Найти тему
Rimma Narinian

Символы Статуса в Моде Средневековья

Одежда, на протяжении всей своей истории, является мощным инструментом демонстрации социального статуса, богатства и принадлежности к определенному кругу. Порой многие люди по одному лишь взгляду на человека определяют его место в обществе.

Подобно современному миру, где бренды, логотипы и дизайнерские вещи говорят о многом, в средневековой моде (V-XVI века) существовали свои символы статуса.

«Великолепный часослов герцога Беррийского». Братья Лимбург.
«Великолепный часослов герцога Беррийского». Братья Лимбург.

Что касается тканей, то шёлк, бархат, парча (парча — роскошная жаккардовая ткань с замысловатыми узорами на поверхности, которые выглядят так, будто они тисненые или вышитые) использовались для пошива одежды знати и духовенства. Сукно (плотная шерстяная ткань с ворсистой поверхностью, напоминающая войлок)— более доступная по цене ткань, из которой шили одежду для простых людей. Лён использовался для изготовления нижнего белья и одежды крестьян. Пурпурный цвет являлся цветом королей и высшего духовенства. Красный символ власти, богатства и любви. Синий цвет знати и рыцарства. Зеленый цвет надежды и весны, был популярен среди простых людей. Черный цвет символизировал траур и монашество. Конечно же, стоит упомянуть мех; горностай —самый ценный мех, символ королевской власти. Соболь — мех знати и духовенства. Белка —мех зажиточных горожан. Овчина являлась мехом крестьян. Золото и драгоценные камни: привилегия знати и богатых людей. Серебро, в свою очередь, являлся более доступным металлом и использовался для украшений ремесленников и купцов. Медь и бронза представляли собой простые украшения для крестьян. В средние века, по фасону и материалу шляпы можно было судить о статусе человека, точно так же, как и с обувью. Перчатки носили знатные особы, подчеркивая тем самым свое богатство. Пояса, как правило, подчеркивали фигуру и служили хранилищем для мелких предметов.

Алтарь Святого Иоанна. Ганс Мемлинг.
Алтарь Святого Иоанна. Ганс Мемлинг.

Отдельно стоит затронуть тему фасонов. Так, сложные, многослойные платья — признак знатности и богатства. Простые, однотонные платья: одежда простых людей. Длинные плащи и накидки — символ статуса и защиты от непогоды.

Тема про обувь заслуживает отдельной статьи, но упомянуть я бы хотела пулены — туфли с длинным носком, которые носила знать. Эти мягкие кожаные башмаки без каблуков и твёрдой подошвы, популярные в Европе в XIV–XV веках, были завезены в Европу с Востока во время крестовых походов XII–XIII веков. Такое название связано с тем, что её носила делегация польской знати, посетившая Анну, жену английского короля Ричарда II. В XIV веке пулены стали очень узкими, а их носки были такими длинными, что их сворачивали в трубочку. В XVI веке модники соединяли кончики носков пулен серебряной цепочкой и подвешивали на место их соединения маленькие бубенчики.

Однозначно, можно много говорить про моду Средних веков, но мы видим, что и в современности мы много чего заимствовали от наших предков; ткани, меха, цвета, фасоны и многое другое — до сих пор отражают финансовое благосостояние и определяют порой социальный статус. Мода, хоть и динамична, но оставляет за собой определенные каноны, которым мы следуем до сих пор: корсеты, воротники, бархат, перчатки. Список можно продолжать, но и нынешнее поколение зачастую, не осознавая, следует трендам средневековья и предпочитает пэчворк (шитье одежды из кусочков ткани, сейчас популярна среди дизайнеров одежды), сабо (раньше сабо именовались «чопины» — средневековые туфли на платформе, напоминающие современные сабо), балаклавы (балаклава схожа со средневековым койфом, который защищал голову и шею воина). Таким образом, мода Средневековья оставила большой след в истории, и мода нынешнего времени опирается на опыт средневековых законодателей данной индустрии.