Иван IV принял царский титул, и Москва до 1712 года стала столицей Российского царства.

Санкт-Петербург / Петроград (1712—1918)
Зимний дворец — официальная резиденция российских императоров.
Петропавловская крепость (современный вид)

Петропавловская крепость
Петропавловская крепость

Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади
Основные статьи: Перенос столицы России из Москвы в Санкт-Петербург, Перенос столицы России из Санкт-Петербурга в Москву и Перенос столицы России из Москвы в Санкт-Петербург (1730-е). В 1712 году по воле Петра I столица России была перенесена в Санкт-Петербург, специально основанный как столичный город. При этом формального указа или царского манифеста о переносе столицы не издавалось. В 1728 году столица фактически была перенесена обратно в Москву в связи с переездом туда Петра II. После его смерти в 1730 году Петербургу был подтверждён столичный статус. Императорский двор и правительство переехало в город единовременно в 1732 году.

12 марта 1918 года решением Советского правительства столица России перенесена в Москву. В 1922 году Москва, оставаясь столицей РСФСР, стала одновременно и столицей Советского Союза.

Москва — самый населенный город России; центр Московской городской агломерации, крупнейшей городской агломерации в России и Европе с численностью постоянного населения около 17 млн человек. В качестве города федерального значения является субъектом РФ с самым большим населением. Численность населения города по данным Росстата составляет 12 635 466 чел. (2022). Из них 12 455 682 — городское население, 199 368 — сельское. На 2024 год - 13 149 803 чел.

Численность населения города по данным Росстата составляет 5 597 763 чел. (2024). Плотность населения — 3989,85 чел./км2 (2024). Фактическая численность населения Санкт-Петербурга по данным администрации достигает 7 млн. человек (2021).

В Новосибирске проживает 1,63 млн человек, что является третьим показателем по стране. Об этом на оперативном совещании, 6 июня, заявил глава управления Росстата по Новосибирской области Михаил Ференец.

Численность жителей Новосибирской области выросла с 2010 года выросла на 132 тыс. человек. Таким образом в регионе проживает 2,79 млн человек. Новосибирская область занимает 15 место среди субъектов РФ по численности населения.

Средняя численность городов в 2023 году:

  1. Москва (13 104 177);.
  2. Санкт-Петербург (5 600 044);
  3. Новосибирск (1 635 338);
  4. Казань (1 314 685);
  5. Челябинск (1 182 517);
  6. Самара (1 163 645);
  7. Уфа (1 157 994);
  8. Краснодар (1 121 291);
  9. Омск (1 110 836);
  10. Воронеж (1 051 995);
  11. Пермь (1 027 153);
  12. Волгоград (1 025 662).

    Россия безвозвратно развернулась на ближайшие десятилетия на восток. Пора как в знаменитом выражении менять ПУТЬ. "
    Все дороги ведут в Рим".

30 апреля (12 мая) 1893 года на место основания будущего города прибыла первая партия рабочих для возведения жилья для строителей железнодорожного моста, этот момент принято считать официальной датой рождения Новосибирска.

Президент России Владимир Путин поручил подготовить планы переезда госкомпаний из Москвы. Правительство РФ должно представить предложения по перемещению организаций в регионы до 1 октября 2024 года.

Новосибирск - город достойный быть столицей новой, возрождающей России.

Новосибирск
Новосибирск
Новосибирск
Новосибирск

Новая столица - как мост в освоении бескрайной северной постепенно теплеющей части России (Якутии и огромного Красноярского края).

Сибирский народ знает свою историю.

Чалдоны
Чалдоны

Скорее всего, первые русские в Сибири были людьми неприкаянными, жившими охотой, рыбалкой и собирательством. Небольшими группами семей они скитались по лесам Руси и постепенно вышли в Сибирь. Собственно само слово «челдоны» аж до XIX века в жаргоне сибиряков употреблялось в значении «неуёмный, бродячий люд».
Есть предположение, что челдоны — это переселенцы с юга Руси. Якобы пришли они от устья Дона. Собственно, один из вариантов перевода слова «челдон» – «человек с Дона». Или иначе – «прибывший на ЧЕЛнах с ДОНа». Но это объяснение среди учёных считается маловероятным, потому что кроме такой вот сомнительной этимологии оно ничем больше не подтверждается.

Есть гипотеза о том, что челдоны происходят из ушкуйников — речных пиратов, промышлявших торговлей, грабежом и охотой на Волге и Каме. Эта гипотеза считается куда более вероятной. Но правда в том, что достоверных сведений о том, откуда в Сибирь пришли челдоны, нет.
Никто не может точно сказать и время, когда челдоны пришли в Сибирь. Правда, немного свет на это проливает их характерный говор. Исследователи обнаружили, что в среде челдонов в ходу, например, слово «комони» (кони), которое встречается ещё в «Слове о полку Игореве», но полностью утрачено в других русских этнических группах. То есть, скорее всего, челдоны ушли в Сибирь ещё до монгольского нашествия на Русь.
На то, что челдоны выделились из остальных русских до пришествия монголов, указывают и их нравы. Во время монгольского ига в культуре Руси сложилось почитание центральной власти и преданность людей лично сильному лидеру – князю (в последствии — царю). Домонгольской Руси свойственен больший уклон в общинность. Это и наблюдается в нравах челдонов. Они привыкли считать себя вольными, а интересы своей общины ставят превыше всего.
В поведении челдонов отмечают обычно добросовестность, медлительность, упрямство, независимость, добродушие и необычайную чистоплотность. Когда-то была широко распространена поговорка: «Крыльцо блестит — чалдоны живут».
Несомненно, первые русские переселенцы в Сибирь были крещёнными христианами. Но в их веровании много языческих элементов, которые сохранились с древних времён (или их переняли у коренных народов). Например, место для икон в избе, которое у славян обычно называлось «красный угол», челдоны называли «божница». Это, возможно, память о тех временах, когда в углу избы стояли статуэтки божков. А уронить икону до сих пор в среде челдонов считается страшно плохой приметой (как в языческой древности: уронить статуэтку — значит обидеть божка).
Избы челдонов разделены на мужскую и женскую половины. Только женщина могла готовить еду, лекарственные травы, мыть посуду и прибираться в доме. Мужчине трогать кухонную утварь — значит осквернить её. Поэтому, если мужчина заходил на кухню, женщины его выгоняли оттуда со скандалом и руганью. Женщине в свою очередь запрещалось трогать инструменты в мастерской. Крайне редко, но этот обычай соблюдается до сих пор.
Челдоны же принесли в Сибирь традицию строить заимки, которую впоследствии переняли от них коренные народы. Заимка — это примитивное сооружение, близкое по устройству к землянке или шалашу, которое строили в лесной глуши (как правило у берега реки). В них жили во время промысла. Уходя, оставляли в заимке немного еды, средства для разведения огня, тёплой одежды и посуды. Это всё предназначалось для других охотников, рыболовов или просто заблудившихся путников.
Ещё одна характерная челдонская традиция — пить чай «вёдрами». Каждое воскресенье они ставили ведерный самовар и подолгу пили чай всей семьёй. За это более поздние переселенцы дали челдонам прозвище «сибирские водохлёбы».

Китайское чаепитие
Китайское чаепитие

Зачем понадобились царской России эти суровые пространства тундры и вечной мерзлоты? В большом государстве казны много не бывает, а здесь хоть и холодно, но можно собрать с аборигенов ясак – оброк в виде «мягкой рухляди». На многие годы Сибирь стала главным источником русской пушнины. А кроме того, мерзлота – она только на крайнем Севере, а к югу от 55–58 параллелей, от Урала до Тихого океана, лежат 4 миллиона квадратных вёрст благодатной полосы, так и просящейся под плуг и обещающей плодородие.

Так политикой и природой были обусловлены две социальные группы, которые первыми были направлены в Сибирь: военные и крестьяне.

В качестве военных в Сибирь отправились, главным образом, казаки, состоящие на «государевой службе». К ним примыкало черносошное и посадское население Севера Руси, слабо затронутое Смутой и потерявшее свои традиционные связи с Новгородом. Так потом и писал историк: «Ермак проложил путь в Сибирь для массы из казачьего Юга и новгородского Севера».

Так началась промысловая колонизация, проходящая в районе нынешних Березова, Сургута и Мангазеи. И первыми «пришлыми сибиряками» стали люди служилые: казаки конные и пешие, стрельцы, пушкари, направляемые сюда по царскому указу. Затем стали прибывать казаки с Украины и Дона, а также «литва» – подданные Речи Посполитой, попавшие в плен или добровольно перешедшие на русскую службу. К «литве» причисляли белорусов, поляков, немцев, украинцев и собственно литовцев. Некоторые из военнопленных поляков, шведов, немцев переводились в Сибирь на службу. Это не считалось ссылкой: они получали чин и звание, денежное и хлебное довольствие, земельный надел.

К концу XVII века в Сибири насчитывалось около 10 тыс. служилых людей. Постепенно в состав сибирского служилого сословия стали входить и местные – юртовские и томские татары, чатские мурзы.

Конечно, военные гарнизоны не могли существовать сами по себе. Каждый военный отряд, посылаемый для «поставления» нового сибирского города, сопровождали гражданские – плотники, кузнецы, священники, крестьяне, – словом, те, без кого невозможно нормально устроить хозяйство.
И нужно было осваивать земли, чтобы каждый населённый пункт сам себя кормил. Так уже в XVI веке крестьян европейской части России активно стали перемещать в Сибирь. Одни попадали туда «по указу»: выбирались местной администрацией и вместе с семьями переводились на новое поселение. Другие оказалась там «по прибору»: так называлась вербовка добровольцев, охочих до освоения новых мест.
Крестьян мотивировали льготами: переселенцам предоставлялся кредит, их на время освобождали от уплаты налога, а кроме того давали подъемные – безвозмездную денежную ссуду в размере от 25 до 135 рублей, большие деньги по тем временам.
Поначалу на новые земли потянулись крестьяне с Поморья, но уже с 1670-х годов к ним присоединились землепашцы с Поволжья, из западных и южных районов России. Так к концу XVII века образовалось самостоятельное сословие-класс крепкого сибирского крестьянства.
Для крестьян основной причиной добровольного переселения в Сибирь были рост населения и, как следствие, недостаток земли в европейской части России. Вот цитата из письма 1895 года от крестьян Пермской губернии Ф. С. Утева и Г. Д. Бокалова: «Мы, бывшие крепостные крестьяне помещицы графини Натальи Павловны Строгановой, при добровольном выкупе земель у неё нашим Архангельским сельским обществом по дополнительному к уставной грамоте акту в 1870 году получили в надел земли по 7 1/8 десятин на душу. В течение 25 лет, вследствие прироста населения, земельного надела стало мало, ремесла и промыслы не развиваются, поэтому и причитается нам заниматься хлебопашеством; если остаться на настоящих местах жить ещё 25 лет, то мы доживем до того, что на каждую наличную душу мужского пола дойдёт земли до 1 десятины, – пока ещё не поздно, мы имеем намерение предпринять переселение в Томскую губернию».
Указ 1822 года «О дозволении крестьянам переселяться на земли сибирских губерний» дал санкцию на свободное переселение крестьян за Урал. Без пригляда государства, но и без помощи с его стороны.
Всю вторую половину XIX века крестьянство лилось в Сибирь относительно ровным потоком. Мощный толчок дала Столыпинская реформа 1906 года, фактически узаконившая права собственности на землю и создавшая возможность единоличного крестьянского хозяйства в качестве альтернативы общине.
В XVIII–XIX веках выросла роль «штрафной колонизации»: так, во время Семилетней войны были выведены из Польши в Сибирь 10 тысяч семей раскольников. Только в 1764–1765 сюда из польских пределов проследовало 23 партии староверов по 150–250 человек. Они расселились в Западном Забайкалье и к середине XIX века составили 57 % всего русского населения территории. Некоторым преступникам – уголовным, военным и политическим – смертную казнь заменяли ссылкой в Сибирь. Знаменитый пример – декабристы.
В середине XIX века в Алтайском Горном округе стали активно разрабатывать месторождения полезных ископаемых, понадобилась рабочая сила, и поток ссыльно-каторжных вырос. Труд ссыльных широко применялся в Сибири в промышленном производстве. Колодники трудились на казённых винокуренных и металлургических заводах, соляных промыслах, суконных мануфактурах. Со второй четверти XIX в. большое число ссыльнопоселенцев по вольному найму сосредоточилось на золотых приисках.
Новый поток каторжан прибыл на строительство Транссибирской железной дороги.
Можно сказать, что, в основном,государство контролировало приток населения в Сибирь. Но были и те, кто отправлялся в Сибирь самовольно – полулегально и вовсе нелегально.
Старообрядцы, стремившиеся сохранить свою веру в скитах, шли в Сибирь не только по указу, но и сами.
Искали в Сибири новой жизни и беглые помещичьи крестьяне. Правда, не всем удавалось осуществить свои надежды на вольное укоренение в Сибири: многих ловили и возвращали хозяевам.
Для многих, отправившихся искать в Сибири счастье, основным стимулом стала желанная «воля». «Тут, в матушке Сибири, вольность для человека есть. Посмотри кругом: и просторы, и земли, реки и леса. Власть притеснительная слабая супротив россейской. В зубы никто не тычет, в глаза не колет. Хоть – хлебопашествуй, хоть – рыбачь, хоть – охотничай, хоть – иди на вольную, куда глаза глядят», – говорит крестьянин в воспоминаниях Г. М. Карнаухова. Кому говорит? Политическому каторжанину. Политические ссылки в Сибирь продолжались вплоть до февральской революции 1917 года и возобновились в период раскулачивания.
В Сибирь ехали русские, украинцы, белорусы, латыши, эстонцы, немцы, евреи, татары, мордва, башкиры и мещеряки. Казаки донские и запорожские, староверы из всех уголков страны, принявшие христианство мусульмане и буддисты, пленённые иностранцы, притеснённые иноверцы, все они привезли в Сибирь свою культуру, быт, обычаи и стремились их сохранить.
Во многом благодаря земельной реформе Столыпина и усилиями правительства по колонизации новых земель с 1897 по 1916 годы численность населения Сибири практически удвоилась (с 5,8 до 11,0 млн человек).
А после революции в край потекли новые людские потоки. Гражданская война, затем раскулачивание… С 1926 по 1939 год за Урал было перемещено 4,4 млн человек – столько же, сколько за все предшествующие 300 лет! Затем эвакуация в Великую Отечественную, послевоенный рост экономики и, конечно, БАМ. В одном только Томске каждый второй житель сегодня – потомок тех, кто приехал сюда уже в ХХ веке.
Все эти миллионы, приехавшие в Сибирь со своими традициями и нравами, особенностями уклада и характерными национальными чертами, – все они, смешиваясь между собой, постепенно становились сибиряками, приобретали знаменитый сибирский характер.