Компания IKEA давно ассоциируется с качественной недорогой мебелью. Бренд IKEA, как и имя его основателя, Ингвара Кампрада, обозначают непрерывное развитие, поиск инновационных подходов к производству предметов быта, их продажи и развития бизнеса. Часто эксперты относят фирму ИКЕА к одному из мировых гигантов в сфере ритейла, не упоминая о том, что компания выстроила целую систему отношений с обществом, партнерами, природой и насущными социальными запросами.
Ингвар Кампрад. С чего все начиналось
История компании IKEA неразрывно связана с личностью ее основателя, Ингвара Кампрада, который родился в 1926 году в Смоланде, на юге Швеции. Предпринимательский дар проявился у мальчика с малых лет – будучи пятилетним ребенком, он продавал соседям спички.
Позже, в возрасте семи лет у Ингвара появился велосипед и он расширил территорию своих продаж. Узнав, что цена спичек может быть значительно ниже, если их покупать оптом в Стокгольме, он предпринимает необходимые действия, покупает товар дешевле и продает его по сниженной цене, получая, тем не менее, хорошую прибыль. В последствии мальчик расширил ассортимент товаров, предлагая, кроме спичек, цветы, поздравительные открытки, елочные игрушки, карандаши и шариковые ручки.
Сначала мальчик, а потом уже и молодой человек откладывает все деньги, которые ему дают на карманные расходы. На все вопросы взрослых Ингвар отвечает, что планирует расширить бизнес. И слова Кампрада не расходятся с делом. Это покажут несколько ближайших десятилетий.
История создания компании и ее названия
В Европе идет война, еще даже не открыт второй фронт. Но Швецию боевые действия практически не затронули. Здесь никто и ничто не мешает зарабатывать деньги на торговле.
Моментом создания компании IKEA можно считать 1943 год, когда 17-летнему Ингвару Кампраду его отец дает деньги в качестве награды за успехи в учебе. Он использует это, чтобы основать свой собственный бизнес.
Название фирмы IKEA многим кажется достаточно странным. На самом же деле все просто. Основатель взял первые буквы своего имени и фамилии (I и K) и добавил к ним первые же буквы названий фермы, на которой он вырос, и ближайшей деревни: E от Elmtaryd и A от Agunnaryd.
Мебель в каталоге компании появилась далеко не сразу. Первоначально IKEA продает ручки, кошельки, рамки для фотографий, настольные и наручные часы, ювелирные изделия и нейлоновые чулки, удовлетворяя спрос покупателей на продукцию по сниженным ценам.
Бизнесмен больше не объезжает округу на велосипеде. Он приобрел молочный фургон и лично доставляет посылки на ближайшую почтовую станцию.
Развитие компании IKEA
Закончилась Вторая мировая война. Страны постепенно возвращаются к мирной жизни, а люди понимают, что в течение многих лет были лишены простых житейских радостей, например возможности обновить мебель. Растет спрос не только на роскошные гарнитуры, но и на самые простые шкафы и столы.
Руководство ИКЕА и Ингвар лично быстро оценили потребности шведов и европейцев в целом. Развитие IKEA продолжается и в 1948 году в предложении компании появляется мебель. Первоначально Ингвар Кампрад предлагал копии кухонных столов, которые производил его дядя. Позже, воспользовавшись тем, что в лесах на юге Швеции работало достаточно много производителей мебели, компания сотрудничает с ними и включает их продукцию в ассортимент IKEA.
Следующей важной вехой в истории всей компании можно считать 1951 год. В 1951 году фирма ИКЕА публикует свой первый каталог в том виде, в котором им пользуются миллионы покупателей сегодня.
Первые магазины IKEA и внедрение инноваций
Переломным моментом в истории развития компании ИКЕА можно назвать 1953 год, когда в городке Эльмхульт, Швеция, был открыт первый мебельный салон. На такой шаг компанию подвигла усиливающаяся конкуренция среди торговцев мебелью – снижать далее цены становилось все проблематичнее, и Кампрад придумал гениальную концепцию – демонстрировать качество продаваемой продукции наглядно. Посетители мебельного салона могли осмотреть товар, потрогать его, убедиться воочию, что деньги не будут потрачены напрасно.
Второй важный момент в истории бренда IKEA – начало разработки предметов мебели, которые в разобранном виде можно было бы поместить в плоскую картонную коробку. Кроме того, что это значительно облегчало транспортировку столов и стульев к покупателю, продажа мебели в разобранном виде повлекла за собой рождение важнейшей концепции – теперь покупатель ИКЕА мог собирать мебель самостоятельно.
Внедряли принципы самообслуживания
Продавцы не ходили за покупателями и не предлагали товар. Клиенты самостоятельно выбирали понравившиеся образцы, здесь же могли забрать нужные коробки с полками и фурнитурой и пройти к кассе для оплаты. Доставка не практиковалась. Исключение делали для ситуаций, когда нужного товара не оказывалось в наличии. Продавцы-консультанты только выписывают накладную на отгрузку. А далее покупатель самостоятельно забирает на складе нужные упаковки.
Чтобы клиент максимально долго оставался в магазине, уже в первом мебельном салоне заработал ресторан. Многие приходили в него насладиться качеством первоклассных блюд от шеф-повара. В последующие годы наличие ресторана стало визитной карточкой всех гипермаркетов IKEA.
В 1965 году Ингвар Кампрад решается на открытие магазина в Стокгольме. Это был его флагман, имевший собственное имя — Kungens Kurva. Дизайн магазина существенно отличается от всех иных, работающих на данный момент времени. Здание было круглым. В Kungens Kurva впервые заработала развлекательная зона для детей. Как считал Кампрад, ничто не должно отвлекать родителей от покупок, в том числе крики отпрысков о том, что они устали и хотят домой. В дальнейшем детские комнаты стали таким же обязательным атрибутом магазинов IKEA, как фасады, окрашенные в синий и желтый цвета.
Торговля за пределами Швеции
В 1963 году IKEA впервые вышла за пределы Швеции, открыв свой салон в Осло, Норвегия. Затем продукция компании была представлена жителям Дании и Швейцарии. Открытие в Швейцарии имело особое значение для основателя бизнеса Ингвара Кампрада, так как швейцарцы и скандинавы имеют разные культурные традиции, и он был заинтересован в том, как его товары будут восприняты в материковой Европе, где люди привыкли к более высокому уровню жизни.
Швейцарцы положительно отозвались о принципах работы шведского концерна, что стало большим успехом. В дальнейшем новые салоны открывались почти ежегодно в таких странах, как Германия, Япония и Австралия, а затем последовали Канада и Сингапур.
К концу XX века бренд уверенно занял свои позиции в Европе, с магазинами, уже работающими во Франции, Испании, Италии и Великобритании. В 2010 году IKEA успешно вошла на рынок Латинской Америки, открыв магазин в Доминиканской Республике.
В России первый комплекс группы компаний встретил гостей в 2000 году в подмосковных Химках. Специально для этого были созданы дочерние структуры, отвечающие за недвижимость, закупки и непосредственно торговлю. На 2020 год в России работало 16 магазинов, преимущественно при ТЦ «Мега».
Предпринимательский гений
Кампрад стал символом успешного предпринимательства, сумев создать международный бренд, который изменил представление о мебели и дизайне интерьеров.
Он внедрил уникальный подход к продажам и производству, включая концепцию плоской упаковки и самообслуживания, что позволило снизить издержки и сделать мебель доступной для широкой аудитории.
Кампрад придавал большое значение экологическим аспектам бизнеса, что важно в современном контексте. Его компания активно работает над уменьшением воздействия на окружающую среду.
Жизнь Кампрада, его скромность и простота стали примером для подражания. Он демонстрировал, что успех не всегда связан с роскошью и показной жизнью. Вклад Кампрада в мир бизнеса и общество остаётся значимым. Его идеи и подходы продолжают влиять на многие аспекты современного дизайна и торговли.