Найти в Дзене
Факты про артефакты

Серебрянное блюдо двора Сасанидов: путешествие из Ирана в Россию

«Я, Шапур, царь царей, соучастник Звезд, брат Солнца и Луны, моему брату Констанцию Цезарю приношу самое обширное приветствие...» Как и цветистое письмо Шапура римскому императору Константину, этот шедевр серебряной работы представляет Шапура II как правителя вселенной, царя царей. Артефакт был изготовлен в четвертом веке нашей эры для Шапура II, сасанидского царя, который известен своей характерной короной. Он был одним из самых могущественных правителей династии Сасанидов, которая контролировала Иран и большую часть Древнего Ближнего Востока с 224 по 651 год нашей эры. Во время правления Шапура сцены, изображающие короля, охотящегося на газель, кабанов, быков и горных козлов, были важными метафорами королевской власти. Блюдо, как и несколько других подобных образцов, было преподнесено в дар высокопоставленным лицам или было выставлено на видном месте в Сасанидском дворце в знак утверждения суверенитета Шапура. Эта Сасанидское изделие, однако, была обнаружено не в Иране, а в России.
Оглавление

«Я, Шапур, царь царей, соучастник Звезд, брат Солнца и Луны, моему брату Констанцию Цезарю приношу самое обширное приветствие...»

Как и цветистое письмо Шапура римскому императору Константину, этот шедевр серебряной работы представляет Шапура II как правителя вселенной, царя царей.

Блюдо Шапура
Блюдо Шапура

Артефакт был изготовлен в четвертом веке нашей эры для Шапура II, сасанидского царя, который известен своей характерной короной. Он был одним из самых могущественных правителей династии Сасанидов, которая контролировала Иран и большую часть Древнего Ближнего Востока с 224 по 651 год нашей эры.

Во время правления Шапура сцены, изображающие короля, охотящегося на газель, кабанов, быков и горных козлов, были важными метафорами королевской власти. Блюдо, как и несколько других подобных образцов, было преподнесено в дар высокопоставленным лицам или было выставлено на видном месте в Сасанидском дворце в знак утверждения суверенитета Шапура.

Части
Части

Путь блюда

Эта Сасанидское изделие, однако, была обнаружено не в Иране, а в России. Его путешествие из Ирана в Россию, а затем в Соединенные Штаты и Галерею искусств Фрира так же важно для его идентичности, как и его роль при дворе Сасанидов. Приобретенный богатой русской дворянской семьей Строгановых на границе Сибири, он был выставлен в их доме в Санкт-Петербурге до революции 1917 года.

Приближение
Приближение

В 1934 году блюдо стало одним из первых произведений сасанидского искусства, ввезенных в Соединенные Штаты, и сегодня является одним из самых важных сасанидских предметов в американском музее.

Придворная культура: Пиршества и еда

Охотничья тарелка из Шапура предназначалась для демонстрации, но многие сасанидские серебряные сосуды использовались на пирах. Сосуды для пиршества были богато украшены снаружи, чтобы ими можно было любоваться во время использования. Мотивы часто имели многослойное религиозное и светское значение, начиная от сцен с Дионисом (греческим богом вина) или фигурами, связанными с древней зороастрийской религией, и заканчивая видами природы с птицами и деревьями.

Рог для вина, такие как этот сосуд для питья в форме газели, использовались и для разлива вина.
Рог для вина, такие как этот сосуд для питья в форме газели, использовались и для разлива вина.

Сасаниды были известны во всем древнем мире своими изысканными и пышными пиршествами. Они были одним из первых обществ, которые подавали блюда из нескольких блюд, а также разнообразные сытные десерты. Банкеты могли длиться несколько дней и включали в себя время для питья вина и прослушивания музыки после еды.

Застолья были не только временем для празднования и употребления пищи и вина: они также могли служить глубоко религиозным церемониям. Трапеза начиналась с благословения (бадж), а пищу ели в тишине. В своих сочинениях греческие посетители, посетившие персидский двор, выражали свое удивление пышностью пира и его странной тишиной.

Сцены перегонки вина и различные сервировочные блюда, используемые во время пиршества, украшают эту чашу. Такие мотивы позволяют понять много  о древних ритуалах. Полусферическая чаша; Иран, Сасанидский период или позже, 7-8 век н.э.; Серебро и позолота;
Сцены перегонки вина и различные сервировочные блюда, используемые во время пиршества, украшают эту чашу. Такие мотивы позволяют понять много о древних ритуалах. Полусферическая чаша; Иран, Сасанидский период или позже, 7-8 век н.э.; Серебро и позолота;

Геродот: «Из всех дней в году перс больше всего выделяет свой день рождения и отмечает его обедом с особым великолепием. Богатый перс в свой день рождения будет иметь быка, или лошадь, или верблюда, или осла, запеченного целиком в печи и поданного к столу, а бедный — какого-нибудь более мелкого зверя. Основных блюд на их трапезе немного, но у них есть много сортов десертов, различные блюда подаются отдельно. Именно этот обычай заставил их говорить, что греки уходят из-за стола голодными, потому что у нас никогда не бывает ничего достойного упоминания после первого блюда: они думают, что если мы это сделали, то должны продолжать есть».

Аристофан, «Ахарняне», 72–3: «И эти безжалостные персидские воинства! Они заставляли нас пить сладкое вино, вино без воды, из золотых и стеклянных чаш».

Агесилай IX.3: "Персидский царь имеет виноделов, рыщущих по всем землям, в поисках напитка, который пощекочет его нёбо; Армия поваров придумывает блюда для его удовольствия».

Процесс изготовления артефакта

Простейшие серебряные пластины сасанидского периода изготавливались из двух серебряных монет, которые формировали тело и ногу. В отличие от этого, тарелка Шапура состоит из девятнадцати отдельных частей, что поднимает ее на высочайший уровень сасанидского мастерства.

-6

Сначала пластине придавалась форма, а затем добавлялись рисунки путем чеканки, штамповки и другой работы. Потерянный кусок кабаньей лапы показывает, как эти куски были добавлены на поверхность. Золото наносилось с помощью огневого золочения, процесса, при котором золото смешивалось с ртутью, а затем нагревалось. Ртуть сгорает, оставляя за собой тонкий слой сверкающего золота. Иногда золото выходит за рамки рисунка, что характерно для огненной позолоты.

Лайки под статьей помогут каналу в безжалостной борьбе на Дзене!