Сегодня отправляемся в Алма-Арасанское ущелье. Старт маршрута начинается в 7 км от Парка первого президента.
Описание локации:
Старая японская дорога — пеший туристический маршрут протяженностью около 8 км. Историческая справка: маршрут проложен по дороге, сделанной японскими военнопленными, которые строили объекты инфраструктуры г.Алматы в послевоенные годы (1945-1950гг). Данная дорога использовалась при строительстве водопровода, берущего начало с Большого Алматинского озера.
Нитка маршрута проходит траверсом по склону ущелья параллельно автомобильной дороге, ведущей на БАО, и позволяет насладиться видами ущелья с высоты птичьего полета.
Описание маршрута
Маршрут доступен круглый год. Кроме того, маршрут можно проехать на велосипеде, эндурике и даже на моноколесе. Протяженность маршрута, в зависимости от точки входа, составляет от 6 до 8 км в одном направлении. Большая часть маршрута (около 5 км) представляет из себя ровную, практически горизонтально идущую старую дорогу шириной 3-4 метра. Основная физическая нагрузка приходится на самое начало пути, поскольку связана с подъемом и выходом на эту самую дорогу. Имеется три точки входа (выхода) на маршрут:
1) От экопоста - самый живописный, доступный в плане транспорта, но самый длинный вариант.
Доезжаем до экопоста. Поднимаемся выше экопоста на 50 метров, сворачиваем налево в Казачье ущелье, проходим по мосту, идем вдоль забора электроподстанции переходящего в забор гостиницы "Казачка" - трехэтажного комплекса зеленого цвета (здесь можно запарковать автомобиль, если вы приехали своим ходом). Сворачиваем направо, проходя между недостроенным зданием и гостиницей. Отсюда начинается тропа уходящая круто вверх на хребет сквозь старые сады яблонь и абрикоса. Тропа выходит на хребет, откуда можно полюбоваться Казачьим ущельем. Если глазами пробежаться вверх по хребту до его вершины, можно разглядеть среди деревьев верхний конец трубы - именно отсюда начинается японская дорога. Ближе к вершине, прямая тропа переходит в серпантин, ведущий наверх. Поднимаемся на вершину холма. Выходим на широкую дорогу, уходящую горизонтально (траверсом) по склону в сторону БАО - это и есть старая японская дорога. Здесь же наблюдаем трубу уходящую круто вниз и рельсы идущие параллельно с трубой (являющиеся финальным отрезком второго варианта выхода на маршрут — описание которого идет ниже).
2) От конечной автобуса 28 — самый физически сложный вариант, поскольку выход на маршрут проходит по металлической лестнице вдоль трубы с углом подъёма выше 30 градусов и протяженностью большей, чем лестница на плотину Медео.
Проезжаем мимо экопоста до развилки. Здесь находится конечная остановка 28 автобуса. Сюда можно добраться также на автобусе 211, который уходит дальше в сторону санатория Алма-Арасан. От остановки видна труба, круто уходящая вверх по склону от расположенной рядом с остановкой ГЭС. Обходим ГЭС вдоль забора справа и выходим прямо к трубе. Вдоль трубы идет железная лестница. Именно по ней и нужно подниматься до самого верха. Лестница старая и потому некоторые ступени отсутствуют, да и перила периодически то появляются, то исчезают. Подъем долгий, монотонный и тяжелый, заканчивается в том же месте, куда выводит первый вариант.
3) От мостика через реку, установленного возле асфальтовой дороги по пути на БАО, примерно в километре выше визит-центра Аюсай — самый короткий и физически легкий вариант выхода на тропу, но самый удаленный в плане транспортной доступности. Автобусы сюда не ходят. Остается вариант пройти пешком 5 км по асфальтовой дороге или добраться на автомобиле или такси. Сразу за мостиком начинается серпантин плавно переходящий в горизонтальную дорогу.
Эту точку входа используют велосипедисты и остальные любители перемещения на колесном транспорте.
Есть разные варианты прохождения маршрута. Войти с первой или второй точки и спуститься в третьей. Либо наоборот, подняться с третьей точки и спуститься в первой. Если вы приехали на автомобиле — то очевидно придется начинать и заканчивать маршрут в одной точке. Кроме того, совершенно не обязательно проходить его полностью. Даже пару километров японской дороги позволит вам в полной мере насладиться красотой от открывающихся видов.
Для кого подойдет
Маршрут доступен для всех, кто способен пешком пройти несколько километров. Еще один существенный плюс - возможность добраться до точки входа на общественном транспорте. Подходит для туристов любого уровня, похода с детьми, прогулки с собакой, прогулки в одиночестве, пикника на природе, романтической прогулки влюбленных, как новая локация для фото и видео.
Сколько требуется времени
Минимально - 4 часа.
Как добраться
Вариант 1: на городском автобусе 28 или 211
Вариант 2: на автомобиле или такси.
Описание похода (20.07.2024) и личные впечатления:
Мы с семьей выбрали следующий маршрут:
- Доезжаем на авто до первой точки входа.
- Проходим весь маршрут и выходим с него на третьей точке.
- Возвращаемся до автомобиля пешком по асфальтовой дороге.
- По дороге посещаем визит-центр Аюсай.
Поход начался без прелюдий с крутого подъема в 25-30 градусов по влажной от ночного дождя тропе. Не так я себе представлял эту обещанную «легкую прогулку». От соскальзывания спасали палки для ходьбы. Старые заброшенные сады яблонь и абрикосов, среди которых проходила тропа, в очередной раз навеяли тоску об утраченной советской эпохе. Навстречу нам проехала группа на электрических эндуриках, видимо взятых в одном из пунктов проката, появившихся в Алма-Арасанском ущелье. Через километр пути по гребню хребта крутой подъем сменился наконец серпантином. По одну сторону просматривается Казачье ущелье. По другую открываются виды на близлежащие пики проходного ущелья. Фруктовые деревья сменяются елями, местами попадаются березки, осины. Ближе к вершине одна из петель серпантина выводит нас к огромной трубе. Подходим, рассматриваем, щупаем влажную от испарины поверхность трубы, слушаем как внутри шумит вода. Рядом с трубой находятся рельсы для вагонетки с мощным тросом промеж них. На расспросы детей пытаюсь предположить и дать логичное обоснование для чего тут они проложены. Решаем последние 150 метров подъема пройти по трубе. То еще, знаете ли, удовольствие. Металлическая лестница еще крепка, но отсутствующие местами прутки ступеней и болтающиеся местами поручни усложняют подъем. А ведь кто-то поднимается по этому маршруту с самого низа трубы. Хорошо что мы не выбрали этот вариант подъема на японскую дорогу. Начал накрапывать дождик. Одеваем взятые с собой куртки и дождевики. Подумалось, что в этом походе можно было ограничится даже зонтиками.
Вместе с последними шагами по ступеням, выходим наконец на старую японскую дорогу. Теперь можно оглядеться вокруг и полюбоваться открывающимися видами. С одной стороны дымный, поблескивающий крышами город. С другой стороны — величественные склоны гор, местами плотно покрытые елями. Внизу змейка дороги на БАО. Сколько до нее — метров двести-триста? Возможно даже больше. Звуки музыки от придорожных кафе еле доносятся сюда. Решаем сделать небольшой перекур. Точнее передых (из нас никто не курит). Совмещаем его с перекусом. Фотосессия на фоне трубы. Самый сложный отрезок пути пройден — ура!
Отдохнули — можно отправляться дальше в путь. Дорога раздваивается. Один путь ведет в сторону березняка на вершине холма. Второй путь уходит горизонтально по склону холма в сторону БАО - нам сюда. Это уже не тропа — это дорога. Широкая грунтовая дорога. Кинув взгляд вперед по склону, вижу как по линейке очерченный траверс старой дороги, уходящей вглубь ущелья. Узнав, что до конца похода, весь маршрут теперь будет таким, дети радостно сообщают что это самый легкий поход. Молча улыбаюсь. Он конечно легкий, но ходовой — общая протяженность выбранного маршрута около 16 км.
Дети что-то обсуждая ушли далеко вперед. Жена традиционно отстает — цветы, жучки и бабочки сами себя не сфотографируют. Я нахожусь где-то между ними, стараясь держать всю нашу группу в поле зрения. На самом деле в этом месте такой контроль избыточен — сложно сбиться с пути, когда он только один и сойти с него невозможно. Оставшаяся часть пути напоминает прогулку по парку. Беззаботно общаясь друг с другом, периодически останавливаясь на очередные пару снимков на фоне гор и облаков, здороваясь с проходящими навстречу людьми мы незаметно прошли весь путь от начала до конца.
Кстати, вопреки моим ожиданиям, по дороге можно набрать питьевую воду. Где-то посередине маршрута мы пересекли широкий ручей, выходящий из трубы. Чуть дальше попался еще один маленький ручеек, сбегавший со склона прямо на дорогу.
Из-за накрапывающего дождя, мы не смогли расположиться на обед на траве. Была надежда на то, что по дороге попадется скамейка, бревно или даже беседка. К сожалению, на всем протяжении маршрута обустроенных мест для отдыха и перекуса нет. Изредка попадаются места, где склон горы отступает от дороги, образовывая небольшие полянки. В солнечный день можно расположиться для отдыха на них, используя каремат или покрывало.
Спуск и выход к асфальтовой дороге был максимально комфортным. Серпантин из вымощенной булыжниками широкой дороги вывел нас к железному пешеходному мосту через бурный поток реки, отделявшей нас от автодороги.
Спуск по асфальту не сулил ничего интересного. Лучшим вариантом, в данном случае, было бы развернуться и вернуться назад к машине по тому же маршруту. Однако, у нас изначально был план посетить визит-центр Аюсай. Мы несколько раз в этом году проезжали мимо этого места, но так и не решились зайти сюда. Поэтому, решено было в этот раз совместить обратный путь с визитом в визит-центр.
Визит-центр оставил смешанные чувства. Из положительного — есть чистый и бесплатный общественный туалет и сделана металлическая платформа, позволяющая безопасно насладиться видами на один из самых доступных для посещения водопадов. Из негативного - некогда уютное место, превратилось в базар-вокзал. Переполненные автомобилями парковки и обочины дороги, толпа снующих туда-сюда людей, навязчивые фотографы и гольф-кары, которые за какие-то 3 тысячи тенге отвезут ваше тело до водопада. Интересно, многие ли из оплативших проезд знали, что до водопада всего лишь 300 метров пути.
Все лучшие поляны, которые использовались для палаточных лагерей и пикников теперь заняты коттеджами, которые сдаются в аренду. Все построено для зарабатывания денег. Бизнес есть бизнес.
В обсуждении с женой, сошлись на том, что такие места должны быть и хорошо, что они есть. Существуют разные категории туристов. И наиболее распространенный из них — автолюбители пикников. От них больше всего шума и мусора. И хорошо, что такие вот визит-центры аккумулирует подобных туристов вокруг себя. Здесь и для туристов программа выполнена: в горы семью вывезли, на фоне красивой локации пофотографировались, детей утомили, вкусно на фоне любимого авто поели, себя показали, на других посмотрели. И для экологии огромный плюс: дальше в ущелье их не пустили, а значит и мусора в горах будет меньше — он останется там в районе визит-центра. Меньше проблем и для МЧС — не нужно будет спасать горе-туристов, потерявшихся без снаряжения и еды в непогоду где-нибудь в горах.
Воспользовавшись хорошей погодой, мы на одной из скамеек отобедали взятыми с собой бутербродами и чаем из термоса. Прогулялись до водопада. И отправились в сторону города по асфальту.
Еще одно разочарование меня настигло, как только мы вышли на асфальт. Проезжавшая мимо нас дама с ребенком остановила свой авто и стала махать нам руками. Зарождавшаяся было внутри благодарность за помощь была пресечена фразой: "Такси до автобусной остановки нужно?" Я разочарованно отвернулся, а жена решила поинтересоваться за сколько нас готовы отвезти.
- По тысячи с человека.
- Спасибо, мы как-нибудь пешком.
На протяжении всего оставшегося пути нам еще не раз предложат такси до автобуса.
По пути мне пришлось объяснить детям причину моего разочарования. В горах есть негласное правило взаимопомощи друг другу: если ты встречаешь человека, который нуждается в помощи, то это твоя ответственность помочь ему. Потому что в такой ситуации можешь однажды оказаться ты сам. И здесь нет места коммерческим отношениям. Я много раз подвозил людей до города по пути домой. Потому что сам знаю, насколько это бывает утомительно после трудного походного дня брести по автодороге до автобусной остановки. И никогда не брал за это деньги. Но времена изменились, изменились люди.
Успокоил себя тем, что эти водители просто чужие здесь в горах люди. А потому, не стоит ожидать от них другого отношения к себе и окружающим.
Через час пути мы вышли на конечную остановку 28 автобуса. Еще раз взглянули на уходящую круто далеко вверх трубу. Теперь мы можем сказать: мы были там! Старая японская дорога пройдена!
Лайфхак: если вы планируете поход, оканчивающийся спуском с БАО или ущелья Шукур и переходом до автобусной остановки, рассмотрите вариант транзита через японскую дорогу. Протяженность маршрута увеличится незначительно, но зато это поможет скрасить монотонную ходьбу по асфальту, разглядеть ущелье с высоты птичьего полета, и выйти сразу к экопосту.
Выводы
Старую японскую дорогу однозначно стоит хотя бы раз посетить. Мы сами планируем еще раз побывать здесь в этом году осенью, чтобы насладиться буйством красок осеннего леса (Вы кстати можете прогуляться с нами вместе. Отслеживать наши предстоящие походы можно на нашем канале в телеграмме)