Железнодорожники России готовятся отметить свой профессиональный праздник.
Куйбышевская железная дорога, куда входит и Башкирский регион – одна из крупнейших в сети железных дорог России. В преддверии праздника о том, что нового появилось в отрасли, насколько эффективен жд транспорт и удалось ли ему интегрироваться в городскую транспортную систему Уфы — поговорим с заместителем начальника Куйбышевской железной дороги по башкирскому территориальному управлению Дмитрием Новиковым.
Сегодня самый безопасный транспорт – железнодорожный. Не зависит от погодных условий и пробок. Из окна вагона можно увидеть всю страну. Но давайте напомним историю появления в нашем регионе железной дороги. Ведь в этом году у нашей магистрали большой юбилей — 150 лет?
"История железной дороги в Башкирии берет свое начало 8 сентября 1888 года. В этот день железная дорога дотянулась от Самары до Уфы. Называлась она в то время Самаро-Уфимская железная дорога. Через два года, 8 сентября 1890 года, к Самаро-Уфимской дороге был присоединен вновь построенный участок Уфа — Златоуст, дорога стала именоваться Самаро-Златоустовской. Управление Самаро-Златоустовской железной дороги до 1 января 1893 года располагалось в Уфе. На сегодняшний день Башкирское отделение входит в число крупнейших транспортных узлов на территории Поволжья и Урала и входит в состав Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги». Куйбышевская магистраль обслуживает 10 субъектов Российской Федерации. В составе Башкирского территориального управления находятся 89 раздельных пунктов, 68 железнодорожных станций, 45 структурных подразделений. Развернутая длина по железнодорожным путям составляет 1 128 км. Нашими клиентами являются 795 промышленных предприятий республики".
Мы встречаемся с вами накануне профессионального праздника – Дня работников железнодорожного транспорта. С какими показателями к этому дню подходит железная дорога в Башкортостане?
"Основной наш показатель это перевозка грузов. Только в этом году мы погрузили 10,62 млн тонн различных грузов. А в пассажирских перевозках за 6 месяцев 2024 года количество отправленных пассажиров составило почти 3 млн человек. Из них 600 тысяч пассажиров отправлено в дальнем сообщении, с ростом к уровню прошлого года на 11 процентов. И 2,4 млн пассажиров отправлено в пригородном сообщении, с ростом на 22 процента к уровню прошлого года. Надо отметить, что в пригородном сообщении это наилучший результат за последние 10 лет".
За последние годы существенно преобразились электрички. В Башкирии курсируют «Ласточки» и «Орланы». Много говорят о развитии проекта Уфимская городская электричка. Что делается в данном направлении?
"Только за последние два года в Башкирию поступило 11 новых электропоездов. из них 5 составов (30 вагонов) электропоездов «Ласточка» серии ЭС2Г, 3 состава (9 вагонов) рельсовых автобусов «Орлан» серии РА-3, 3 состава (12 вагонов) электропоездов серии ЭП2Д. Таким образом парк подвижного состава по моторвагонному депо Дема обновлен на 65 процентов. Кроме того, в преддверии Дня Железнодорожника в моторвагонное депо Дема поступил электропоезда «Финист» серии ЭС104 в 5-ти вагонном исполнении который будет курсировать в черте городской агломерации Уфы в будни и на маршруте Уфа-Белорецк по выходным дням. Так же необходимо отметить, что в 2025 году ожидается поставка еще 5-ти новых электропоездов, 3 двухсистемных электропоезда серии ЭС105, и 2 электропоезда серии ЭС104 «Финист».
У Республики Башкортостан огромный потенциал по развитию внутреннего туризма. Какие туристические проекты и события в этом году может предложить Куйбышевская железная дорога?
"У нас проектов много. Развитие внутреннего туризма с использованием железнодорожного транспорта является одним из приоритетных направлений. На территории Республики Башкортостан успешно реализуются порядка десяти туристических проектов, в 1 полугодии 2024 г. перевезено порядка 60 000 пассажиров. Так, туристическим поездом «Айгир» в 1 полугодии 2024 году перевезено 40 тыс. пассажиров, что выше уровня 2023 г. на 3 тыс. пассажиров. Туристическим поездом «Легенда Урала» в зимний сезон 2023/2024 г. перевезено порядка 20 тыс. пассажиров, что больше аналогичного периода прошлого года в 1,5 раза. Столь высокие результаты обусловлены тем, что Республика Башкортостан – первый и единственный субъект Российской Федерации, который проработал вопрос установления отдельного тарифа в период с 1 июня по 31 августа 2023 года для организованной группы пассажиров от 15 человек, позволяющего получить скидку до 50 процентов от стоимости проезда, что безусловно способствует развитию внутреннего туризма в регионе. На 2024 год действие при поддержке Правительства Республики Башкортостан удалось не только сохранить действие отдельного тарифа, но и расширить период его действия: с мая по сентябрь. Например, стоимость проезда на пригородном поезде от Уфы до Айгира составляет 548,8 руб., для туристической группы от 15 человек проезд по данному маршруту составит по 274,4 руб. с человека".
Мы видим, как меняется железная дорога год от года. Какие инвестиционные проекты реализуются сейчас на магистрали? Как выстраивается взаимодействие в этом направлении с Республикой Башкортостан?
"Основной и, наверное, самый важный проект – это Уфимское железнодорожное кольцо, Южный обход Уфы. Много о нем писали, много говорили. Сейчас проект выходит на стадию проектирования. На сегодня железнодорожная сеть проходит Уфу по двум направлениям: по северу – это главный ход Транссибирской магистрали от станции Дема до станции Иглино и с выходом на Кропачева и дальше на Челябинск. Основное движение поездов идет как раз по данному участку, как пригородных, так и грузовых поездов. В 1953 году было построено вспомогательной направление, так называемый Южный обход Уфы от станции Дема до станции Иглино. Он имеет свои особенности. У него пропускная способность значительно меньше, потому что имеет только один путь и небольшие двухпутные вставки для обгона и скрещения поездов встречных направлений. Пока он используется только для пропуска грузовых поездов. То есть пригородного движения там нет.Для реализации проекта Южного обхода требуется построить 18 км вторых путей, 5 искусственных сооружений – из них 3 железнодорожных моста и 2 автомобильных путепровода. Это позволит закольцевать пригородное движение вокруг г. Уфы и организовать заезд пригородных поездов в аэропорт Уфа. Что значительно снизит нагрузку с автодорог башкирской столицы.Следующий важный проект, который ужен успешно реализуется – это «Городская электричка» на территории городского округа г. Уфа. За истекший период отремонтировано и модернизировано 19 пассажирских платформ на 9-ти остановочных пунктах. Осталось сделать высокую платформу на станции Черниковка с установкой павильона для пассажиров. Мы обновим ее уже в следующем году.Мы делаем платформы, мы обновляем подвижной состав. А Администрация города Уфы со своей стороны подводит общественный транспорт в так называемым транспортно-пересадочным узлам. В 2024 году запланировано проведение строительно-монтажных работ, в соответствии с разработанными проектами по обустройству разворотных площадок и парковок, организации подъездов общественного транспорта к станциям Дема, Шакша, Городской Дворец Культуры, Правая Белая и Парковая. На четырех площадках работы уже идут. На станции Дема работы идут с привлечением частного инвестора и уже созданы все условия для реализации полноценного ТПУ. Его открытие планируется через месяц, максимум через два".
Много работы впереди, большие планы. Но главное, это люди, я имею ввиду кадры. Каким вы видите сегодня портрет работника магистрали? Какой он сегодняшний железнодорожник и каких ребят вы ждете на железной дороге?
"Мы люди государственные, мы решаем государственные задачи, народно-государственные грузы перевозим, людей перевозим. Поэтому, железнодорожник в первую очередь должен быть технически грамотным, Гражданином с большой буквы, добросовестным и очень ответственным. И у нас таких людей много. И я в свою очередь хочу всех работников железной дороги (а их только в Башкирии более 10 тысяч человек), членов их семей и ветеранов поздравить с профессиональным праздником. Пожелать мира, здоровья, успехов и всего самого-самого хорошего".
Смотрите видео
--------------------------
Присоединяйтесь к каналу Башкортостан 24 в Дзен и будьте в курсе всех последних новостей и событий, происходящих в Уфе и Башкирии!
Мы предлагаем Вам свежие выпуски передач производимые холдингом ГТРК «Башкортостан».