Это недавно случившееся происшествие в Татарстанской митрополии
Возникло мгновенно два вопроса:
РПЦ убирает политически «своих»?
Опять Татарстанская митрополия?
После изучения ситуации детальней пришли и другие вопросы, и ответы.
Но, давайте, посмотрим вместе.
Суть события.
В июле 2024 года Святейший патриарх Кирилл утвердил решение церковного суда Казанской епархии о низвержении из сана трех священников: иерея Виталия Беляева, иерея Игоря Егорова и диакона Алексия Шаманина.
Служили эти священники в разных храмах и за разные поступки, по разным основаниям, были уволены. Но все трое из одной епархии. Патриарх Кирилл, как говорят в бильярде одним шаром три в лузу засадил.
В Татарстане ранее был лишен сана известный священник Владимир Головин (о котором были статьи на этом канале).
До этого был печально известный скандал в «голубых тонах» в Казанской семинарии, освещенный священником Романом Степановым (он тоже лишен сана в 2021 году после того, как предложил иерархам продекларировать их доходы).
Странно все это. Вроде Татарстанской кафедрой управляет опытный архиерей, Владыка Кирилл (Наконечный), но такие казусы в ней печальные. Однако. не будем углубляться в эту сторону.
Все эти повальные лишения санов священников в «промышленных масштабах» вызывает глубочайшее сочувствие к жреческому сословию России. Вроде строят и реставрируют много святых обителей (храмов, монастырей), набирают большое количество священников, а потом также активно и изгоняют. Как говорится, широко шагают – трещит и рвется мотня.
Может потом поставят памятник всем уволенным из церкви священникам в кириллово-путинскую эпоху России? Я не провидец, не знаю. Это лишь вопрос.
Но вернемся к основной линии статьи.
Священник, иерей Виталий Беляев, 43 летний батюшка, которого очень любят прихожане и за него сейчас горой. Его-то за что?
Почему задаю этот вопрос?
Есть в российском обиходе знакомое всем понятие «свой». Так вот, Беляев был «своим».
Линия РПЦ сейчас совпадает с основной политической линией России. СВО – считает церковь, есть добро и благое дело. Кто так не считает из священников уже не священник РПЦ. Но кто считает – тот «свой».
И тут мы встречаем величайший парадокс: отец Виталий, настоятель двух храмов в Татарстане, по своей инициативе много раз выезжал в зону СВО. С гуманитарной помощью и духовным окормлением российских военных. Сейчас, в той же РПЦ, это почитается как подвиг, героизм. Поехал в горячую точку, по своей инициативе. Его наградить, вроде как, должны. А его в прошлом году отстраняют от служения, а в этом – лишают сана.
Очень странно. Как можно «своего» трогать?
Но причина - то должна быть?
Изучение биографии Виталия Беляева.
Несложно увидеть, даже бегло прочитав биографию этого священника, что он «по профилю своему» и душе больше силовик.
Ему было скучно учиться в семинарии. Он забросил ее после 1,5 лет учебы и пошел работать в спецназ МВД «Рысь». То есть по душе он больше силовик, чем священник.
Он с удовольствием выезжал не только на нынешнее СВО, но и в другие горячие точки: Сирию, Чечню. Сам он говорит, что не может быть в стороне от такого рода событий.
Тогда к чему было идти в священники?
Но он пошел, обучился на военного священника, окормлял духовно силовиков и воинов. Слушал я его интервью – да, человеку это нравится, он делает это с удовольствием. Ему важно укрепить дух людей в военных конфликтах. Политически и богословски рассуждает он (как показали интервью) весьма мелко. Не задумывается над существенными причинами и смыслами военных конфликтов. Он исходит из другой ситуации: люди воюют, надо им помогать гуманитарно и духовно.
Что же не так?
В названии статьи, если Вы заметили, есть слово «ненормативный». Ненормативный человек действует не по правилам, а по зову сердца, вплоть до того, что может полностью игнорировать правила. Игнорирующий правила человек именуется «ненормативным».
Вот основное «преступление» отца Виталия. Он бросал приход и не ставя в известность правящего архиерея (Владыку Кирилла) уезжал в горячие точки. Церковь – полувоенная организация по своей дисциплине. Без одобрения руководства совершать такие поступки нельзя. Это нарушение субординации и священнического послушания.
Но за иереем Виталием вскрылись и другие «грешки». Имел незаконного ребенка (якобы) не от жены. Тому, кто свидетельствовал об этом в суде, хорошенько приложил кулаком (отец Виталий занимался единоборствами и вел секцию по ним для пацанов).
Блуд, рукоприкладство, нарушение субординации – большой перечень грехов, несовместимый с саном. Но сам отец Виталий отрицает все это. Прихожане храма поддерживают его.
Главный момент.
Иерей Виталий повторил жест всем известного Евгения Пригожина, одного из лидеров ЧВК «Вагнер». Мы помним, как Пригожин на весь интернет кричал «Шойгу, Герасимов, где снаряды?». Это и потешало, и вызывало удивление своей ненормативностью.
Виталий Беляев именно такого не делал, но он снялся на фоне бойцов ЧВК «Вагнер» и сказал, что он думает о двух своих руководителях, двух Кириллах: патриархе и Татарстанском Владыке.
Могла ли потерпеть такое церковь? Видимо не могла, хоть священник ее и делал «благое» дело – ездил в горячие точки с гуманитарной помощью и духовным окормлением бойцов по своей инициативе.
Вроде как (сам священник это отрицает) были подозрения, что он утаивает часть гуманитарной помощи. Со слов Беляева – это поклеп, который ему пытаются пришить «волонтеры» или стоящие за ними люди. Но это уже детали.
В результате иерея Виталия Беляева осудили по нарушению следующих статей: 17, 25,27 правила святых Апостолов и 9 правило Константинопольского Двукратного собора.
Он сам не согласен с таким решением. Прихожане не согласны. Но решение принято. В церкви, нормативной организации, нельзя быть ненормативным.
Но что видится во всей этой ситуации?
Приведу в качестве примера - аналогии известный анекдот из советских времен. Потом поясню мысль.
В советской военной части утреннее построение. Одного офицера нет. Посылают за ним домой солдата, дневального. Он возвращается и говорит: нашел товарища офицера лежащим на дороге в часть в весьма нетрезвом состоянии. «Перепела» поймал офицер, если по - русски.
Собирают офицерское собрание: вопиющий случай, наказать за нарушение устава и так далее. Большинство офицеров за такое решение. Но тут один офицер из старшего офицерского состава вызывает дневального, нашедшего офицера, и спрашивает:
«Скажи-ка, рядовой, а куда головой лежал товарищ офицер?»
Солдат отвечает:
«В сторону части товарищ (указывается звание майор ли подполковник, не суть)».
«Товарищи офицеры – заключает этот офицер – наш товарищ, даже будучи в столь непригодном состоянии, шел на службу и думал о ней, и даже упав, упал в сторону части. Простим его?».
Офицера простили. Пожурили лишь, поставили на вид.
Но так было в советские. Человеческий фактор работал. Сейчас, видать уже нет.
Но поясню мысль.
Видно было, что отец Виталий Беляев больше любит служить военным священником (капелланом) в горячих точках. Военных священников не хватает. Ну, отправили бы его туда – пусть служит там. Зачем заставлять человека делать то, что он не любит, если можно использовать церкви во благо то, что он любит? Если в этом есть необходимость и польза.
Любой опытный кадровик приведет вам сотню таких историй из своего опыта, когда человека не увольняли (как нарушителя правил), а переформатировали под те полезные задачи, которые он любит и умеет решать.
Заключение.
Конечно, мы не знаем всех подноготных этой истории. Она не очень светла. Но по тем фактам, что заявлены в открытых источниках, такое решение (обозначенное абзацем выше) – напрашивается само.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.
Ставьте лайк.
Делитесь с друзьями
Приглашайте на канал.
Добра всем.