Когда-то Виктория Токарева с Георгием Данелия и режиссером Александром Серым создали одну из лучших отечественных комедий «Джентльмены удачи». Кому пришло в голову ее переснимать в наше время, а главное – зачем?
И вообще, что движет нашими режиссерами, когда они хватаются за старое любимое советское кино? Попробуем разобраться.
Не так давно Министерство просвещения России представило список старых советских фильмов для создания ремейков. И что же мы нашли в этом списке?
Наши просвещенные мужья предлагают переснять фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятый еще в 1939 году и по сей день служащий азбукой для любого начинающего режиссера.
Здесь же «Донская повесть» с несравненными Евгением Леоновым и Людмилой Чурсиной. Переснять предлагается и «Звезду пленительного счастья» (помните, «Кавалергардов век недолог»? Так вот, забудьте)
И «Кортик», которым мы засматривались в дни школьных каникул. И такого трогательного «Сережу» Георгия Данелия. И «Судьбу человека» Сергея Бондарчука. Неужели, кто-то сумеет так же произнести: «А я после первой не закусываю!»?
И даже «Летят журавли», награжденную в Каннах Золотой пальмовой ветвью. Неужели кто-то возьмется переснимать гениальные кадры оператора Урусевского? И еще много чего хотело бы увидеть Министерство просвещения в виде ремейков на наших экранах.
Что из этого получится? Давайте посмотрим на примере уже имеющихся ремейков всем известных шедевров советского кино.
Итак, чем шумнее успех фильма в прошлом, тем охотнее его берутся переснимать в наше время. Вот только несколько примеров.
Автор статьи – журналист Алексей Хотяновский. Статья специально написана для публикации на дзен-канале «В ЖИЗНИ И В КИНО».
«Служебный роман. Наше время» (2011)
За «новое прочтение» любимого фильма Рязанова взялся «многостаночник» Сарик Андреасян: за 15 лет работы в кино он умудрился написать 8 сценариев, снять 34 фильма и выступить продюсером в 97-ми! Тут может позавидовать сама Дарья Донцова.
Правда, на тот момент Андреасян успел снять всего два фильма: «ЛОпуХИ» с рейтингом 2,9 на Кинопоиске и «Беременный» с Дмитрием Дюжевым и Михаилом Галусияном, которым почти 50 тыс. зрителей портала Кинопоиск поставили среднюю оценку 2,5 по 10-бальной системе.
На премьерном показе Сарик со сцены заявил:
- Я снял потрясающее, гениальное кино. За результат не переживаю – меня больше волнует, как сыграет мадридский «Реал».
Не сильно был обеспокоен режиссер и тем, что на просмотр не пришел никто из съемочной группы старого фильма. Он только выразил удивление по поводу их неприятия, сказав, что снимал картину не по фильму Эльдара Александровича, а по его же пьесе «Сослуживцы», так что претензий быть не должно.
Интересно, а где в той самой пьесе, например, вот такие фразы и диалоги?
— Уберите руки… с моей этой…
— Нет у вас там никакой этой!
или
- Мне подарили шоколадку с перцем! Весело на входе, весело на выходе!
или
- На глупости у меня просто нет времени. Сон – 5 часов. Еда – 25 минут. Макияж – 15 минут. Личная жизнь — 10 минут. И то, если парень – профессионал.
Это, кстати, произносит главная героиня – Калугина.
Фильм «Служебный роман. Наше время» плохо приняли и критики, и зрители. Рейтинг на «Кинопоиске» - 4 из 10.
Впрочем, это не остановило наших доблестных «творцов».
«Джентльмены, удачи!» (2012)
И вот уже довольно опытные режиссеры Александр Баранов и Дмитрий Киселев произносят классическую фразу: «А не замахнуться ли нам на…» и замахиваются на шедевр отечественной комедии – «Джентльмены удачи».
Правда, на сей раз, они немного изменяют название, оно звучит, как «Джентльмены, удачи!». Видимо, появление знаков препинания и сыграло тут роковую роль.
Не помогло ничего. Ни то, что на главную роль позвали Сергея Безрукова, который, как известно, переиграл за свою актерскую карьеру всех, начиная от бандита Саши Белого и до Иисуса Христа. Ни то, что основную часть фильма снимали в экзотическом Израиле. Ни то, что рецидивист Доцент стал вором Смайликом (и это далеко еще не вся глупость в сценарии), а добрый воспитатель детского сада Евгений Трошкин превратился в недалекого и безвольного хипстера Лёшу Трёшкина.
Исполнитель одной из главных ролей Гоша Куценко сказал после премьеры:
- Мы отдали дань легендарному фильму. Для меня лично съемки стали приключением, которое я никогда не забуду.
Да, зрители тоже такое не забудут.
Что же касается «дани легендарному фильму», то в тех, старых «Джентльменах…» было всё: отлично выстроенный сюжет, где нет ничего лишнего, блестящие актеры и, наконец, искрометный юмор. Картину, практически, выучили наизусть, а большинство фраз ушли в народ.
Что останется в памяти после новой версии? Да ничего!
Здесь напрочь отсутствует юмор, сюжет рассыпается, а исполнители главных ролей натужно и неумело изображают уголовников. Вспомните, для сравнения, какие прекрасные эпизоды есть у Крамарова и Вицина, у них же чаплинские роли, где смешное соседствует с трагизмом.
В новом фильме главная трагедия – в моменте, когда два гопника сталкивают в воду гида-египтянина и его там сжирает крокодил. Под веселую музыку. И нам предлагают над этим посмеяться вместе с героями. А нам чего-то смеяться не хочется…
В общем, завершая обзор этого фильма, хочется обратиться к его создателям словами Доцента-Евгения Леонова:
- Ну, что вы за люди такие? Как вам ни стыдно?! Опомнитесь, пока не поздно – вот вам мой совет!
Рейтинг у этой картины – 3 из 10, еще ниже, чем у нового «Служебного романа».
Но – «нет им покоя»!
«Кавказская пленница!» (2014)
И режиссер Максим Воронков, у которого за спиной картины с таким названиями, как «Бабник-2», «Интимная жизнь Севастьяна Бахова» и «Тайский вояж Степаныча», замахивается на сакральное: он снимает фильм «Кавказская пленница!».
Этот самый режиссер (если можно его так называть) на пресс-конференции сказал:
- Мы снимали не ремейк, а кино-аттракцион. А сценарий для него писали очень талантливые люди.
«Аттракциона», мягко говоря, не получилось. А «талантливые люди» не придумали ничего лучше, чем тупо передрать сценарий фильма Гайдая, разбавив его набором до крайности пошлых и тупых шуток.
А еще режиссер Воронков сказал:
- Я спрашивал у молодежи, смотрели ли они фильм «Кавказская пленница». Они мне ответили, что их родители эту картину любят, но сегодня она не современна, это не их формат. Поэтому мы и решили привнести сюда что-то новое…
И привнесли. В новой версии упоминаются новые технологии, вай-фай и джи-пи-эс. И еще герои распивают вино одной известной марки, которая спонсировала эту поделку. Вот и все новое, что «привнесли» создатели этой жуткой картины в гайдаевский шедевр.
Нелепо кривляющиеся актеры, не смешно произносимые до боли знакомые фразы – вот и все, что останется у зрителя после просмотра.
Бюджет фильма составил 3,5 миллиона долларов. В прокате она собрала 291 тысячу… И тем не менее, Воронков заявляет:
- Мы сняли хорошее и честное кино. И я надеюсь, что у нас найдутся последователи.
Не дай бог…
Рейтинг фильма «Кавказская пленница!» - 1,1 из 10. Ниже уже не бывает.
Список бездарных поделок можно продолжить, но мы вернемся к главному вопросу: что побуждает деятелей кино уродовать любимые фильмы и снимать откровенную халтуру?
Зачем и почему?
Я попробую назвать три причины, соответственно отдав им три места. Итак.
На третьем месте – откровенная импотенция отдельных нынешних сценаристов, попросту не способных придумать что-нибудь свое – яркое, свежее, запоминающееся. Куда проще брать готовый сюжет и уже его приспосабливать к современным реалиям.
На втором месте – желание режиссеров и продюсеров нажиться на апробированном хите кинопроката, то есть паразитировать на звонком имени и былых лаврах.
И, наконец, первое место я отдаю Его Величеству Распилу.
Освоение бюджета, выделенного на съемки фильма, – это святое. Тут закрываются глаза на все моральные устои и теряется стыд. Бабло, как водится, побеждает.
Попробуйте покопаться в своей памяти и вспомнить: много ли вы знаете действительно хороших «переснятых» фильмов? Часто ли вы говорили себе: «Вот это – то, что надо! Не то, что раньше!».
А название статьи «Плевки в вечность» взято из фразы несравненной Фаины Раневской, которая в свое время сказала, что «сняться в плохом фильме – это все равно, что плюнуть в вечность».
Может быть, хватит уже плевать?..