Как известно , что в Дагестане есть город , который считается самым древним городом России это город Дербент и ему по некоторым сведениям пять тысяч лет , но мало кому известен город , который не менее древний, но менее сохранившийся это город Тарки. С Кумыкского Тарки переводится, как трон .
признавая приоритетную, центрообразующую роль Тарков во все времена, употребляли в отношении Тарков название Азайни, восходящее к арабскому слову «азами/азим», означающему «великий»
исторические данные показывают, что Тарки (Семендер, Анжи) с раннего средневековья были центрообразующим фактором всего региона в силу важного геостратегического положения. Ни один другой населенный пункт на Восточном Кавказе, а тем более в горах, не мог иметь того основополагающего значения, которое на протяжении веков имели здесь Тарки.
по сведениям Эвлия Челеби, известно, что кладбища «шевкальских падишахов, султанов» существовали в Тарках, Эндирее, других городах и местах». Что очень важно, Эвлия Челеби насчитал «могилы 47 падишахов, предков нынешних шаухалов, часть которых были захоронены в Тарках, часть – в Эндирее ».По преданиям также известно, что Тарки для лакцев и других соседних народов , были «местом, где находится престол»
Многие знают, что этот город является столицей Шамхальства, но история этого города гораздо древнее и интереснее. На сегодняшний день от города мало , что осталось, но еще есть, что посмотреть. Еще во времена Хазарии , а Тарки, тогда назывался Семендер , его два раза разрушали и сжигали Арабы. Арабов выгнали и город восстановили. Город был столицей нескольких государств. Сначала столица Хазарии , затем столица Золотой орды, когда Золотая Орда распалась Тарки стал столицей Черкесии , а позже, как нам известно столица Шамхальства. .................Семендер (Самандар)- город из самана( перевод с Кумыкского необожженный кирпич)) — столица Хазарского каганата ( 4-8 века), на территории современного прикаспийского Дагестана.
СТОЛИЦА ХАЗАРИИ.
Согласно Гумилёву, славный на всем Кавказе город Семендер был построен персидскими инженерами, присланными Хосроем Ануширваном к его союзнику — тюркютскому хану(Кагану) в шестидесятых годах VI века. По сведениям арабских географов (Мукадасси, Масуди), Семендер был самым большим и главным городом Хазарии, Как известно Золотую Орду в Европейских источниках называют Хазарией.По мнению Гумилева, исконные территории хазар находились в низовьях рек Терека и Сулака, позднее в III — IV веках хазары продвинулись по берегу моря к устью Волги. К началу IX века Хазария, подчинив многие народы, расширила свои границы. Её владения ограничивались на западе — рекой Дон, на юге — Кавказом и Яйлы, на востоке — до Яика. Взоры глав многих стран мира (царей, королей и т.д.) были обращены к сердцу древней Хазарии — Самандару , Беленджеру (Чирюрту), где восседал император — каган (каган — в переводе с Кумыкского Хан ханов ). Они добивались благосклонности Хазарии и искали в ней союзника. С разных уголков земли сюда направлялись караваны с очень дорогими подарками с целью улучшить отношения с Хазарией и задобрить его Верховного владыку.
В этот период истории народ называли Хазар -Кумыки , Хазар переводится , как готовый воин , крутой воин . правильнее слово произносится , как Хоз эр. Буква Х еле слышна. Отсюда и имя будущего правителя Золотой орды (Х)ОЗ БЕК воспитанного на Кумыкской земле.
СТОЛИЦА ГУННОВ
Царство Джиндан большинством историков признается прямым наследником Царства Гуннов в Дагестане. кумыкское раннефеодальное государство, упоминаемое арабскими авторами с X века. М. И. Артамонов утверждал, что Джидан Ал-Масуди является другим названием Царства Гуннов. Население Джиндана, согласно Ал-Масуди, составляет «хазарское племя». По мнению историка А. В. Гадло, Семендер-Тарки в то время был населен хазарским этносом. Собирательное название «Джандар», под которым были известны южные кумыки, возникло в период существования этого раннефеодального образования (Джидана). Царство Джидан являлось самым могущественным образованием на северо-восточном Кавказе со столицей в Семендере (Отсюда другое название государства – Семендерское царство
СТОЛИЦА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ.
Как известно, в Золотой орде было не менее 150 городов, которые были разными по величине и значимости. Гульстан (Страна цветов), Сарай (Дворец), Сарайчик (Малый Дворец), Ак-Сарай (Белый Дворец), Ак-Кирмен (Белая Крепость), Ак-Мечеть (Белая Мечеть), Улуг-Мечеть (Великая Мечеть), Аргамаклы-Сарай (Дворец быстроногих коней). Все они выглядели примерно одинаково, и уклад жизни в них тоже был примерно одинаковый. В основном эти города построены в поздний период Орды. Не могут не обратить на себя внимания графические знаки карты Каталонского атласа (1375 г.), где среди городов Золотой Орды обозначен и город Тарки (Таргу). На ней над городом (столицей) Золотоордынского царства реет флаг с джучидской тамгой. По историческим источникам известно, что золотоордынские ханы имели белое знамя с ханской тамгой. Так, по свидетельству очевидцев, войска Бату-хана в европейском походе 1241 г. шли под белыми и чёрными (или бело-чёрными) флагами: «… на чёрных или белых знамёнах своих имеют пучки из конских волос (бунчуки)»
Правители Золотой Орды были Чингизидами, но они были из разных регионов огромной страны , были и из Кумыкских земель. Отец Оз-бека Тогрилча был одним из Чингизидских принцев, свергнувших Тоде-Менгу (ок. 1280-1287). Позже он был казнен своим братом Токтой (1291-1312). Токта взял в жены вдову Тогрилчи и отправил своего сына Озбека в изгнание в северо Кавказский регион Золотой Орды. Скорее всего Хан Озбек воспитывался в доме Шамхалов, в исламских традициях и получил исламское образование. Спартанские традиции Кумыков не позволяли Хану Озбеку особых вольностей. и придя к власти в Орде он построил жесткое , но справедливое государство. Это был рассвет Золотой Орды. Начиная с Озбека, все ханы Золотой Орды были мусульманами.[ Как и Кумыки на Кавказе, так и Хан Озбек вводил ислам в Золотой Орде. В тот период истории всех Ордынцев называли Татарами и Кумыкский язык стал государственным языком на котором велись документы в Орде.
СТОЛИЦА ЧЕРКЕСИИ
После распада Золотой Орды город Тарки остался столицей Черкесии. Вот , что об этом городе и крае писали современники .
Па́уль Фле́минг (нем. Paul Fleming; 5 октября 1609 - 2 апреля 1640) - немецкий поэт, врач по образованию. / Путешествовал в месте с А.Олеарием по Кумыкской земле . / Пауль Флеминг
ТАРКИНСКИЕ МОТИВЫ 4 апреля,1636 г.
Края черкесов, неба синева,
Гора Тарки - пристанище владык,
Ищу я, гость, достойные слова, Чтоб вас воспеть - на все лады.
Сюда я прибыл с дальних берегов, В грозу и бурю переплыв моря,
В любви поклясться головой готов, Таркинские мелодии творя.
За всё, за всё признательны мы вам -
Здесь близок нам и дорог каждый дом. Пускай вас песня будит по утрам,
Заливаясь звонким соловьём.
Как видно из этих стихов написанных в 1638 году город Тарки является столицей Черкесии .К сведению. ТИТУЛЫ ШАМХАЛОВ . Шамхал Таковский, владетель Буйнакский, Хан Дербентский , Вали Дагестанский, Хан Черкесский.. .....Черкес Тюркское Кумыкское слово. Шамхалы отдавая замуж своих дочерей и сестер за правителей Персидской империи, где их называли Черкесскими невестами, а их охрану 3 тыс. воинов Черкесами(Все были чистокровные Кумыки) (Черкесской партией). Черкесы это не народ , а страна, где жили разные народы, как сегодня Россия , а правителями их были всегда Шамхалы, а столицей город ТАРКИ.
Кроме того, не следует забывать, что в сефевидских (иранских) и грузинских источниках верховные правители кумыков – шамхалы – фигурируют как «черкес шамхал», «черкес хан». Так вполне возможно, что и в русском «Титулярнике» начала XVII века под «черкесами» понимались все правители и народы, принявшие к рассматриваемому периоду русское подданство.
СТОЛИЦА ШАМХАЛЬСТВА
По сообщениям голландского географа XVII века Витсена[26]:
Город Тарки самый большой в Дагестанском крае и это его главный город... Дома в Тарки строятся из глины, около города имеется деревянная крепость... Дома их плоские и четырёхугольные, построенные из глины и извести... Замок в Тарку очень большой. По рассказам, в нём столько окони дверей, сколько дней в году... дороги, которыми в нему подбираются, настолько круты и узки, что один пеший человек может дать отпор целой толпе. Размеры его почти равны рынку перед ратушей в Амстердаме. Перед замком стоят пушки... охраняют его несколько сот пеших и конных солдат, вооружённых мушкетами, османскими ружьями и луками.
В период Персидского похода Петра I его сподвижник Яков Брюс сообщал о столице шамхальства: «Этот город Тарки, главный город Дагестана, имеет более трех тысяч домов и наполнен жителями» [27]. Как видим еще при Петре Первом город был огромным с большим дворцом Шамхалов.
После Арабов в Тарки пожаловала Москва и их тоже конечно никто не ждал
С 1560 по 1605 г. Кумыки смогли отразить 10 завоевательных походов Московской Руси. А войны всегда складывались практически одинаково . Московские войска входили уже полуразрушенный город Тарки и здесь , как говорят и стены помогали Кумыкам , так как большому количеству войск развернуться было негде и несколько сот Кумыков прекрасно отражали нападение захватчиков, а позже уходили за стены города. Кумыки уходили из развалин города и готовились к продолжению войны.. Русским же ничего не оставалось , как умереть с голоду или бежать . Не дождавшись помощи и понимая , что будут полностью уничтожены сжигали уже разрушенный город и бежали . Убежать удавалось не всегда и не всем , чаще всего Кумыки добивали и так уже поредевшие Русские войска и до Астрахани или до Москвы добирались не более 10 процентов от тех кто пришел. После многочисленных поражений" благодаря" Кумыкам, Москва на 118 лет забыла про Кавказ. Прошел век и Черкесия, а затем Шамхальство разделилось на мелкие княжества и стало легкой добычей для Москвы, хотя имам Шамиль и пытался объединить народ но у него мало , что получилось.. Так кто же такие эти Кумыки, которые так упорно воевали 250 лет с Московским царством, а позже и с Российской империей. Вот , что про них пишут современники.
О КУМЫКАХ
Русский учёный исследователь, доктор исторических наук П. Ф. Свидерский считал кумыков «древними скифами», отмечая потомственную особенность в кумыках от скифов особую дерзость[134] :
«В тяжелой эпохе кавказских войн русские нередко встречали в рядах диких и упорных врагов своих — древних скифов — кумыков….кумыки играли видную роль и отличились чисто скифской дерзостью, так что русским войскам, разбившим все полчища мятежников пришлось три раза вступать в кумыкский аул Башлы».
И. Дебу в 1829 году утверждал, что у северокавказских народов «кроме чеченцев и кумыков, никто не составляет настоящей нации»[155].
Британский историк XIX века сир Генри Хоуорт упоминал кумыков, как самых могущественных их племён Северного Кавказа [156].
Они заявляют, что неподвластны ни иранскому шаху, ни великому князю Московскому, что они не состоят в подданстве ни у кого, кроме Аллаха.
Адам Олеарий о Кумыках.
Петр I и другие участники похода отметили невероятную храбрость кумыков Утамышского султаната. Петр I писал: "Было удивительно, как сражались варвары.."[24]
Князь Александр Бекович-Черкасский сообщал царю, что для России, наконец- то настало самое удобное время безотлагательно утвердить здесь свою власть, присоединить к себе Дагестан. Он собрал необходимую информацию о кумыках и о шамхальстве Тарковском и послал донесение императору в Петербург. С этим донесением был ознакомлен Сенат в мае 1714 года. В нем говорится о недавней попытке Султана Турции и Крымского хана «приклонить кумыкских князей, обещая им много», а также:
«…и ежели оное турецкое намерение исполнится, и оной народ(кумыки) будет при Порте(Османская империя) утвержден, то, когда война случится, могут немалую силу показать, нежели оной народ лучше в войне. … Понеже народ тот вольный есть, и никому иному не присутствует (не подчиняется) … и ежели народ сей будет при вашей стороне, тогда сила ваша в том краю наилучше разрешиться может».