1993 год. США. Режиссер – Боаз Дэвидсон. В ролях: Джо Лара, Николь Хансен, Джон Райан
Время апокалипсиса: неизвестно.
Причина апокалипсиса: атомная война.
Масштаб апокалипсиса: вся планета.
В видеосалонах 1990-х «American Cyborg: Steel Warrior» называли «Американским терминатором». Рискну признаться, что ради таких фильмов и существует весь этот постапокалиптический каталог. Это не кино, а полнейший трэш и угар, бред сивой кобылы, безумие, страх и ненависть, вторичное и низкопробное насколько вообще возможно, но милое и душевное именно в этой своей детской непосредственности.
1993-й для постапокалиптики – период зрелости. Все главные хиты: «Терминатор» и «Терминатор-2», все три оригинальных «Безумных Макса», «Побег из Нью-Йорка», большая часть «Планет обезьян» и «Киборг» к тому времени уже были сняты. Но Боаз Дэвидсон, режиссер, продюсер и один из сценаристов «Американского терминатора», трезво оценивал своё место в кинобизнесе и нагло содрал у Кэмерона, Миллера и Карпентера всё, что только можно. Даже название. Ведь «Американский киборг» или «Американский терминатор» — это как «Удивительный Человек-паук» или «Невероятный Халк» — вроде бы плагиат, но не придерёшься.
Невозможно поспорить с тем, что «American Cyborg: Steel Warrior» — нахальный и циничный клон «Терминатора» и «Киборга». Но Дэвидсон не просто копирует фильмы, прославившие Шварценеггера и Ван Дамма, а в некотором смысле делает следующий шаг. Решается на то, на что сам Кэмерон никогда не пойдёт («Терминатор 4» был сделан без его участия). А именно — снять весь сюжет в XXI веке, без флэшбеков и прыжков во времени. Оставить все эти временные парадоксы в прошлом и сосредоточиться на мрачном и безысходном будущем.
Неизвестно, какой это год. Как будто люди будущего настолько деградировали, что забыли календарь. Известно только, что после разрушительной атомной войны прошло 17 лет. Неизвестно, кто с кем воевал, но победил искусственный интеллект. Неуязвимые, бессмертные терминаторы, управляемые вездесущим компьютером под названием «Система», контролируют теперь оставшихся в живых людей. А точнее, просто не мешают им убивать друг друга за еду, воду, патроны и наркотики.
Бывшие Соединённые Штаты лежат в руинах, над ними царит вечная ночь и идёт проливной кислотный дождь. Все женщины превратились в проституток, все мужчины — в убийц и грабителей. Правда, встречаются и комбинированные варианты.
Но это ещё не всё. Из-за воздействия радиации женщины перестали рожать детей. Выжившие после войны представляют последнее поколение людей. Когда они поубивают друг друга или умрут от голода и болезней среди радиоактивных развалин, роботы останутся, наконец, на Земле в одиночестве.
Однако одной целеустремлённой красотке (Николь Хансен) всё же удаётся забеременеть в этом кошмарном аду. Правда, похоже, оплодотворение произошло искусственно, так как ещё не до конца сформировавшийся зародыш находится не у неё в животе, а в каком-то странном резервуаре-инкубаторе, в окружении трубок и капельниц.
Группа учёных, которым удалось оплодотворить Николь, планирует переправить мать и её не вполне рождённое дитя в Европу. Там вроде бы сохранились более продвинутые научные учреждения и специалисты, которые помогут семейству выжить, всесторонне изучат Николь и младенца и, возможно, смогут найти способ вернуть способность рожать детей и другим женщинам.
Планы учёного сообщества на возрождение человечества разрушает «Система». Седоусый терминатор в исполнении Джона Райана врывается в научные лаборатории и жестоко убивает весь персонал. В живых остаётся только бедняжка Николь и её нерождённое дитя, которое она носит с собой в рюкзаке. Злобная машина следует за ней по пятам и непременно настигла бы, если бы не мускулистый и волосатый, выглядящий как Тарзан (он играл его в одном не очень известном в РФ сериале) Джо Лара. Красавчик временно нейтрализует терминатора, берёт красавицу за руку и, после недолгих уговоров, соглашается проводить её на корабль в Европу.
Следующую за этим часовую гонку преследования, конечно, не сравнить с аналогичной по смыслу, но значительно более динамичной и навороченной погоней из «Дороги ярости», но в чём-то «Стальной воин» даже превосходит её. Джо и Николь предстоит преодолеть минные поля, кишащие крысами и заваленные трупами тоннели канализации. Их будут преследовать банды трансвеститов и людоедов, а также одна колоритная наёмница-лесбиянка по кличке Карп.
Здешний терминатор не обладает шармом и очарованием Железного Арни или Роберта Патрика, однако значительно более живуч и неуязвим, чем их персонажи. Возможно, это потому, что кроме дизайна самого робота, заимствованного у Кэмерона, Дэвидсон снабдил его характеристиками синтетиков из франшизы о «Чужих». В критические моменты терминатор истекает не кровью, а густой белой жижей и с помощью неё же может лечить самые страшные раны, отращивать отрубленные конечности и регенерировать выбитые глаза. Поэтому как его в итоге замочить и можно ли это сделать хотя бы в теории, вообще непонятно.
Короче говоря, это одна из самых лютых, беспросветных, чудовищных, мизантропских, депрессивных и пессимистичных постапокалиптических вселенных, на которую киношникам XX века хватило ума и фантазии. Само это описание и классификация жанра были бы неполными без «Американского терминатора» — радиоактивного артефакта из 1990-х, эпохи более свободной от стереотипов и финансовой конъюнктуры.
Остаётся добавить, что при всей своей вторичности «Американский киборг» не совсем бесполезен. Подобный грайндхаус — неиссякаемый кладезь идей для сценаристов будущих поколений. Сюжет «Американского терминатора», к примеру, 20 лет спустя позаимствует крутой голливудский постановщик мексиканского происхождения Альфонсо Куарон. И превратит его в один из величайших фильмов XXI века — «Дитя человеческое».
Удачного просмотра!