Я давно интересуюсь темой непрерывного образования, и поэтому не могла пройти мимо доклада о развитии сферы образования и навыках будущего от экспертов фонда Global Education Futures и WorldSkills Russia, некоммерческой организации, которая занимается проведением соревнований среди представителей разных профессий.
Авторы доклада «Навыки будущего» определили набор компетенций и «базовых навыков», которые будут востребованы в любой сфере профессиональной деятельности человека. Вот список, который они представили:
- Концентрация и управление вниманием. Помогают справляться с информационной перегрузкой и управлять сложной техникой.
- Эмоциональный интеллект. Помогает понимать свои эмоции и взаимодействовать с другими с помощью эмоций, эмпатии и сочувствия.
- Цифровая грамотность. Помогает работать в цифровой среде, например, включая виртуальную реальность и ИИ-разработки.
- Творчество, креативность. Помогает мыслить нестандартно, создавать новое в условиях автоматизации рутинной работы.
- Экологическое мышление. Помогает понять связность, целостность мира, воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы.
- Кросскультурность. Помогает преодолеть разрыв поколений, понять другие культуры и субкультуры, найти с ними общий язык.
- Способность к обучению и самообучению. Помогает учиться в течение всей жизни, самостоятельно осваивать навыки и адаптироваться к изменениям.
Эксперты отмечают, что сейчас образование превращается в сложную экосистему с различными образовательными элементами, от крупных до небольших учебных центров. Образовательные форматы меняются и включают онлайн-курсы и форумы, мобильные приложения и приложения дополненной реальности, массовые игры и другие формы взаимодействия. Новая образовательная экосистема, по мнению авторов доклада, появится эволюционно, не отменяя существующую, а вырастая из нее. Это даст существующим образовательным учреждениям новые роли и направления развития.
Эксперты предлагают школам и университетам отойти от традиционной модели. Быть открытыми для учащихся любого возраста, желающих получать дополнительное образование на протяжении всей жизни. Стать достаточно гибким, чтобы предоставлять образовательные программы различной продолжительности и интенсивности, а также использовать различные стили обучения (совместный объединяющий или соревновательный, когнитивный и эмоциональный, основанный на активном участии или только на наблюдении, ориентированный на практику или теорию и т.д.). Предоставить возможности независимым поставщикам, которые способны внести разнообразие в образовательный процесс и создать более современные образовательные программы путем обмена опытом и сотрудничества.
Авторы доклада надеются, что новая образовательная система не ограничится преобразованием существующих учебных заведений, а будет представлять собой многомерное пространство, удовлетворяющее широкий спектр образовательных потребностей человека на протяжении всей его жизни.
Источник: доклад экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia, доступен по ссылке: https://futuref.org/futureskills_ru