Найти тему

2199: Космическая одиссея

Такуя Кимура, также как Мэйса Куроки и Тосиюки Нисида, сыгравшие в «Космической одиссее» ведущие роли, не столько актер, сколько популярный японский певец
Такуя Кимура, также как Мэйса Куроки и Тосиюки Нисида, сыгравшие в «Космической одиссее» ведущие роли, не столько актер, сколько популярный японский певец

2010 год. Япония. Режиссер – Такаси Ямадзаки. В ролях: Такуя Кимура, Мэйса Куроки, Тосиро Янагиба

Время апокалипсиса: 2199 год.

Причина апокалипсиса: вторжение инопланетян.

Масштаб апокалипсиса: вся планета.

Японское аниме – это вообще отдельный вид искусства, отдельный жанр, отдельный космос. Возможно, когда-нибудь мне удастся погрузиться в него поглубже. Сегодня пройдем по касательной - в нашей постапокалиптической рубрике ремейк культового анимэ-сериала Space Battleship Yamato 1974 года. На самом деле фильм Ямадзаки 2010-го называется точно также, но российским прокатчикам было угодно назвать его «2199: Космическая одиссея».

-2

В принципе некая одиссея там действительно есть, вот только никого из героических капитанов не ждет дома Пенелопа. Они там такие смертники-самураи, без корней и привязанностей, готовые умирать, не оглядываясь на жену, детей, родителей или что-то в этом роде. Название взято реально с потолка, даже у астронавтов «Интерстеллара» было больше общего с героями Гомера, чем у анимэшных японцев с крейсера «Ямато». А вот апокалипсис там у них нешуточный, не чета нашим предыдущим участникам из Бронкса.

Итак, 2199 год. Уже пять лет между землянами и инопланетной расой с планеты Гамилас идет суровая война с применением космических крейсеров, роботов, истребителей, а также лазерного и атомного оружия.

-3

За годы бомбардировок радиоактивными метеоритами гамиланцы превратили Землю в безжизненную пустыню. Большая часть людей погибла. Остатки вышивших ютятся в подземных убежищах. Но радиация начинает проникать и туда. Вода, еда и воздух отравлены, дни человечества сочтены.

В очередной атаке пришельцев погибает офицер звездного флота Мамору Кодай старший брат главного героя «Космической одиссеи» Сусуму Кодая. Но от какого-то из инопланетных кораблей тоже что-то отваливается, а чуть позже младший Кодай, тоже бывший пилот ВВС, а ныне мусорщик, находит странный предмет.

-4

Космический девайс непонятным образом очищает от радиации организм Кодая и окружающую пустыню и дает старому капитану Хадзимэ Сайто (названному так в честь знаменитого самурая 19 века) идею. Он решает снарядить последний оставшийся у землян космический крейсер (правда в некоторых переводах он линкор) в последнюю экспедицию на родную планету гамиланцев, чтобы добыть там нейтрализатор радиации.

В 1974-м ещё живые свидетели бомбардировок Хиросимы и Нагасаки должно быть рыдали, когда смотрели это. Фильм 2010-го года в меньшей степени наполнен милитаристским реваншизмом, но так или иначе это ощущается. Желание отомстить, восстановить справедливость, наказать обидчиков, смыть позор поражения проскальзывает в диалогах, ну а в смысле подтекста так вообще чуть ли не основная мысль всего этого предприятия. Тем более что в оригинальном мультике космический крейсер Ямато переделан из поднятого со дна корабля, потопленного американцами последнего японского крейсера второй мировой войны.

-5

Молодой Кодай набивается в команду героев и отправляется за миллион световых лет вместе с такими же отчаянными мужчинами и женщинами, чтобы спасти умирающую Землю. Похоже они там не слышали про теорию относительности Эйнштейна. Впрочем, также как создатели «Звездных войн» или «Стартрека».

-6

Интерьеры звёздного крейсера, формат общения между офицерами японского звёздного флота, даже их форма иногда до степени смешения напоминают «Энтерпрайз». В середине 1960-х «Стартрек» произвел революцию в сериалах и кинофантастике в целом, поэтому создатели «Звёздного крейсера Ямато» 1974-го не удержались. Но вот в том, что касается, например, «Звёздного крейсера Галактика» тут японцев обвинить в заимствованиях не выйдет. «Крейсер Ямато» отправился в плавание намного раньше.

-7

Кроме того, само путешествие сильно отличается от американского оригинала. А «2199: космическая Одиссея» вообще чистый боевик. Все два с половиной часа фильма команда «Ямато» прорывается с боем сквозь ряды враждебных инопланетян, практически не отвлекаясь на болтовню и параллельные квесты, которым находилось место в многосерийном аниме.

-8

Японцы не могут без харакири и камикадзе. Гибнут героические космонавты буквально в каждой сцене. Кто-нибудь регулярно жертвует собой, спасая товарищей. А уж сколько злобных инопланетных роботов они забирают с собой - не сосчитать. Роботы эти кстати нарисованы довольно круто, и всяческие гамеланские звёздные разрушители - вполне на уровне.

-9

Конечно, «2199» невозможно сравнивать с лукасовской трилогией приквелов, бюджет которых превосходил 22 миллиона, которые удалось собрать японским продюсерам, больше чем в сто раз. Однако, в 2010-м году «Крейсер» обогнал в японских кинотеатрах «Гарри Поттера и Дары смерти». В смысле, в отличие от большинства других постапокалиптических фильмов - не провалился в прокате.

-10

Да, он не произвел революцию в жанре, а фанаты оригинального аниме ещё долго проклинали его в критических статьях и желчных комментариях, но для тех, кто хочет просто составить свое мнение о легендарной франшизе и не имеет в запасе лишних 150 часов на более обстоятельное знакомство - совсем неплохой вариант.

Удачного просмотра!