Современные технологии открывают перед художниками и зрителями беспрецедентные возможности для творчества и восприятия искусства. Цифровое искусство включает в себя разнообразные формы: цифровая живопись, графика, сложные анимации и 3D-скульптуры; и начало оно развиваться в середине 20-го века, когда Бенджамин Лапоски, американский художник, математик, в 1950-х годах использовал осциллографы для разработки электронных изображений, которые можно считать одними из первых примеров цифрового искусства. Он создавал уникальные волновые формы, которые фотографировал и представлял как произведения искусства. В 1960-х немецкий математик и художник Фридрих Наке разработал алгоритмы для компьютерной графики, создавая сложные геометрические узоры; также в это время его американский коллега Майкл Нолл в Bell Labs создавал как абстрактные, так и фигуративные изображения с использованием компьютеров. В последующие десятилетия цифровое искусство эволюционировало благодаря развитию компьютерной графики и анимации в 1980-х и 1990-х годах, а также с появлением виртуальной и дополненной реальности в новом тысячелетии.
Известная инсталляция «Rain Room» («Комната Дождя») от лондонской художественной студии Random International является ярким примером интерактивного и иммерсивного произведения искусства, с которым зрители могут взаимодействовать и испытать невероятные эмоции. Впервые представленная в 2012 году в Лондоне, данная инсталляция стала визитной карточкой мировых выставочных пространств.
Идея «Rain Room» возникла у художников студии как эксперимент с восприятием и взаимодействием, которые стремились создать пространство, в котором посетители могли бы испытать дождь, при этом оставаясь сухими благодаря компьютерно управляемой системе датчиков.
В «Комнате Дождя» установлены сенсоры, которые отслеживают движения посетителей. Когда человек входит в зону инсталляции, система автоматически останавливает дождь прямо над ним или ней, создавая эффект "стены" дождя, через которую можно пройти, не промокнув. Это технологическое решение позволяет каждому посетителю испытать экстраординарный опыт искусства, полный магии и уникальных ощущений.
Для создания эффекта "стены" дождя используется более 2500 форсунок, каждая из которых управляется индивидуально. Датчики отслеживают движения посетителей с точностью до 1 мм, позволяя системе реагировать на них в режиме реального времени. Вода в системе очищается и повторно используется, что делает инсталляцию ещё и экологичной. Самая большая "Комната Дождя" имеет площадь 1000 квадратных метров и вмещает до 300 человек одновременно. Инсталляция была представлена в более чем 30 странах мира, включая США, Канаду, Китай, Японию и Австралию. Посетители обычно получают защитные бахилы, чтобы не скользить по мокрому полу. В настоящее время данная «Комната» не является постоянной экспозицией ни в одном месте.
"Комната Дождя" - это пример того, как искусство может использовать технологии для создания уникального и незабываемого опыта для зрителей, стать средством общения человека с технологией. Несомненно, искусство динамично; поэтому с уверенностью можно утверждать, что мы станем свидетелями и иных уникальных арт-форм и жанров, впечатляющих и интерактивных инсталляций.