О том, что к нам приезжает поезд Победы я узнала слишком поздно, когда мест уже не было. Билеты в этот музей бесплатны, но их нужно успеть забронировать. Я не успела.
И поэтому мы пошли без брони, как уже ходили два года назад. Но тогда – два года назад – дочь на экспозицию не попала. Она простояла со мной около часа в очереди, точнее уже не помню, и ушла на тренировку, не пожелав её пропустить. А вот с сыном мы достояли тогда.
Экспозиция впечатлила – история Великой Отечественной войны через историю поездов и железных дорог.
В этот раз поезд Победы стоял у нас три дня. Мы пошли во второй день. Когда пришли, то увидели, что идут одна за другой организованные группы от разных общеобразовательных школ, социальных служб и от опеки. Волонтёры мне сказали, что пускать людей без записи будут тогда, когда в какой-то группе будет меньше, чем 15 человек.
Я позвонила в соцзащиту своего района и поинтересовалась не делали ли они заявку на поезд Победы. Они сказали, что делали, но им отказали, потому что поздно хватились.
В некоторых группах действительно было меньше 15 человек: 14 или 13. И тогда из толпы страждущих в порядке очереди приглашали одного или двух человек. А нас-то трое. Мне не хотелось отправлять детей по-отдельности, поэтому мы ждали. И через полтора часа дождались.
Опекунская группа не собралась. То есть опека "застолбила" места для большого количества людей, на несколько групп, а многие приглашённые люди не пришли.
Пригласили сразу человек восемь из ожидающих.
После определённого часа идут сборные группы из тех, кто успел забронировать билеты на сайте. Волонтёры сказали, что на каждую экскурсию было по 10 билетов, а в поезд, как я выше написала, пускают за раз по 15 человек. Поэтому к каждой группе с билетами добавляют по пять человек из очереди без билетов. На экспозицию попадут все желающие. Но нужно запастись терпением.
Пройдя за рамку металлоискателя группа не сразу идёт в поезд. Сначала всех инструктируют. Рассказывают, что каждому человеку выдаётся устройство аудиогида и наушники. Проходя через вагоны люди слушают историю девушки Лидии, которая работала машинистом поезда. Лидия – вымышленный персонаж, собирательный образ советского человека, вступившего во взрослую жизнь накануне войны. История та же самая, что мы слушали два года назад. Но сын её подзабыл и слушал заново, как первый раз. Я тоже с удовольствием послушала в очередной раз. Эту историю можно послушать полностью на сайте поезда Победы, там прекрасный виртуальный тур.
Группы запускают в поезд примерно каждые пять минут. Когда мы прошли за рамку, впереди нас было три группы. Для ожидающих за рамкой металлоискателя стояли столы с пазлами. Можно было собрать Россию или нашу Орловскую область. Дочь ринулась собирать Россию, которую хорошо знает, а сын принялся собирать нашу область – пазл состоял из отдельных районов области. Мы хоть и периодически ездим по Орловщине, но карту родного региона знаем плохо. Пока ждали нашей очереди в поезд не успели пристроить три района. Макс уже второй год просит купит ему такой пазл, но я не могу найти, где такое можно заказать.
Макс сказал, что подзабыл, как оно там всё было в поезде в прошлый раз, но помнит, что было интересно. Он очень хотел пойти снова и безропотно ждал в очереди. Дочь ждала с ропотом. А потом сказала, что в общем уже имеет представление о войне благодаря посещению многих музеев в том числе и подобных, где созданы панорамы с макетами людей, обстановки, строений, но вагон, показывающий военнопленных, впечатлил: измождённые иссушенные голодом и болезнями тела людей на сколоченных из досок трёхъярусных нарах, где не разберёшь, кто ещё жив, а кто уже умер. Страшно
В этом году не было вагона, посвящённого СВО (или был, но в него никого не пускали). Два года назад помимо вагонов, посвящённых ВОв был вагон, посвящённый фашизму в наши дни. Детей туда не пускали. Но в этом вагоне не было макетов и "живой" картинки, были только документы и выдержки из речей современных фашистов.
Что такое Поезд Победы
Сайт проекта говорит, что "Поезд Победы" — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.
Первый вагон
Первый вагон показывает мирное время – это пассажирский вагон, в котором едут люди из разных социальных слоёв, самых разных возрастов, устремлений, профессий: инженеры, пионеры, лётчики...
Повседневная жизнь огромной страны, сконцентрированная в движущемся поезде. Романтика железных дорог.
Второй вагон
Второй вагон – это поезд на фронт, когда в каждую семью пришла война. Совсем юные мальчишки едут защищать Родину. От края и до края поднялась огромная страна. В эти дни не было человека — взрослого или ребенка, — равнодушного к судьбе своей страны.
В этом же вагоне декорации иллюстрируют фрагмент линии укреплений, окопов и траншей на передовой в битве за Москву.
Третий вагон
Третий вагон – это концлагерь. Тот самый вагон, который больше всего впечатлил мою дочь. Декорации дополнены виртуальной реальностью – мы видим оскаливающихся, лаящих и рвущихся собак за колючей проволокой, готовых разорвать в клочья людей, решившихся на побег.
Четвёртый вагон
Четвёртый вагон двойной – это санитарный вагон в одной половине, где перед глазами посетителей трагедия сильных мужчин, ставших инвалидами, трагедия молодых солдат, столкнувшихся с ужасами войны в самом начале жизненного пути. Демонстрация тяжелой, но очень важной работы военнвх медиков
Во второй половине четвёртого вагона – кабинет учёных, которые продолжали развивать науку несмотря на опасности и лишения военного времени.
Пятый вагон
В первой части пятого вагона показан банно-прачечный поезд.
Здесь посетители экспозиции видят немецких солдат, взятых в плен под Сталинградом. Их привели в банный вагон по приказу советского командования.
Среди пленных — генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс. Мы с детьми видели его виртуальную копию в волгоградском музее "Память".
Вторая часть пятого вагона посвящена блокаде Ленинграда. Там помимо прочего показано, как после снятия блокады везли в Ленинград кошек.
Шестой вагон
В шестом вагоне штабной вагон и бронепоезд. В штабном вагоне Макса, как обычно заинтересовали карты.
А в зоне бронепоезда посетители оказываются внутри бронированного поезда и видят подбитый немецкий бронепоезд, а через специальное устройство можно стать свидетелем воздушного боя, но в это наше посещение видео было отключено.
Седьмой вагон
Седьмой вагон – это возвращение с фронта с победой. На фронт уходили молодые, порой неопытные пареньки и девушки, а возвращаются возмужавшие, уверенные в своей силе и правоте победители.
"Поезд — это метафора жизни человека. Каждому из нас, глядя в глаза тех, кто защищал нашу Родину, стоит задуматься, для чего и как мы живём, достойно ли распоряжаемся даром, полученным от поколения победителей, — даром жизни."
Совет по посещению Поезда Победы
Аудиогид в поезде настроен таким образом, что рассказ звучит пока вы идёте по вагону. Когда история одной тематической зоны оканчивается, звучит перестук колёс, и нужно переходить в следующую зону или вагон. При переходе в следующий вагон, воспроизведение начинается автоматически.
А теперь, собственно совет-рекомендация – при проходе через вагон не спешите, не бойтесь отстать от группы. Времени достаточно, там всё продумано. Рассматривайте вагоны внимательно, медленно. Вы всё успеете. А если будете спешить, то придётся стоять в толпе у выхода из вагона и пялиться на последний манекен до тех пор пока не закончится история
- А здесь рассказ о нашем прошлом посещении Поезда Победы:
- А здесь мой телеграм канал с путевыми заметками, сегодня с дочерью создали по пути в Санкт-Петербург: