Основные каменные религиозные сооружения в Ардатове, которые сохранились до наших дней в той или иной степени, представлены следующими объектами: Ильинская церковь, Знаменский собор, Кладбищенская церковь и Покровский женский монастырь. Поговорим сегодня о них.
Ильинскую церковь мы уже упоминали в одном из предыдущих выпусков, поэтому не будем на ней останавливаться. Информацию о храме можно найти в этой статье.
После прогулки по основным историческим улицам Ардатова переместимся на Соборную площадь (в некоторых источниках пока ещё пл. Ленина), где расположился Знаменский собор — памятник архитектуры и градостроительства начала XIX века.
За свою историю здание храма много пережило. В советские годы он был закрыт и использовался под разные цели. Были снесены купола, разрушена колокольня. В 1992 году в храме находился действующий цех завода «Сапфир».
В июне 1994 года здание было возвращено верующим и начата реставрация.
После 2010-х годов с площади, на которой располагается собор, был убран памятник Ленина, который находился в очень ветхом состоянии. На этом месте появились фонтан, скамейки и элементы благоустройства.
Конечно, современное здание немного отличается от своего дореволюционного оригинала, но в целом реставрация храма и передача его верующим — это хороший пример того, как можно восстановить историческую справедливость и исправить градостроительные ошибки.
На данный момент на площади происходит реконструкция: ремонтируются старые и создаются новые общественные пространства, где в будущем будут отдыхать жители и гости города. И это на самом деле замечательно!
Двигаемся на окраину исторического Ардатова к церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в народе — Кладбищенская. Именно здесь до революции было расположено городское кладбище.
В послереволюционные годы храм был частично разрушен и использовался под складские нужды.
В настоящее время храм почти полностью восстановили. На момент лета 2024 года производятся внутренние работы.
В советский период осквернению подвергся не только храм, но и рядом располагавшееся кладбище, захоронения которого датировались серединой XIX века. Кладбище вокруг храма перестало функционировать в начале 50-х годов ХХ века, а в 1956–1958 годах его уничтожили при постройке плотины через реку Леметь. Мраморные надгробия и статуи были разбиты и разграблены, чугунные плиты переплавлены. Каменная ограда с кованой решёткой и воротами была разрушена, а могилы с помощью тракторов свезли в реку Леметь. Очевидцы тех событий рассказывают, что после работы тяжёлой техники на поверхности земли были видны человеческие кости и черепа. Позднее территория кладбища частично была застроена. Сейчас от него осталось только несколько надгробных плит.
По некоторым данным, на территории бывшего кладбища планируется озеленение, благоустройство территории и строительство часовни. Однако на месте бывших захоронений и рядом с церковью до сих пор находится ангар, где ведётся торговля строительными материалами. Как будет решена судьба этого ангара — пока неизвестно, но мы будем следить за развитием событий.
Теперь давайте отправимся на улицу 30 лет ВЛКСМ (бывшая Прогонная).
На старой фотографии на заднем плане можно увидеть крепость с башенками и высокую башню-доминанту внутри крепостных стен.
Давайте подойдём поближе и рассмотрим, что там есть. Перед нами Покровский женский монастырь, связанный с именем Серафима Саровского и его сподвижником и другом Антонием Ардатовским (Муромским).
Монастырь берёт своё начало с середины XIX века. Согласно описаний 1905 - 1909 годов, здание монастыря было окружено каменной стеной около 3,5 метров с четырьмя башнями по углам. В стене имелись двое ворот. На территории монастыря находились три церкви: пятиглавый собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы с колокольней, храм в честь святого Димитрия Солунского и преподобного мученика Стефано Нового; храм при больничном корпусе в честь Владимирской иконы Богоматери. Помимо этого, из построек имелись симметрично расположенные каменные двухэтажные корпуса и деревянные хозяйственные постройки.
За советское время были разрушены практически все здания монастыря — в 1931 году был взорван Покровский собор, остальные сооружения обветшали и со временем были снесены. До XXI века сохранился лишь один полуразрушенный келейный корпус и значимая часть крепостной стены с башенками.
Сейчас на территории монастыря действует женская колония. В связи с хозяйственной деятельностью колонии, остатки сооружений монастыря продолжают подвергаться периодическим разрушениям и в наше время. Например, после 2010-х годов кирпичами разобранной монастырской стены засыпали ямы на дорогах частного сектора Ардатова вместо должного ремонта. Верующие отмечали, что теперь они ездят по священному кирпичу, и это может иметь негативные последствия.
Многие жители посёлка выступают за восстановление монастыря. Однако этому процессу препятствует группа заинтересованных людей, включая сотрудников, которые опасаются потерять работу из-за закрытия колонии. И в настоящее время жители Ардатова из окон собственных домов наблюдают следующий «пейзаж», который не меняется уже десятки лет: железобетонный забор, тюремные вышки, колючая проволока, серые обветшалые кирпичные стены изоляторов и тюремные прожекторы.
Недалеко от колонии располагается детский садик, по соседству — крупнейшая общеобразовательная школа района, банк и прочие общественные учреждения.
Удивительно, как здесь люди могут спокойно жить и воспитывать детей в окружении, которое чуждо для обычного горожанина. И при этом они не задумываются о том, что совсем рядом с ними, в нескольких десятках метров, находится место, где сконцентрировано немало граждан с проблемами с законом. Ведь в колонии содержатся женщины с различных регионов страны, совершавшие повторные преступления по тяжким и особо тяжким статьям, включая наркотики и убийства.
Логично предположить, что это место не подходит для исправительного учреждения.
К тому же в российской нормативной базе существует документ, устанавливающий правила размещения исправительных учреждений, по которому между жилой застройкой и местом отбывания наказаний должно выдерживаться расстояние 100 метров. Этот нормативный документ называется «СП 308.1325800.2017 СВОД ПРАВИЛ ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ЦЕНТРЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ».
Похоже, в Ардатове существуют свои представления о нормативных требованиях Российской Федерации, которые здесь не соблюдаются. Хотя жителей, кто отстаивает колонию, можно понять: колония — это место работы для нескольких сотен горожан, и никто не хочет лишиться своего рабочего места.
Оправдано ли это?
Сейчас вопрос о колонии в центре Ардатова требует более глубокого обсуждения. Однако абсолютно точно размещение колонии на территории Покровского женского монастыря и строительство жилых кварталов, в том числе многоэтажных домов, вокруг неё в советские годы стало для Ардатова серьёзным градостроительным просчётом. Это вновь негативно повлияло на городскую среду и может привести к печальным последствиям в будущем.
Какие можно подвести итоги?
В советские годы по всей стране велась борьба с религией и «пережитками царизма», что было частью тогдашней идеологии. Многие культовые сооружения пострадали, а некоторые памятники архитектуры и градостроительства были разрушены до основания. Значимая часть не сохранилась и до наших дней.
Ардатов тоже прошёл через это, но в целом большинство его религиозных учреждений пострадали не так сильно (кроме монастыря), как в других регионах страны. Однако в случае с городским кладбищем Ардатов отличился особым изощрённым способом. Ведь можно осквернить храм, снеся купола и кресты, и использовать его для полезных хозяйственных нужд. Но зачем нужно было тревожить покой усопших и топить их останки в реке, загрязняя и оскверняя тем самым и реку?
Кроме того, некоторые памятники архитектуры и градостроительства в Ардатове пострадали не столько от действий богоборческой идеологии, сколько от безграмотного городского планирования в годы СССР. Отчасти из-за таких градостроительных ошибок в настоящее время находится в упадке всё историческое наследие Ардатова без особой надежды на восстановление. Сейчас исправить неудачные решения городского планирования очень проблематично, хотя реально.