Исторический жанр в кино очень люблю. Но к сожалению, часто разочаровываюсь в таких фильмах. Потому что в большинстве нет главного – колорита эпохи, а еще убедительно представленной психологии человека не нашего времени.
Приятным исключением для меня стал фильм «Апокалипсис» Мела Гибсона. Был он снят еще в 2006 году. Но довелось посмотреть мне его лишь на днях. И была от него просто в восторге.
Действие «Апокалипсиса» происходит в начале XVI века в землях Центральной Америки, где в то время процветала цивилизации майя. Как раз накануне завоевания европейцами американского континента.
Но сюжет связан с этим опосредованно. Главное в фильме – судьба простого молодого индейца по имени Лапа Ягуара. История его борьбы и выживания.
А происходит вот что.
Находящуюся в глубине джунглей деревню Лапы Ягуара разоряют. Одних его сородичей убивают. Его же вместе с несколькими соплеменниками захватывают в плен. Как выясняется позже, чтобы в большом городе принести в жертву.
Лапе Ягуара удается бежать. Но с этого момента его злоключения принимают еще более опасный поворот. Ведь его преследует целый вооруженный отряд опытных воинов. Чтобы уйти от них и спасти свою семью, юноше приходится проявить чудеса отваги, смекалки, ловкости….
Казалось бы, довольно бесхитростный сюжет. Чем же я была потрясена?
А тем, как это все сделано.
В первую очередь, размах съемки.
Бесподобно красивые природные локации: непроходимые джунгли, великолепные водопады, бурлящие горные реки.
Не может также не впечатлить огромная, устрашающая ступенчатая пирамида в городе майя, где приносят жертвы кровавому божеству. Интересно, что это монструозное сооружение создано отнюдь не компьютерной графикой, а построено специально для фильма.
Вообще, я читала, что Мел Гибсон стремился к максимальной идентичности. Вместе со сценаристом «Апокалипсиса» он дотошно изучал научные и фольклорные документы по древней истории майя, штудировал результаты археологических раскопок, советовался со специалистами.
Вот, наверное, еще и поэтому, такой великолепный результат и получился.
Например, чтобы максимально отобразить хронотоп, все диалоги в фильме происходят на юкатекском языке. Не скрою, первые десять минут это раздражает. Кажется, что субтитры портят впечатление. Но очень скоро понимаешь, что окончательно и бесповоротно провалился в пространство, созданное на экране. И непонятный язык героев только усиливает эффект.
Некоторых зрителей может смутить обилие кровавых натуралистических сцен. Но именно в этом фильме они как раз очень даже уместны. Сама по себе жизнь людей древних эпох не была изнеженной. А уж цивилизация майя и тем более отличалась жестокостью.
И самое главное, что меня приятно удивило в «Апокалипсисе» – то, как прекрасно показана психология человека той эпохи.
Так, у главный герой, выносливого, отважного, не привыкшего сдаваться молодого индейца, по имени Лапа Ягуара – характер и душа человека общинного строя, подчиненного полностью окружающей природе.
С другой стороны, его преследователи – люди, развращенные кровожадной цивилизацией, несут на себе ее печать: жестокость, расчетливость, алчность.
Даже внешне типажи в «Апокалипсисе» – что надо.
Знаменательно, что для съёмок фильма Мел Гибсон специально пригласил неизвестных актёров из Мехико и Юкатана, многие из них были потомками индейских народов Канады и США. Ну, и, конечно, бесподобная работа гримеров. Все татуировки, шрамы, замысловатые тотемные украшения на лицах – все результат кропотливой работы, опять же под влиянием тщательного изучения культуры майя.
И, кстати, о названии. Все ведь закончилось благополучно для главного героя. Почему оно такое монументальное и зловещее?
Оказывается, режиссер имел в виду не конец света, как мы бы подумали. А вовсе другое слово. Греческое – «Апокалипто». И оно означает: «открываю, обнаруживаю; разоблачаю». И вот этот-то смысл как раз и очевиден в финальной сцене, когда главный герой украдкой наблюдает, как высаживаются на берег испанские конкистадоры.
А вам, дорогие читатели, какие исторические фильмы нравятся? Поделитесь впечатлениями.
Фото из открытых источников интернет. Фотоколлаж авторский.