Кроме этого канала с обзорами на книги у меня есть ещё один проект — «Нарративная Бригада», где мы сочиняем оригинальных монстров и истории про них, а затем публикуем в тексте, аудио и видео форматах. Одна из наших историй так сильно взлетела, что мы даже задумались о создании продолжения.
На этом фоне я подумал, что все истории можно условно поделить на несколько типов:
1. Одиночные и самодостаточные
Автор не предполагал продолжение, и даже не смотря на большой успех такие истории остаются одиночными. Причём по разным причинам.
Иногда автор ярый противник сиквелов (как Тарантино, например). Хотя мир и история как будто располагают к продолжению. А иногда истории просто настолько самодостаточны, но не нуждаются в сиквелах (как «Библиотекарь» Елизарова, например).
2. Одиночные и с продолжением
Автор не предполагал продолжения, но успех дал возможность его создать. А успех каждого продолжения порождает ещё одно продолжение. Так было с «Ночным Дозором», например, Шерлоком Холмсом и Харри Холе, «Пиратами Карибского моря», «Волкодавом», «Сагой о Ведьмаке». В этом случае, по сути, каждая часть цикла остаётся одиночным романом, который эксплуатирует уже знакомых персонажей. История становится сериалом, как правило, даже не всегда со сквозным сюжетом.
Часто в таких историях автор уделяет особое внимание реакциям читателей и зрителей, и поэтому наиболее яркие и интересные персонажи получают всё больше «экранного времени».
Так в «Сумеречном дозоре» Лукьяненко сделал Костю Саушкина более важным персонажем, чем он был в первой книге, из-за того, что всем понравился персонаж в исполнении Алексея Чадова. Джек Воробей из второстепенного персонажа-трикстера стал главным героем франшизы, а Стайлз в сериале «Волчонок» к третьему сезону получил незабываемую и яркую сюжетную линию, став главным антигероем.
Выбивается, пожалуй, только «Сага о Ведьмаке». Да, Сапковский написал оригинальный рассказ и он настолько всем понравился, что появились и другие приключения охотника на монстров. С другой стороны, уже в рассказах появляется намёк на сквозной сюжет, связанный с Цириллой, который протянется сквозь весь цикл.
Началось всё с продолжений на волне успеха, но перешло всё в спланированный многотомник.
3. Спланированные многотомники
Бывает и такое, что автор с самого начала рассчитывает как минимум на трилогию, а то и на более объёмную серию.
Это случается, когда события в истории слишком масштабны, чтобы описать их целиком и полностью в однотомнике. Можно вспомнить «Властелин колец», «Гарри Поттера» или «Игру Престолов».
Иногда масштаб относится не столько к эпическому размаху событий, сколько к путешествию по большому и незнакомому миру. Я бы не сказал, что события «Канала имени Москвы» связаны с масштабным эпиком, но за одну книгу автор вряд ли бы успел показать многообразие особенностей мира, которые смог показать в трилогии.
Иногда многотомник нужен, чтобы охватить слишком большой промежуток времени, который охватывает несколько поколений, как это делал Фрэнк Герберт в «Дюне». Хотя тут как и с «Сагой о Ведьмаке» сыграл свою роль успех первой книги цикла.
Ещё одна причина спланировать многотомник — уделить больше внимания арке главного героя и изучить его до последней косточки, показать как можно больше важных подробностей, что может не получиться в рамках всего одной книги. Подтип этого подхода — уделить равное внимание сразу нескольким персонажем, которых можно назвать «ансамблевым героем». На этот счёт вспоминаются, например, «Стражи галактики».
4. Многотомник-сериал
И последний тип — многотомник, который не планировался, но подразумевался. То есть, автор изначально рассчитывал на долгую серию книг, но при этом, как правило, вовсе не планировал ни сквозной сюжет, ни масштабный эпик, ни самокопания главного героя.
Здесь в голову почему-то приходит «Досье Дрездена», хотя не уверен, что это самый подходящий пример.
В таких историях каждую книгу можно читать отдельно от другой, потому события предыдущих редко влияют на следующие. А автор продолжает писать новые книги до тех пор, пока их читают и пока ему самому не надоест. И дело здесь не всегда в графомании или наживе.
В таких историях всегда очень яркий главный герой, второстепенные персонажи или антагонист, и за ними удивительно интересно наблюдать. Наверное, в большей степени это относится к длинным детективным циклам и городскому фэнтези вроде «Тайного города».
Другой подтип таких историй строится не вокруг яркого героя, а вокруг необычного мира. Настолько, что его хочется исследовать и изучить каждый уголок. Это больше всего относится к межавторским проектам «Вселенной Метро 2033». В таких книгах нет единого главного героя и даже нет единого сквозного сюжета. Цикл выстраивается из множества одиночных историй и трилогий, каждая из которых открывается новый, ещё не описанный ранее, кусочек карты.
Такие вот размышления меня посетили, пока я набрасывал идеи для синопсиса продолжения «Подружек». А вы что думаете по этому поводу? Со всем согласны или что-то не сходится? Пишите в комментариях.