...что увижу босых и начисто побритых жрецов. Жрецы в основном приходят за драгоценными камнями – некоторые камни используют в магических формулах и ритуалах для лечения души и тела больного. Вера, астрология, травы и опыт жреца – это то немногое, на что может надеяться больной, но и этого слава богам бывает иногда достаточно. Помимо благоуханий, которым одаривают нас наши посетители, в помещении и теплом и прохладном одновременном, да и по большому счету во всем городе стоит преследующий запах финикового пива и вина. Сладостный запах утоленной жажды. С детства мы приучены к тому, что не вся вода для питья, что и ее всегда мало…
Если бывают редкие перерывы на заказы, то мастерская изготовит иной раз заказ для клиентов победнее. За короткий срок моей работы я видел только одного посетителя, что просил стеклянные бусы для дочери на свадьбу. Обычно так разбавляют бусы из керамики, ракушек или кости нашими разноцветными стеклянными бусиками. Я помню, что от него пахло кунжутным маслом. Я узнал этот запах, потому что мы добавляем его в ячменную кашу.
Во второй половине дня иногда мы выходили в порт, за камнями и металлом. За дверями мастерской открывается взору улица, заполненная мастерскими на самый разный лад. Одна из популярных – гончарная. Если наша была более прибыльная и трудоемкая, то здесь были заказы начиная от глиняных гвоздиков для украшения дома до миниатюрных глиняных баночек для косметики. У моей матери тоже есть такие - для сурьмы, для охры, для красной краски для губ. Она хранит сухую, растолченную сурьму в глиняных баночках, а вот смешанная с бараньим жиром или маслом и усьмой только в глубоких морских раковинах. Если какой-то красавице не повезло, то ей приходится подкрашивать сурьмой не только глаза и ресницы, но и переносицу, соединяя брови между собой.
Также здесь есть мастерская для изготовления четырехколесных повозок, военных двуколок. Мой дядя, например, за городом разводит ослов для таких двуколок. Он долго выводил и отбирал самых быстрых и самых выносливых, остальных продает для четырехколесных повозок.
Дальше по улице есть еще мастера по изготовлению металлического оружия, серпов, крючков для ловли рыбы – эти тоже никогда без работы не пропадут. Для удобства порт находится недалеко от нашей торговой улицы. Именно в порту проходят все важные сделки этого города. А мы, писцы, самая неотъемлемая их часть. Именно здесь обменивают драгоценные камни, ткани, металл, рабов. Здесь можно было достать редкие и дорогие кипарисовые, кедровые масла иногда с запахом можжевельника, мирры и кассии.
Здесь можно увидеть самых богатых людей Урука – мужчины с длинными волосами и бородами (правда, не всегда своими, тут на помощь приходит овечья шерсть), которые они закручивают мелкими кольцами. Тут и там мелькают золотые браслеты и перстни, серьги, бусы. Самые модные заплетают бороды в косички с золотыми нитями. А одежда? Мужские длинные юбки не отличались красочностью от женских туник – увешанные цветными лоскутами ткани, или шерстяные полотна с бахромой внизу.. Я столько раз уже здесь был с отцом и братом, дядей. Мой отец здесь был со своим отцом. А его отец со своим. Течение нашей жизни словно эти удивительные реки, что окружают великий город Урук– русла не меняют, лишь обрастают новыми ручейками после каждого разлива рек.
Я вырос в богатой семье, меня сложно чем-то удивить. Я все это видел. Я и сам одет не хуже каждого из них. Закончив школу, я должен был и хотел отточить свое мастерство. И мне повезло быть не единственным сыном своего отца. Мне повезло решать и выбирать не ячменные поля и овец.. Я мечтаю быть купцом. Я хочу видеть другие города, хочу попробовать их на вкус. Хочу столкнуться с чем-то необыкновенным, искать и находить.. возвращаться и вновь искать.
А потом, я сложу об этом песню, обожгу ее в печи… и память моей жизни вновь сорвется с чьих-то уст..
P.S.
Что в Уруке видели:
Запах города: