Для тех, кто не знает, кто такой Джек Гибсон (Jack Gibson) сразу скажу – это бас-гитарист группы Exodus. Я, честно говоря, тоже впервые слышу о нём, да и про группу мало что знаю. Но мне показались интересными его высказывания про «день сегодняшний» в музыкальном мире, так что, надеюсь, и для вас его рассуждения окажутся небесполезными.
В недавнем интервью Гибсона спросили, какой совет он дал бы музыкантам, которые только начинают свою карьеру, а также тем музыкантам, которые, возможно, «находятся в дискомфорте и напряге на определённом этапе своей карьеры». Вот что ответил музыкант: «Я не знаю, что сказать молодым музыкантам сегодня, потому что я сам в сильном напряге. И дело не в том, что я устал или пресыщен, дело в том, что музыкального бизнеса больше не существует… Поясню - когда я был молод, то существовал некий путь, который нужно было пройти, и были шаги, которые нужно было предпринять. Обычно как это выглядело? Ты собираешь группу, сочиняешь музыку, репетируешь. Потом, когда уровень подрастает, начинаешь искать варианты для живых выступлений. И если люди идут на твои концерты, то наступает следующий этап – нужно заинтересовать лейбл твоей музыкой. Значит, нужно готовить грамотный рекламный пакет,чтобы раздать его заинтересованным лейблам. Потом ты должен подписать контракт, записать альбом в студии. Следующий этап – лейбл помогает раскручивать твою группу и альбом, пластинки продаются, интерес публики растёт…Но всех этих шагов больше не существует! Сегодня это не главное - создать группу. Вы можете её и не создавать. Вы можете сделать всё в виртуальном формате, после чего начать раскручивать то, чего не существует. Но я не знаю, как это сделать, не спрашивайте меня, как, чёрт возьми, это делается! Мне за пятьдесят, и это полная загадка для меня. Я не знаю, как сейчас кто-то или что-то становится популярным, кроме того, что это просто везение… Здесь, в Нэшвилле, где я живу, молодые музыканты постоянно спрашивают меня об этом - и я чувствую себя полным идиотом, когда честно говорю им, что я не знаю. Но я и правда не знаю, что заставляет всё это работать… Есть группы, которые по-настоящему популярны, но я не понимаю, почему они популярны. Я не говорю, что они плохие; я просто не понимаю, почему именно они выделяются на фоне других. Для меня всё звучит одинаково. Может быть, это происходит потому, что это возраст? Так что, молодые музыканты, не спрашивайте меня, как вам жить!».
Журналистка Даниэль Блум (Danielle Bloom), говорившая с Гибсоном, высказала предположение, что «мы сейчас живем в другие времена», на что бас-гитарист ответил: «Да, времена изменились сильно. Главное изменение - музыкального бизнеса в старом понимании этого слова больше не существует. Дело в том, что как только на платформах появилась музыка для бесплатной загрузки, весь бизнес рухнул. Пластинки практически не продаются. Чтобы свести концы с концами музыканты должны научиться продавать футболки – иначе денег не заработаешь. Хочу признаться: я не музыкант, я в первую очередь продавец футболок. Можете называть меня “странствующим продавцом безделушек с логотипом”. Да-да, именно этим мы занимаемся. Разница с обычными торговцами в том, что мы “включаем музыку”, чтобы привлечь людей в наш "магазин". Таков сегодня наш бизнес… А тут ещё тревожные новости про ИИ (искусственный интеллект), про все эти созданные роботами песни. Со дня на день все мы потеряем работу из-за этого. Компьютерные программы совершенствуются день ото дня, и скоро ИИ поймет, как на самом деле создавать музыку, которая нравится людям. И что тогда?».
Журналистка возразила, высказав мысль, что «людям всегда будет интересно слушать живую музыку в исполнении живых людей», на что Гибсон ответил: «Да, согласен, но это только сегодня. А что будет завтра? И не забывайте: концертная деятельность - это лишь часть музыкального бизнеса. А как быть с лицензированием? Как быть с музыкой в рекламе, в кино? Ведь всё это просто исчезнет! Думаю, будет человек 50, которые будут создавать музыку, способную заинтересовать людей и которую невозможно будет воспроизвести с помощью ИИ… Согласитесь, ну кто станет платить кому-то за написание музыки для фильма? Или заплатит 60-ти оркестрантам, чтобы они пришли и что-то исполнили в студии – ведь один человек может просто взять и сделать всё на компьютере, и слушатель не заметит разницы... Все меняется так быстро, что я даже не знаю, что и сказать…».
Правда, пока ещё у Exodus работа есть – скоро группа отправится в турне "The Battle Of '24" по Северной Америке. Тур станет первым выступлением группы в качестве хэдлайнеров за много лет. На суппорте выступят: трэшовики Havok, хардкоровцы Candy и кроссовер-трэш коллектив Dead Heat. Тур стартует 2 ноября в Тампе и пройдёт по всей Северной Америке. Завершиться он 7 декабря в Лос-Анджелесе. Тур большой, так что, будем надеяться, футболки с логотипом Exodus будут разлетаться в астрономических количествах.
Что касается звуконосителей, то свой последний альбом "Persona Non Grata" Exodus выпустили в ноябре 2021 года на лейбле Nuclear Blast Records.
Опасения музыканта вполне понятны и отнюдь не беспочвенны: то, что в ближайшие 5-10 лет музыкальная «поляна» сильно изменится, оно понятно всем. Но как? Ведь в своё время с приходом телевидения многие журналисты пророчили тотальную смерть кинотеатрам. Но жизнь, как говорится, внесла коррективы…