Найти тему
Индустриальный турист

Самара многоконфессиональная: самые красивые храмы каждой из религий, представленной в Самаре

Самара исторически являлась многоконфессиональным городом: согласно Первой Всеобщей переписи населения Российской империи от 1897 года в Самарской губернии проживали представители множества разных религиозных конфессий. Три четверти населения (а если быть точным, то 79,5%) исповедовали православие, из них 3,5% были старообрядцами. В Самаре также были представлены и другие христианские конфессии: 5,7% самарцев были лютеране, 2,1% были католиками. Среди других мировых религий был ислам (10,5% магометане) и иудаизм (0,1% - иудеи). Разве что буддистов в Самарской губернии не было - во всяком случае, при переписи никто не причислял себя к этой религии. (Источник: Первая Всероссийская перепись населения Российской Империи под редакцией Н.А. Тройницкого. Глава ХХХМI - Самарская губерния).

Именно поэтому даже в наши дни в Самаре можно обнаружить так много дореволюционных храмов разных религий: православные церкви, лютеранские кирхи, католические костёлы, исламские мечети, иудейские синагоги. И все эти здания обладают прекрасной и изысканной архитектурой!

До наших дней в Самаре сохранились храмы каждой из перечисленных мною выше религий - ни одна из конфессий не ущемлена в Самаре! И в этой статье я расскажу вам об одном храме от каждой из религий. А особое внимание я буду уделять их архитектуре, так как каждое из зданий в данной статье является выдающимся памятником архитектуры!

Однако моё вступление затянулось - давайте же перейдём к сути публикации!

Православные храмы: дореволюционные и современные

Для начала предлагаю рассмотреть несколько православных храмов, построенных в Самаре до революции. К сожалению, в советское время очень многие православные церкви Самары были уничтожены в рамках борьбы с религией. Однако некоторые храмы всё же смогли пережить тяжелые времена.

Я решил привести в пример два дореволюционных храма, архитектура которых мне особенно понравилась. Но для справки укажу, что всего в Самаре сохранилось 6 дореволюционных храмов и 1 монастырь, что, конечно, невероятно мало для столь крупного города (до революции храмов в Самаре было в несколько раз больше). Но тут уж ничего не поделаешь - остаётся принять это как данность.

В качестве примера приведу Иверский монастырь - единственный монастырь города Самары, расположенный неподалёку от берега реки Волги, прекрасный вид на который открывается с разных точек города - и в том числе с реки.

До революции Иверский монастырь был главной архитектурной доминантой Самары: монастырь было хорошо видно с Волги, и перед любым человеком, прибывавшим в город по реке, сразу же открывался прекрасный вид на купола Иерусалимского и Сретенского храмов (последний был уничтожен в советское время), и на высокую и стройную колокольню.

-2

В наши дни Иверский монастырь перестал быть единоличной архитектурной доминантой: в советское время в Самаре было создано много новых символов, украшающих город с реки. Но радует, что Иверский монастырь продолжает существовать, и всё так же продолжает радовать жителей и гостей Самары своей красотой!

Другой пример - Софийская церковь, построенная в 1898 году по проекту архитектора Александра Щербачева. Этот скромный храм был выстроен в русском стиле на территории Мариинского приюта, открытого в 1878 году для детей бойцов самарского ополчения (добровольцы, принимавшие участие в Русско-Турецкой войне), ставших сиротами.

Софийская церковь - пример лаконичной архитектуры: выглядит здание скромно, однако смотреть на него приятно! Очень удачная работа талантливого самарского зодчего Щербачёва!

-3

В наши дни в Самаре появляются новые храмы с прекрасной архитектурой, что не может не радовать. Поговорим немного и о них.

Храм Георгия Победоносца был построен в 2001 году неподалёку от монумента Славы - в сквере за Вечным Огнём. Во многом именно поэтому храм был возведён в честь великомученика Георгия Победоносца - покровителя воинов, отдавших свою жизнь ради защиты Родины!

-4

Храм был выстроен в византийском стиле, который был особенно характерен для религиозных сооружений начала 2000-х. Композиция церкви традиционна: пятиглавый, с золотыми куполами, особенно хорошо смотрящимися в лучах закатного солнца!

-5

Но, пожалуй, самое красивое здание православной церкви в Самаре (разумеется, на мой субъективный взгляд), было построено совсем недавно, в 2019 году - речь идёт о соборе Софии Премудрости Божией.

-6

Роскошный храм с очень оригинальной композицией расположен в довольно удачном месте: на возвышении близ берега Волги, и одновременно с этим - у места соединения двух важных улиц Самары: Северо-Восточной магистрали Лесной улицы. Таким образом, храм отлично просматривается как со стороны воды, так и со стороны города!

-7

Основной мотив храма - обилие арочных проёмов, из которых и складывается его облик. В нижней части здания расположены арки, играющие роль небольших световых окон, из которых как бы составлен весь фасад церкви. Верхняя же часть храма, в которой архитектор разместил звонницу под шатровым завершением, составлена из таких же арок, но уже полностью сквозных, через которые хорошо видно колокола храма!

-8

Собор Софии Премудрой Божией ориентирован по вертикали, что добавляет оригинальности к и без того уникальному внешнему виду храма. Прекрасная церковь, которая служит настоящим украшением Самары!

-9

Ну а теперь предлагаю поговорить о храмах других конфессий, которые вы можете обнаружить в Самаре в наши дни.

Церковь Святого Георга - лютеранство

Дата постройки: 1854-1865
Архитектор: неизвестен
Адрес: улица Куйбышева (Дворянская), д. 117

Начать рассказ о церкви Святого Георга стоит с её предыстории. Дело в том, что инициатором строительства храма стал купец Егор Никитич Аннаев, имевший довольно оригинальное происхождение (его дед по материнской линии был немцем, бабушка полькой, а отец Егора Никитича был армяно-католиком). Именно поэтому и сам Егор Никитич тоже был католиком. В 1854 году он выкупил землю в центре Самары и инициировал на ней строительство католического костёла - первого неправославного христианского храма в городе.

Строительство костёла шло долго, но уверенно. И всё было бы нормально, если бы в 1863 году не случилось Польское восстание, в основе которого было стремление поляков получить независимость от России. Восстание было подавлено, но, как говорится, "осадок остался" - и в Российской Империи был установлен внегласный запрет на постройку католических храмов. Костёл в Самаре на тот момент был почти достроен, и ситуация сложилась патовая. Егору Аннаеву пришлось остановить возведение костёла, а недостроенное здание передать лютеранской общине. Так первый самарский костёл превратился в первую лютеранскую кирху!

-10

Здание кирхи Святого Георга было выстроено в стиле русской неоготики по проекту неустановленного архитектора. Здание получилось роскошным: высокая стройная колокольня возвысилась над Дворянской улицей, став на время самым высоким сооружением Самары!

-11

Что касается стилевых особенностей, то тут церковь Святого Георга отсылает нас к европейской архитектуре: на фасаде храма присутствуют все неотъемлемые черты готического стиля, а общая композиция храма (выдвинутая вперёд колокольня и спрятанный за ней главный зал кирхи) характерна для европейского храмового зодчества.

-12

Изначальная композиция кирхи была нарушена в 1875 году: тогда в здании храма случился серьёзный пожар, и его пришлось восстанавливать едва ли не с нуля. Тогда же к зданию были пристроены два боковых корпуса, вместивших в себя дом общины и пасторат (жилые помещения для пастора кирхи).

Надо признать, что данная пристройка положительно сказалась на ансамбле церкви Святого Георга: сейчас уже трудно представить это здание без его боковых крыльев!

-13

В советское время кирха была закрыта, а в её здании было организовано собрание "Союза Безбожников", а позднее - склад. После развала СССР кирху вернули верующим, и по сей день её двери открыты для прихожан!

Церковь Пресвятого Сердца Иисуса - католицизм

Дата постройки: 1902-1906
Архитектор: Александр Щербачев
Адрес: улица Фрунзе (Саратовская), д. 157

Прошли годы, и в Самаре снова стал актуальным вопрос строительства католического костёла. В 1890-х годах в Самаре был построен первый городской костёл. Он был деревянным, а его масштабы были слишком малы для того, чтобы вместить в себя всех католиков города, состоявших, преимущественно, из поляков.

В 1902 году началось строительство каменного костёла. Его проект разработал архитектор Фома Богданович-Дворжецкий - выдающийся зодчий польского происхождения, выпускник Петербургской Академии Художеств, автор великолепного собора Непорочного Зачатия Святой Девы Марии в Москве (крупнейший костёл в России)!

Внешний облик церкви Пресвятого Сердца Иисуса схож с постройкой Богдановича-Дворжецкого в Москве: такой же ориентированный вверх фасад с высокими стрельчатыми шпилями и обилием пинаклей.

-14

Внешний облик церкви Пресвятого Сердца Иисуса схож с постройкой Богдановича-Дворжецкого в Москве: их объединяет и отделка фасада красным кирпичом, и ориентированность зданий по вертикали, и наличие высоких стрельчатых башен, обрамляющих главный вход в здание, и обилие пинаклей по всему карнизу костёла.

Показательно, что оба храма строились почти одновременно (костёл в Москве начали строить на год раньше, но и закончили его строительство позднее), что, вероятно, тоже могло повлиять на схожесть этих двух построек.

-15

Но не будем забывать о том, что католические храмы в России зачастую строились в похожих формах. В моей памяти всплывает храм Святого Розария во Владимире, который тоже можно сравнить с костёлом в Самаре: у него нет такого обилия стрельчатых фигур, зато общая композиция и облицовка храма имеют общие черты. Так что не будем обвинять Богдановича-Дворжецкого в самоповторе - тут скорее идёт речь о традиционности католической архитектуры в нашей стране!

-16

Интересно также провести сравнение с увиденным нами ранее лютеранским храмом Святого Георгия - казалось бы, и то, и другое неоготика, но какая огромная у этих двух храмов разница!

И лично мне больше нравится храм Святого Сердца Иисуса - особенно мне нравятся его стрельчатые башни, которые вызывают в голове ассоциации со средневековой готической архитектурой.

-17

В советское время храм, само собой, был закрыт. В 1941 году в нём разместили краеведческий музей, а в 1991 году его снова вернули верующим. Костёл Святого Сердца Иисуса является действующим и в наши дни - он принадлежит к Епархии Святого Климента, приходы которой находятся во всех областях Кавказского и Южного федерального округов, а также в районах Нижнего Поволжья. Столицей прихода служит соседний город Саратов.

-18

Хоральная синагога

Дата постройки: 1903-1908
Архитектор: Зельман Клейнерман
Адрес: Садовая улица, д. 49

В связи с тем, что Самара находилась за пределами черты осёдлости, иудеев в регионе было не очень-то много: на всю губернию приходилось порядка 20 000 человек (при общем населении в 2,75 миллиона), а конкретно в Самаре - всего 1327 евреев. Однако среди них было много богатых и выдающихся людей (черту осёдлости могли пересекать лишь купцы, ремесленники, отслужившие военные и лица с высшем образованием), которые и инициировали строительство большой хоральной синагоги - в 1903 году ходатайство о её строительстве было удовлетворено, после чего началось строительство.

-19

Автором проекта самарской синагоги стал Зельман Клейнерман - еврей по происхождению, получивший высшее образование в петербургском Институте Гражданских инженеров. Опыта строительства синагог у него на тот момент не было - зато опыт гражданского строительства у него имелся (преимущественно в Самаре).

Самарская хоральная синагога стала крупнейшим молитвенным домом иудеев во всём Поволжье! Её залы вмещали до 1000 прихожан! Величественное здание синагоги возвышалось над скромными соседними постройками Садовой улицы, а её красно-кирпичные стены радовали своей красотой прохожих.

-20

К сожалению, в наши дни синагога выглядит не так презентабельно. Ещё в 1928 году синагога была закрыта, а в её здании разместили сначала дом культуры, а позднее - хлебзавод. За фасадом здания, само собой, никто не следил, и синагога постепенно ветшала и приходила в упадок.

-21

После развала СССР здание снова передали верующим, однако должной реставрацией так и не произвели. Было несколько попыток восстановить былую красоту хоральной синагоги, но все они упирались в ограниченность денежных средств. На данный момент реставрацию здания возобновили, так что, быть может, через пару лет мы снова увидим хоральную синагогу во всём её великолепии!

Но даже сейчас этим зданием можно любоваться, изучая его оригинальные фасады. Лично мне особенно нравятся сандрики некоторых оконных проёмов, выполненные в форме звезды Давида - смотрится это очень оригинально!

-22

Да и в целом архитектура здания прекрасна - надо лишь обновить фасады и восстановить утраченные детали, и тогда Самара сможет снова похвастаться одной из самых красивых синагог в нашей стране!

-23

Историческая мечеть - ислам

Дата постройки: 1891 (старый корпус), 2013-2020 (новое здание с минаретом)
Архитектор: неизвестен
Адрес: улица Алексея Толстого (Дворянская), д. 61

Ислам был второй религией Самары по количеству вероисповедующих её людей. Подавляющим большинством магометан в Самаре (впрочем, как и во всей остальной Российской Империи) были татары: во всё той же переписи населения 1897 года в качестве отдельной национальности указана "турецко-татарская", представители которой занимали 14% от числа всех жителей губернии. Цифра эта немаленькая - получается, что татар в Самаре было почти в два раза больше, чем немцев!

Не удивительно, что к концу 19 века в городе возникла нужда в мечети. И в 1895 году симбирский фабрикант и меценат Темирбулат Акчурин открывает первую в городе мечеть.

-24

Фактически, здание на Дворянской улице не являлось отдельным храмом - это было двухэтажное кирпичное здание, на первом этаже которого размешалась школа-медресе, а на втором - молельные помещения. Другими словами, это был домовой храм, при котором также располагалось мусульманское учебное заведение и другие благотворительные службы (общество "Хайрия", библиотека, бесплатная столовая и т.д.).

Фрагмент исторического кирпичного здания
Фрагмент исторического кирпичного здания

Ещё до революции был поднят вопрос о строительстве полноценной мечети при уже существующем здании: предлагалось пристроить к ней ещё два корпуса, один из которых завершали купола, а другой - минарет.

Увы, этим планам не было суждено сбыться: много лет самарские мусульмане собирали деньги на реализацию этой идеи, но потом грянул 1917 год, после чего строительство мечети отложилось на неопределённый срок.

И вот уже в наше время к прежним идеям снова решили вернуться, и, что самое интересное, мечеть решили возводить по изначальному проекту архитектора Смирнова, составленного ещё в далёком 1903 году! К реализации этих идей приступили в середине 2000-х годов, и к 2022 году весь комплекс построек был окончательно завершён, и в Самаре была воссоздана историческая мечеть!

Высокий минарет служит архитектурной доминантой мечети
Высокий минарет служит архитектурной доминантой мечети

Как и предполагалось ещё до революции, старое здание мечети включили в новые постройки, оставив снаружи лишь несколько оконных проёмов. И если ты не знаешь сложной истории этой мечети, то ты вряд ли сможешь догадаться, что этот небольшой кирпичный фрагмент - историческое ядро самарской мечети!

-27

Архитектура у мечети прекрасная: здание выполнено в лучших традициях неомавританского стиля, а её облик немного напоминает другие постройки дореволюционной России, имевшие отношение к исламу. Лично у меня самарская мечеть вызывает стойкие ассоциации с дворцом Эмира Бухарского в Железноводске - они схожи и по цветам, и по декору!

-28

Заключение

Подводя итог моего сегодняшнего рассказа, хочется ещё раз отметить, что Самара - очень интересный город, на улицах которого сохранилось множество ценных памятников архитектуры и истории. И тем приятнее, что Самара ещё и богата с духовной точки зрения - этот город будет одинаково комфортным для представителя любого вероисповедания. Каждый сможет найти свой храм - и это очень и очень важно!

Спасибо за внимание!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц