Свечи зажигания – одни из ключевых компонентов работы бензинового двигателя. От их состояния напрямую зависит стабильность запуска мотора, расход топлива и развиваемая мощность. Вовремя замененные свечи позволяют избежать серьезных неисправностей и дорогостоящего ремонта. Поэтому так важно знать, когда и по каким признакам необходимо провести замену этих расходников.
Зачем нужны свечи зажигания и как они устроены
Свечи зажигания выполняют простую, но крайне важную функцию – создают искровой разряд для поджига топливовоздушной смеси в цилиндрах бензинового двигателя. От стабильности этого процесса напрямую зависит равномерность работы мотора.
Устройство свечи зажигания достаточно простое. Внутри керамического корпуса с одной стороны расположен центральный электрод, а с другой – боковой (масса). Между их наконечниками при подаче высокого напряжения возникает искровой разряд, который и воспламеняет рабочую смесь. Качество искрообразования напрямую зависит от величины зазора между электродами и состояния их рабочих поверхностей.
Типы свечей и рекомендации производителей
В зависимости от материала изготовления электродов различают несколько основных типов современных свечей зажигания:
- Обычные, с электродами из недрагоценных металлов (медь, никель). Это бюджетный вариант, рекомендованный ресурс которого обычно не превышает 30-50 тыс. км пробега.
- Свечи с электродами, покрытыми тонким слоем драгметаллов – платины или иридия. Обладают повышенным ресурсом от 60 до 100 тыс. км, но стоят дороже обычных аналогов.
- Свечи с полностью платиновыми или иридиевыми жаростойкими электродами. Это премиальный сегмент, такие свечи могут служить 120+ тыс. км.
Какие именно свечи предпочтительнее для вашего автомобиля и с какой периодичностью их следует менять, указано в руководстве по эксплуатации. Строго следуйте этим рекомендациям производителя, чтобы не переплачивать за излишне дорогие расходники или преждевременно не выводить их из строя.
Причины преждевременного износа свечей
К сожалению, заявленный производителем ресурс свечей часто оказывается завышенным на практике. Причин ускоренного износа может быть несколько:
- Низкое качество топлива. Некачественный бензин с избыточным содержанием вредных присадок провоцирует образование нагара и отложений на электродах и изоляторе свечи. В результате свечи быстро "зарастают", искра ухудшается или пропадает вовсе.
- Тяжелые условия эксплуатации. Частые холодные запуски, работа на малых оборотах, повышенные нагрузки приводят к прогрессирующему износу и нарушению зазоров. Не лучше обстоят дела при систематической буксовке и перегреве мотора.
- Высокий пробег и износ самого двигателя. По мере старения ДВС в камере сгорания все больше отложений и продуктов износа, которые откладываются и на свечах.
Получается, что даже если вы регулярно обслуживаете автомобиль, свечи могут выходить из строя гораздо быстрее заявленного производителем срока. А это чревато целым рядом проблем вплоть до полного выхода из строя мотора. Поэтому так важно вовремя распознавать симптомы износа свечей.
Основные признаки необходимости замены
Самый очевидный сигнал о том, что свечи зажигания пора менять – нестабильная работа двигателя, заметная как невооруженным глазом, так и по показаниям приборов:
- Двигатель начинает громко "троить", пропуская один или несколько цилиндров. Иногда ощущается рывками при наборе оборотов
- Падает мощность и динамика разгона, растет расход топлива
- Появляются проблемы с запуском, особенно на холодную
- Приборная панель выдает ошибку по системе зажигания или неисправности каталитического нейтрализатора (что может быть следствием попадания в него несгоревшего топлива)
Если же проблемы с мотором налицо, но явных поводов не видно, рекомендуется провести компьютерную диагностику. Блок управления двигателем фиксирует любые пропуски в работе цилиндров и сохраняет соответствующие коды ошибок.
Можно также попытаться осмотреть свечи самостоятельно (обязательно на холодном двигателе! ) и оценить степень их изношенности "на глаз". Свежие и полностью исправные свечи должны иметь идеально чистые электроды надлежащего цвета без следов оплавления, эрозии или отложений. Важен также правильный зазор между электродами в соответствии с техническими требованиями.
Но если на свечах видны:
- Налет черного цвета или цветные подтеки (признак пережога топлива);
- Белый или серый тонкий налет на изоляторе (возможно попадание антифриза или масла);
- Красноватые отложения (следы применения этилированного бензина);
- Растрескавшийся или оплавленный изолятор и электроды с четкими следами эрозии;
то свечи однозначно подлежат замене, независимо от пробега.
В холодное время года будьте особенно внимательны к состоянию свечей зажигания. Низкие температуры, частые запуски двигателя "с холодной" и последующая работа на малых оборотах крайне негативно сказываются на их ресурсе.
В морозы несгоревшие отложения на свечах быстро накапливаются, а процесс самоочистки практически не происходит. Отсюда и проблемы с пуском, нестабильные обороты и повышенный расход топлива. Нередко владельцы авто даже не подозревают, что причина кроется в изношенных свечах.
Поэтому лучший выход – произвести плановую замену свечного комплекта перед зимним сезоном. Даже если старые свечи еще сохранили работоспособность, впоследствии их можно будет использовать повторно уже в теплое время года. А для холодов лучше поставить новые.
Если же менять комплект накануне зимы не планируется, свечи как минимум следует почистить от нагара. Для обычных недрагоценных свечей можно использовать жесткую проволочную щетку или наждачную бумагу, аккуратно счистив все отложения с изолятора и электродов. Для платиновых и иридиевых свечей такой метод очистки не подходит, поскольку есть риск повредить тонкое напыление драгметалла.
Еще один действенный способ – прогреть двигатель до рабочей температуры и некоторое время поездить на повышенных оборотах, чтобы жар в камерах сгорания помог самоочищению свечей. Но учтите, после этого свечи могут потребовать регулировки зазора.
Чем грозит игнорирование проблемы
Своевременная замена свечей зажигания - это профилактическая мера, позволяющая избежать гораздо более серьезных и дорогостоящих неприятностей.
Игнорировать очевидную необходимость в замене крайне не рекомендуется, поскольку рано или поздно это может вылиться в дорогостоящий ремонт мотора. Причем чем дольше эксплуатировать двигатель с неисправными свечами, тем разрушительнее будут последствия:
- Ухудшение ресурса каталитического нейтрализатора из-за попадания в него несгоревшей смеси. В итоге его придется менять за большие деньги.
- Пробой изоляторов свечей или высоковольтных проводов из-за перенапряжения в цепи зажигания. Новые детали этой системы также влетят в копеечку.
- Калильное воспламенение смеси от перегретых электродов свечей или детонационное зажигание из-за искры не в такт со вспышками. Все это грозит прогаром клапанов, поршней и даже прогаром прокладки гбц.
- Разрушение свечи с выпадением ее частей в цилиндр, что приводит к повреждению стенок цилиндра, колец и самого поршня. Итог - капитальный ремонт всего мотора на сумму в десятки тысяч рублей.
Поэтому при первых же сигналах о неисправности свечей следует как можно скорее заменить их на новые. Лучше потратиться на комплект свечей за 1500-5000 рублей, чем платить впоследствии астрономические суммы за ремонт ДВС.
Резюмируя, можно сделать вывод: даже если срок службы свечей еще не вышел, не игнорируйте тревожные симптомы. Ведь своевременная профилактика и замена расходников - залог долгой и без проблемной работы двигателя вашего автомобиля.