Лето 2024 года оказалось достаточно жарким, и по традиции люди едут отдыхать к морю на поездах. Сама температура в отдельные дни лета, как говорят была "выше климатической нормы", но если тепло любят все, то жару не очень-то любит и техника.
Спрос на перевозки в южных направлениях был столь высокий, что само наличие билетов на поезда уже является хорошей новостью, а про удобные места или "ехать вместе и рядом" вообще было чем-то нереальным. Покупая билеты на поезда летом 2024 года многие опытные пассажиры вспомнили забытое слово "дефицит".
А сами цены на проезд били все рекорды
И при этом все имеющиеся поезда идут практически со 100% населённостью, железнодорожники достают из "кармана" последние козыри: формируют дополнительные поезда из "уставших" вагонов, на направлении Москва - Санкт-Петербург такие поезда называют "Чёрные Стрелы". В условиях тотального дефицита пропускной способности на направлении центр-юг скорость движения большинства летних поездов оставляет желать лучшего, многочисленные и продолжительные стоянки, особенно технические, на которых выход/прогулка запрещена, что приводит к значительному ухудшению комфортности и без того длительной поездки. А системы охлаждения и кондиционирования воздуха часто не справляются со своей задачей или же систематически выходят из строя, даже в относительно свежих вагонах.
У тут возникают вопросы касаемо конструкции вагонов и конструкции окон этих вагонов. Ведь современный пассажирский вагон в случае выхода из строя системы охлаждения и вентиляции не способен обеспечить пассажиров воздухом в необходимом объёме, даже при движении. Форточки есть, но их мало и открываются они совсем незначительно.
Понятно, что все вагоны проходят техническое обслуживание и сама вероятность выхода из строя систем вентиляции и охлаждения достаточно мала, но как показала практика этого лета мала, не так уж и мала.
В вагонах прошлого периода, проблема выхода из строя системы вентиляции решалась достаточно просто - открывались все окна и ветер гулял по вагону, было шумно, ветренно, но не так душно.
В современных пассажирских вагонах стоят современные стеклопакеты, но форточки есть не у каждого окна, сами форточки имеют малый размер плюс само их открытие минимально, что практически исключает заход воздуха
и в случае выхода из строя систем вентиляции делает поездку в этом вагоне крайне некомфортной (ужасной по своей сути).
И именно жара этого лета максимально раскрыла недостаток вагонов, хотя объективно при качественной подготовке вагона в рейс и его не менее качественном регулярном обслуживании система вентиляции и охлаждения должны работать исправно. Но, а на этот маленький % отказа технических средств должны прийти нормально-открывающиеся форточки (сейчас они открываются на 5-7 см), сами форточки должны быть большего размера, примерно на 20%.
Как например у электропоезда ЭП2Д
Но похоже до лета 2024 года вагоностроители и железнодорожники на этот вопрос внимание не обращали, так как самый современный двухэтажный вагон габарита Т имеет стандартно малый размер форточек и они тоже практически не открываются...
Интересно получить обратную связь от пассажиров, особенно с учётом перенесённого в этом году опыта жарких поездок с работающим и не работающим кондиционером.