Найти тему
Великий Начинатор

Мой первый прибыльный бизнес начался с катастрофы

Такого начала я точно не ожидал.

Когда-то давным давно, пару лет назад, когда я был веселым и кучерявым, бизнес можно было создать легко. Мне так казалось. Надо было только уволиться с наемной работы и прыгнуть в неизвестность. Я взял и прыгнул: ушел с уютной работы в большом отеле и… стал искать идеи. Делал доставку на мопедах, собирал в гараже мебель, подрабатывал репетитором. Но все это совсем не было похоже на бизнес. Точнее, это даже на хобби не было похоже - я просто ждал время, когда у меня кончаться деньги на зарплатной карте. И вот деньги, как пиво, уже подходили к концу, а я по прежнему искал идеи. Становилось все грустнее и грустнее.

В это же время в небольшом гостевом отеле моих родителей жил паренек. Назовем его Костя. Костя приехал из Краснодара и занимался то ли бетоном, то ли машинами. Я был в своих тяжелых мыслях и особо не интересовался. Однажды мы разговорились, и он поведал, что владеет большим самосвалом. Он приехал в Сочи специально, чтобы заработать на олимпийской стройке. Только дела шли плохо. Вернее, они вообще никуда не двигались. Машина, которая, по идее, должна каждый день возить грузы, стоит на стоянке. За стоянку Костя должен денег. Причем столько, что машину даже забрать оттуда нельзя - администрация стоянки скрутила с нее номера. А еще у Кости нет водителя. Сам он нужной категории не имеет, а предыдущие наездники не просто испарились - они довели машину до плачевного состояния и слили последнюю солярку. Костя винил во всем, конечно же обстоятельства.

Мы поехали на стоянку. Кое-как уговорили охранника не информировать руководство о нашем визите и пустить к машине.

- Вот смотри, это четырехосник Фотон. Может брать до 40 тонн песка! - Костя с гордостью проводил мне экскурсию.

Я тогда плохо разбирался в машинах. И “четырехосник” для меня - это было что-то типа “четырехколесник”.

- В день эта машина может зарабатывать пятьдесят тысяч! Сделал два рейса в Красную Поляну с щебнем - и все! - Костя раньше работал на презентациях и сразу знал, на что надо давить.

Мы подошли к машине. Он с трудом провернул ключ и сквозь яркие лучики солнца на нас посыпалась пыль, как голливудских вестернах.

- Это все водилы! Совсем не смотрят за машиной! Шельмы!.

Костя, конечно же, не знал слова “шельмы”. Он вполне обыденно матерился.

Мы обошли машину. Здесь отвалился задний борт, там отсутствовал полог и защита бензобака, тут не хватало одного аккумулятора. Надо было поменять как минимум 8 истертых до проволоки колес. Теперь-то я начал понимать, что четырехосник - это машина с четырьмя осями. И на каждой оси у нее по два, а то и по четыре колеса. У этого желтого Фотона всего было 12 колес. Больших колес, полтора метра в диаметре.

Я взял с собой блокнотик и записывал все необходимое для ремонта. Выходило минимум 150 000 рублей. Тогда, в предолимпийские годы колесико стоило, как помню, всего 15 000 рублей. Сама машина в рабочем состоянии стоила где-то полтора миллиона рублей.

- Заказов полно. У меня друг работает на грузовом дворе. Главным менеджером. Будет нам давать самые жирные заказы. Денег можно заработать много. Главное машину на ход поставить.

Не смотря на удручающее состояние машины, этот вариант бизнеса меня все же заинтересовал. В конце концов, если все так, как говорит Костя, то 150 000 рублей отобьются за 3 дня. Ну, допустим, он приукрасил в несколько раз, - тогда за неделю. Все равно очень прибыльно!

- Давай так, - сказал я, уже на обратном пути от стоянки. - Я вкладываю 150 000 рублей живых денег, беру на себя вопросы ремонтов и поиска водителей, а ты обеспечиваешь машину работой. Пока мы не восстановим ее полностью, не решим все вопросы с долгами и документами, никто денег из кассы тянуть не будет. Кассой тоже я буду заведовать.

- Хорошо, сколько ты за это хочешь?

- 30% от прибыли.

- Я согласен.

Мы пожали руки.

***

Первое, что надо было сделать, это привести машину в порядок. Но для этого надо было вызволить ее из плена. Оказалось, что там не только Костина машина, но и его друга. Того самого, что работал на грузовом дворе. Максим владел точно таким же желтым Фотоном, только состояние его было на порядок лучше. И еще у него был водитель. Долг за две машины составлял 30000 рублей, по 7500 за машиноместо в месяц.

Мы зашли в администрацию стоянки. Сначала с нами вообще не хотели разговаривать.

- Вот это вы им насолили, - сказал я Косте между делом.

- Когда работа встала и платить стало нечем, я решил ночью выехать на Фотоне и оставить их в дураках, - Костя продолжал применять ненормативную лексику.

- И?

- Я уже отгибал шлагбаум, как нас засек охранник. После этого-то номера они и сняли.

Через полчаса я в одиночку зашел к директору стоянки. Это была большая площадь, на которой стояли сотни машин, и директор имел очень важный вид. Он сидел своем большом кожаном кресле с видом на строящийся Олимпийский парк. Я объяснил, что вот мол, перед вами новый владелец, хочу восстановить машину и готов заплатить долг за нее и еще за месяц вперед. В процессе я положил на стол 22500 рублей.

Из кабинета я вышел с комплектом номеров от нашего самосвала.

- А на второй Фотон где номера? - сразу спросил Костя.

- Наверное, тоже в том кабинете. За вторую машину тоже я должен договариваться?

- Нет, но Максим обидится. Мы всегда вместе работаем.

Я пожал плечами.

-2

За неделю мы потратили те самые 150 000, которые я одолжил у отца. Спасибо, папа!

Денег хватило на то, чтобы поменять резину, провести сварочные работы, оплатить долги и купить аккумулятор. В процессе выяснилось, что этого все еще недостаточно.

Также нужно поменять масло, тормозные колодки и шкворни. Вам не обязательно знать, что такое шкворни. Я тогда тоже не знал. Разница между мной и вами в том, что каждое новое слово в конструкции этой большой машины означало тогда новые расходы на ремонт. Все эти шкворни, ТНВД и подвеcные я запомнил тогда очень хорошо - благодаря финансовой мнемонике.

На новый транш я уже постеснялся просить у отца и распечатал свою кубышку. 100 000 рублей, последних на моей карте, я опять потратил на изучение внутреннего устройства самосвала.

И вот, спустя неделю, мы были готовы отправится в первый рейс. Машина ездила, новая резина сверкала, номера висели на привычных местах. Вот только водителя у нас пока еще не было. Всю предыдущую неделю, когда нужно было доехать до шиномонтажа или автосервиса, мы просили знакомых с категорией “С”. А сейчас нам нужен был водитель на постоянную работу.

- Нашел! - Костя забежал ко мне с криком. Он всегда заходил в мою квартиру без стука.

- Кого нашел?

- Водилу нашел! Нормальный парень вроде. Только с зубами проблемы, половину нет. Но баранку ж не зубами крутят? Правильно? А так, говорит, опыт есть. В Абхазии на маршрутке работал. Людей возил. А тут какой-то щебень. Точно сможет!

Мы поехали знакомиться с водилой.

На стоянке, рядом с машиной, нас ждал Геворк. Высокий парень в кепке-аэродроме. Костя задал ему пару вопросов и сразу перешел к презентации. Она почти не отличалась от той, что он неделей ранее проводил мне. За исключением одного: Геворку он озвучил сумму в 50 000 рублей в другой тональности - как месячную зарплату. Стоит сказать, что по меркам 2012 года это были очень хорошие деньги. Зарплата учителя была около 25000 рублей в месяц.

Услышав сумму зарплаты , Геворк широко улыбнулся. И продемонстрировал редкие, как развалившийся забор, зубы.

-3

Я стоял чуть в стороне и просто наблюдал. Наверное, я в первый раз вблизи видел водителя большого самосвала. Тогда я думал, что они все такие.

Костя провел презентацию и вручил ключи Геворку. Тот сел и с первого раза смог тронуться.

- Ну все, теперь попрет! - Костя был счастлив.

- Значит, так! Сейчас едешь на базу. Там Максим уже обо всем договорился. Тебя загрузят песчано-гравийной смесью. Только 35 тонн. Больше не надо! Слышишь? Не перегружай машину. Мы ее только починили!

Геворк послушно кивал.

- Загрузишься, пройдешь весы и поедешь вот по этому адресу в Красную поляну. Там тебя уже ждут! Давай быстрей! Два рейса надо сегодня успеть сделать! Там частник, он сразу отдаст деньги наличкой.

Только позже я узнаю, что по паспорту Фотон мог брать всего лишь 15 тонн, а на весовом контроле оформляли перегруз всем, у кого больше 25 тонн.

Костя разговаривал громко, чтобы слышали не только Геворк и я, но и все остальные водители, которые занимались своими машинами на парковке. Когда он закончил инструктировать водителя, то уже тихо мне добавил:

- По 5000 за рейс. Вот и первая десятка за день! Дальше больше!

Я судорожно пытался не запутаться во всех этих цифрах, летящих из стоматологически полноценного рта Кости.

- Как у нас будет 50000 в день выходить, если он в Красную Поляну может максимум два раза в смену скататься?

- Да это мелкий заказ. Сейчас бетонный завод найдем и будем им круглыми сутками материал возить. Не переживай! - успокоил меня Костя.

- Ну даже если так, то надо же еще из этих 50 000 вычесть зарплаты, ремонты. Бензин, в конце концов. Полный бак бензина тысячи 3 будет стоить.

- Ошибаешься! Не бензин, а солярку. Солярка дешевле бензина! Да вообще можно паленым заправляться. Дымит сильнее, но выходит почти бесплатно!

С этими словами Костя захлопнул дверь самосвала и Геворк выехал с парковки в направлении загрузки. Мы проводили машину взглядом и отправились по домам.

***

Только я заснул, как в 2 часа ночи раздался звонок:

- Паша, вставай!

- Кто это? Что такое?

- Это Костя! Не узнал что ли? У нас ЧП!

- Что? Подожди. - Я еще окончательно не проснулся.

- Машина наша упала! Ей очень не повезло. Геворк, негодяй, сволочь, чтоб ему пусто было, уронил машину! - тут Костя перешел полностью на мат.

Я моментально проснулся. Не прошло еще и суток, как мы отправили машину в первый рейс. Только что закончилась тяжелая неделя ремонтов, решений проблем с парковкой и финансами. Я вот я расслабился и спокойно лег спать.

На улице начинало рассветать, когда мы подъехали к месту происшествия.

Костя, увидев самосвал, схватился за голову и стал бегать вокруг нее, причитая и матерясь. Геворк с поникшей головой стоял рядом. Мы находились в поселке Молдовка, на полпути из Адлера в Красную поляну. Это была узкая горная дорога, по которой с трудом проедет легковушка. Самосвал скатился в овраг и полностью перегородил эту грунтовую дорогу. С одной стороны дороги стояли жители поселка, выезжающие на работу. С другой стороны стояла машина скорой помощи, приехавшая по вызову к одному из жителей. Ему стало плохо дома и теперь скорая не могла к нему пробраться. Расцветало. Пели птички. Костя бегал и матерился. На все это смотрели люди. Много людей.

- Геворк, как так? Зачем ты сюда приехал? Тебе надо по трассе в поляну! Зачем ты сюда заехал? - Чуть ли не плача, вопрошал Костя.

- Ну я хотел, это, ну перекусить по дороге. Я тут снимаю комнату. - Виновато отвечал Геворк.

- Перекусить? - Костя чуть ли не рвал волосы на себе.- Ты в своем уме? Перекусить с грузом в 35 тонн?

В процессе этой сцены выяснилось, что Геворк действительно заехал к себе пообедать, но на повороте свалился в овраг. Он пытался еще как-то удержаться и дополнительно стер новую резину и оторвал глушитель. Не считая этих мелочей, машина почти не пострадала, что нельзя было сказать об окружающем ландшафте. Самосвал переехал водопровод - под ним теперь собиралась лужа из лопнувшей трубы. А еще, скатившись, Фотон уперся в газовую трубу и согнул ее. Сверху над всей этой картиной проходила линия электропередачи.

Костя продолжал выяснять обстоятельства, я же стал думать, что со всем этим делать.

Бригада скорой помощи пешком пошла к пациенту. Я предложил спешащим на работу оплатить такси. Несколько человек согласилось, кто-то поехал на автобусе. Так, пробка со стороны поселка рассосалась.

Дальше надо было как-то вытягивать машину, ведь она сама уже не могла вылезти из оврага. Костя позвонил водителям, которые помогали нам на прошлой неделе. Один из них приехал на другом самосвале. Я нашел трактор и подъемный кран. Мы перегрузили песчано-гравийную смесь в другой самосвал. Вся эта техника еле проезжала к месту аварии, а обратно выезжала задним ходом - развернуться на узенькой улочке было негде.

Настал черед крана. Кое-как, с пятой попытки он смог зафиксироваться на месте и стал передвигать самосвал к более ровному положению, так чтобы тот стоял не поперек дороги, а более параллельно. Костя продолжал рвать на себе волосы и ругаться с Геворком, к которому успел присоединиться другой парень. У парня был подбит левый глаз. Местные жители рассказали как все было. Геворк, когда понял, что сваливаться в овраг, остановился и вылез из кабины. Его друг со словами “Ерунда! смотри, сейчас легуко выеду!” запрыгнул в кабину и стал газовать. В итоге самосвал и очутился поперек дороги. Тогда Геворк вытянул товарища из машины, который, к слову был пьян, и навесил ему хороший фонарь под глаз.

Я руководил операцией по вызволению машины. Маленькими шажочками, чтобы не задеть высоковольтную линию, газовую трубу и заборы, мы переставили машину почти параллельно дороге. Экскаватор дернул ее тросом и мы наконец-таки выехали. Какое же это было облегчение! На улице уже наступала ночь, когда мы смогли освободить дорогу и убраться с этого проклятого места.

Конечно же, на ДТП была и полиция. Она зафиксировала повреждения.

- Завтра надо будет приехать и отремонтировать воду и газ, - сказал я Косте.

- Это я беру на себя! У меня знакомый в Горгазе!

- А вода?

- А воду в протокол ДТП не вносили. Может, она у них и раньше текла! И вообще, никто не пострадал. С газом я договорюсь, а для остального нам больше и приезжать не надо. Ты кому-нибудь из местных свой номер давал?

- Нет.

- Вот и я не давал! Так и зачем мы будем возвращаться? Нам еще с этим Геворком разбираться. Я у него права отобрал. Пусть теперь бесплатно работает

- В смысле работает? Он же абсолютный армагеддон! И одного рейса не сделал, а такое наворотил! Я его за руль больше не пущу!

- Ну ладно. Тут согласен. Странный он какой-то. Да еще и зубов нет. Может, наркоман? Так и быть, увольняем его. Но права не отдам! Пусть возмещает нам ущерб!

***

И вот мы занялись рагребать последствия первого рейса. Костя позвонил какому-то знакомому и тот сказал, что нам собираются выкатить претензию на 150 000 рублей за ремонт газовой трубы. Мол, это надо весь район отключать, привозить бригаду и выпрямлять столб. Столб - это единственное, что визуально было повреждено.

- А давай просто отморозимся? Или пусть Геворк все возмещает!

- Машина на твоем ИП, Костя. Геворк завтра свалит в Абхазию и никто его искать не будет. А тебе же тут работать еще.

- Ладно, посмотрим.

Я не стал смотреть и ждать. Взял сварщика, и вечером мы поехали на место ДТП. Там он за пару часов переварил согнутый столб, подпирающий газопровод. Разумеется, никакого газа в сети мы не отключали. Потом мы откопали водопровод, который заливал овраг. Оказалось, что это всего лишь дренажная канализация. Водопроводная труба была чуть в стороне и чудом не лопнула. Мы как-то заделали дырку в дренаже и течь прекратилась.

Я окинул взглядом место, где еще недавно валялся огромный груженый самосвал и вокруг суетилась целая толпа людей. Сейчас здесь было пусто. Только два человека быстренько сматывали сварочный аппарат. Начинался ливень. Капли дождя смывали следы аварии, делая ландшафт похожим на все остальные грунтовые улочки района. Мы уехали, и больше туда я не возвращался.

- Все, трубу мы сделали! - сообщил я Косте, когда уже был дома.

- Классно. А я занимаюсь страховкой. Хочу срубить со страховой компании 100 000 рублей!

- А как? У тебя же только ОСАГО?

- Да я там договорился с оценщиком, он мне сделает документы, будто мы не виноваты. Он насчитает нам по максимуму: колеса, выхлопная труба, подвесное. Можно еще аккумулятор включить, как будто его выкинуло от удара. Поднимем еще денег, вообще останемся в плюсе!

Стоит ли говорить, что никаких денег со страховой Костя так и не получил. Только потратил на взятку оценщику.

- Со страховой не вышло, но будем все с Геворка снимать. Пусть платит за все наши расходы! - спустя неделю заявил Костя.

Через пару дней он встретился с Геворком и… просто отдал ему права.

- Жалко его. Ни кола, ни двора. Он очень просил его простить. Без прав, говорит, нигде работу найти не может, - прокомментировал развитие сюжета Костя.

- Ты хоть расписку с него взял?

- Взял, конечно. Я, что по твоему, совсем дурак?

На следующий день Геворк перестал брать трубку, и расписка Косте больше никогда не пригодилась.

***

Машина стала потихоньку возить грузы. Мы нашли опытного мужичка из Луганска, который в итоге проработал у нас больше трех лет.

Дальше были поломки, аварии прочие сложности. Но такого фонтана из неприятностей, как в первый день работы, у меня уже не было. Потом я купил еще один самосвал, полностью сам. Потом еще один. Нанял еще несколько водителей, нашел постоянных заказчиков, оформил свое ИП, снял стоянку для машин и квартиру для водителей. Но это все уже было обыденно и не так живописно.

Пока шла олимпийская стройка, мы работали. И бывало всякое. Аварии с легковушками, где те были просто в лепешку. Слава богу, без жертв. Левые рейсы водителей, воровство солярки, лишение прав за перегрузы, выбивание денег у контрагентов и просто откровенное кидалово при оплате. Вполне возможно, как-нибудь расскажу подробнее про этот бизнес, если дорогому читателю будет интересно.

Однако, про грузоперевозки у меня есть еще одна история, которая точно будет полезна тем, кто хочет с наскоку залететь в этот дело. Когда я уже распродавал этот свой бизнес, Костя пожелал купить один самосвал. И я его ему, к сожалению, продал. Закончилось это тем, что Костя недоплатил мне денег, а в итоге и вообще написал заявление в полицию. Якобы, я мошенник и присвоил его автомобиль. Этот эпизод читайте по ссылочке вот тут.