2010 год. Япония. Режиссер – Такаси Ямадзаки. В ролях: Такуя Кимура, Мэйса Куроки, Тосиро Янагиба
Время апокалипсиса: 2199 год.
Причина апокалипсиса: вторжение инопланетян.
Масштаб апокалипсиса: вся планета.
Японское аниме – это вообще отдельный вид искусства, отдельный жанр, отдельный космос. Возможно, когда-нибудь мне удастся погрузиться в него поглубже. Сегодня пройдем по касательной - в нашей постапокалиптической рубрике ремейк культового анимэ-сериала Space Battleship Yamato 1974 года. На самом деле фильм Ямадзаки 2010-го называется точно также, но российским прокатчикам было угодно назвать его «2199: Космическая одиссея».
В принципе некая одиссея там действительно есть, вот только никого из героических капитанов не ждет дома Пенелопа. Они там такие смертники-самураи, без корней и привязанностей, готовые умирать, не оглядываясь на жену, детей, родителей или что-то в этом роде. Название взято реально с потолка, даже у астронавтов «Интерстеллара» было больше общего с героями Гомера, чем у анимэшных японцев с крейсера «Ямато». А вот апокалипсис там у них нешуточный, не чета нашим предыдущим участникам из Бронкса.
Итак, 2199 год. Уже пять лет между землянами и инопланетной расой с планеты Гамилас идет суровая война с применением космических крейсеров, роботов, истребителей, а также лазерного и атомного оружия.
За годы бомбардировок радиоактивными метеоритами гамиланцы превратили Землю в безжизненную пустыню. Большая часть людей погибла. Остатки вышивших ютятся в подземных убежищах. Но радиация начинает проникать и туда. Вода, еда и воздух отравлены, дни человечества сочтены.
В очередной атаке пришельцев погибает офицер звездного флота Мамору Кодай старший брат главного героя «Космической одиссеи» Сусуму Кодая. Но от какого-то из инопланетных кораблей тоже что-то отваливается, а чуть позже младший Кодай, тоже бывший пилот ВВС, а ныне мусорщик, находит странный предмет.
Космический девайс непонятным образом очищает от радиации организм Кодая и окружающую пустыню и дает старому капитану Хадзимэ Сайто (названному так в честь знаменитого самурая 19 века) идею. Он решает снарядить последний оставшийся у землян космический крейсер (правда в некоторых переводах он линкор) в последнюю экспедицию на родную планету гамиланцев, чтобы добыть там нейтрализатор радиации.
В 1974-м ещё живые свидетели бомбардировок Хиросимы и Нагасаки должно быть рыдали, когда смотрели это. Фильм 2010-го года в меньшей степени наполнен милитаристским реваншизмом, но так или иначе это ощущается. Желание отомстить, восстановить справедливость, наказать обидчиков, смыть позор поражения проскальзывает в диалогах, ну а в смысле подтекста так вообще чуть ли не основная мысль всего этого предприятия. Тем более что в оригинальном мультике космический крейсер Ямато переделан из поднятого со дна корабля, потопленного американцами последнего японского крейсера второй мировой войны.
Молодой Кодай набивается в команду героев и отправляется за миллион световых лет вместе с такими же отчаянными мужчинами и женщинами, чтобы спасти умирающую Землю. Похоже они там не слышали про теорию относительности Эйнштейна. Впрочем, также как создатели «Звездных войн» или «Стартрека».
Интерьеры звёздного крейсера, формат общения между офицерами японского звёздного флота, даже их форма иногда до степени смешения напоминают «Энтерпрайз». В середине 1960-х «Стартрек» произвел революцию в сериалах и кинофантастике в целом, поэтому создатели «Звёздного крейсера Ямато» 1974-го не удержались. Но вот в том, что касается, например, «Звёздного крейсера Галактика» тут японцев обвинить в заимствованиях не выйдет. «Крейсер Ямато» отправился в плавание намного раньше.
Кроме того, само путешествие сильно отличается от американского оригинала. А «2199: космическая Одиссея» вообще чистый боевик. Все два с половиной часа фильма команда «Ямато» прорывается с боем сквозь ряды враждебных инопланетян, практически не отвлекаясь на болтовню и параллельные квесты, которым находилось место в многосерийном аниме.
Японцы не могут без харакири и камикадзе. Гибнут героические космонавты буквально в каждой сцене. Кто-нибудь регулярно жертвует собой, спасая товарищей. А уж сколько злобных инопланетных роботов они забирают с собой - не сосчитать. Роботы эти кстати нарисованы довольно круто, и всяческие гамеланские звёздные разрушители - вполне на уровне.
Конечно, «2199» невозможно сравнивать с лукасовской трилогией приквелов, бюджет которых превосходил 22 миллиона, которые удалось собрать японским продюсерам, больше чем в сто раз. Однако, в 2010-м году «Крейсер» обогнал в японских кинотеатрах «Гарри Поттера и Дары смерти». В смысле, в отличие от большинства других постапокалиптических фильмов - не провалился в прокате.
Да, он не произвел революцию в жанре, а фанаты оригинального аниме ещё долго проклинали его в критических статьях и желчных комментариях, но для тех, кто хочет просто составить свое мнение о легендарной франшизе и не имеет в запасе лишних 150 часов на более обстоятельное знакомство - совсем неплохой вариант.
Удачного просмотра!