Вдоволь насладившись морским побережьем и природой Абхазии, стали искать, что бы ещё такого посмотреть. После непродолжительных поисков в интернете мы узнали о существование Этнопарка "Апсны".
За вход нужно заплатить 600 рублей с человека.
Как только зашли на территорию, сразу обратили внимание на огромный пустой двор. И это не от нехватки средств на постройку и не из-за незавершенности парка, как мы подумали сначала. Традиционно абхазский двор делали очень большим, так как здесь было принято проводить свадьбы, застолья и прочие мероприятия. Народу на праздники звали много: близких и дальних родственников, друзей, просто знакомых, а то и всю деревню. Мероприятие на 300 человек считалось скромным, можно сказать, самые близкие собрались. На свадьбу, например, приглашали до 1000 человек.
Во дворах, где жили неженатые парни, строили домик для невесты. Его возводили после того, как сыновья достигали брачного возраста и разбирали, женив последнего сына. Невеста до свадьбы и родов жила отдельно от семьи. Роды тоже проходили в этом домике. И уже после, молодая семья переходила в главный дом.
Отношения между супругами принято было скрывать, жених приходил в гости к невесте, а в последствие к молодой жене под покровом ночи. Он должен был уйти под утро так, чтобы никто его не увидел. Быть замеченным, считалось позором и чуть ли не оскорблением невесты. Проявлять чувства при старших и разговаривать также не приветствовалось.
Сватовство проходило в весьма специфической для современных людей манере. Отказать жениху напрямую считалось стыдно. Поэтому невеста давала свой ответ на предложение руки и сердца весьма завуалированно, например, могла во время ужина надеть фартук наизнанку, что означало отказ.
Ещё одним важным сооружением на территории двора является кухня - апацха. Даже, можно сказать важнейшим. Традиционная кухня представляет собой просторную плетеную веранду. Здесь не только готовили женщины, есть и мужской уголок, где делали обувь, седла и подобное.
А таким образом готовили аджику. В настоящую аджику входит только перец и чеснок.
Теперь немного о хозяйственных постройках.
Абхазы выращивали кукурузу и хранили её в специальном зернохранилище - аца. Его стены делали плетеными, чтобы кукуруза не плесневела. Аца строили на ножках, которые тщательно смазывали маслом, так грызуны не могли добраться до зерен. Курятники - делали сходным образом, с целью защиты от куниц и прочих хищников.
На территории протекает небольшая речушка. Её название переводится с абхазского, как "золотоносная". Почему её так назвали никто точно не знает. Золото на её берегах нет, как и упоминаний о золотодобычи. По внешнему виду она больше напоминает ручей, но горные реки коварны. Весной река выходит из берегов, в этом году даже затопила часть построек.
В парке можно увидеть дольмен. Он был воссоздан по образу настоящего дольмена. Эти загадочные строения разбросаны по всему Кавказу. Их точное предназначение не смогли определить до сих пор. Ученые выдвигают разные версии и приписывают дольменам множество функций: от бытовых (например, что это древний холодильник) до ритуально-мистических. В центре каждого дольмена есть отверстие, которое закупорено пробкой. Некоторые ученые считают, что в дольменах хоронили людей и, чтобы душа человека не вылетела, отверстие закрывали. Также, если придерживаться погребальной функции этих строений, то можно связать такой способ захоронения с зороастризмом - религией, которая предположительно являлась главной дохристианской религией региона. Согласно зороастризму, мертвая плоть не должна касаться земли и воды. В Осетии тоже можно встретить подобные захоронения. Есть целый "Город мертвых" из домиков-склепов в которые складывали тела усопших. Более сказочная версия гласит, что дольмены строили карлики, проживавшие в горах в древние времена - так говорится в абхазском эпосе.
В Апсны парке воссоздан старинный храм.
Настоящий находится в поселке Лыхны и датируется 10-11 веками. Храм пережил многие тяжелые для страны события, ему уже аж 1000 лет.
Осмотрев двор, отправились в главный дом. В нём находится музей. Дом, по словам экскурсовода, больше похож на те, что строили для гостей. Хозяева жили несколько иначе.
Здесь можно увидеть традиционную одежду. Абхазы никогда не прятали фигуру. И у мужчин и у женщин приталенный силуэт.
Мужчины носили головной убор, который можно было одеть несколькими способами или даже закутать лицо, как ниндзя) при необходимости. По наличию кисточки на капюшоне можно было определить семейное положение.
Помимо повседневной одежды, представлена и свадебная. Традиционно свадебная одежда невесты белого цвета, но был период, когда невестам надевали черную накидку, чтобы не сглазили.
А так выглядели живые люди, проживающие на территории Абхазии в прошлые века.
Увидели мы и доспехи война. Воссозданные и на картине
Апсны парк - это не только музей, но и ремесленные мастерские. Гончарная, столярная, табачная. Столярная мастерская, к сожалению была закрыта. Нам удалось увидеть гончарную. Можно взять мастер-класс или заказать какое-либо изделие ручной работы.
После гончарной осмотрели Дом табака. Здесь листья сушат и скручивают в сигариллы, которые можно приобрести. Стоимость - 70 рублей за штуку.
После экскурсии можно выпить кофе с десертом, немного перекусить. На территории работает кафе. В качестве сувениров продают травяные чаи, мед, варенье, аромо-саше. Я не удержалась и купила саше с сушеной лавандой - слишком невероятный аромат исходил от него.
Спасибо, что дочитали мой рассказ. Видео про абхазский табак можно посмотреть тут https://dzen.ru/video/watch/66c8d081967ab25e73ee8348. Больше информации об Абхазии:
Новый Афон - самый красивый город в Абхазии. Сравниваем впечатления 2024 и 2018 года.
Трудный путь на Малую Рицу. Стоит ли идти?