Найти тему

Северодвинск -колыбель атомного подводного флота России

Сегодня исполняется 86 лет Северодвинску! История города-корабелов напрямую связана с основанием завода №402 (в настоящее время предприятие ОСК "Севмаш").

Северодвинск - побережье Белого моря острова Ягры
Северодвинск - побережье Белого моря острова Ягры

В марте 1936 года Правительственная комиссия определила площадку для строительства новой, самой мощной верфи – территорию в районе Никольского устья реки Северная Двина.

Посёлок судострой - территория будущего предприятия / Северодвинский краеведческий музей
Посёлок судострой - территория будущего предприятия / Северодвинский краеведческий музей

Единственным капитальным строением на болотистом берегу залива был заброшенный Николо-Корельский монастырь – каменные строения XVII века.

Завод №402 / Севмаш
Завод №402 / Севмаш

Первые бригады строителей прибыли в Никольское устье на пароходе "Иван Каляев" в июле 1936 года.

Пароход "Иван Каляев" относился к типу "Михаил Криличевский" - их постройка велась на заводе "Красное Сормово" с 1909 по 1911 годы. Сегодня сохранилось только одно судно данного типа - "Н.В. Гоголь", входящий в состав флотилии Центра судоремонта ОСК "Звёздочка".
Пароход "Иван Каляев" и первостроители / Северодвинский краеведческий музей
Пароход "Иван Каляев" и первостроители / Северодвинский краеведческий музей

Быстрыми темпами началось строительство эллингов завода, жилых домов и социальных объектов. Рабочий поселок получил название Судострой. В 1938 году его преобразовали в город Молотовск, а с 1957 года - Северодвинск.

Цех №50 завода №402 / Севмаш
Цех №50 завода №402 / Севмаш

В 1939 году на заводе заложили первый корабль – линкор "Советская Белоруссия", но в годы Великой Отечественной войны кораблестроительную программу приостановили.

Постройка Больших охотников проекта 122 / Севмаш
Постройка Больших охотников проекта 122 / Севмаш

Из 40 тысяч жителей города 17 тысяч 517 человек ушли на фронт. Предприятие обеспечивало боеспособность кораблей Северного флота и ремонт иностранных транспортов, участвующих в Северных конвоях.

Вывод корабля из эллинга завода №402 / Севмаш
Вывод корабля из эллинга завода №402 / Севмаш

В первые послевоенные годы завод продолжил строительство кораблей для ВМФ СССР. Основным профилем предприятия стала постройка подводных лодок.

В 1955 году заводу поручили важное государственное задание – создание первой отечественной подлодки с ядерной энергетической установкой.

Атомная подлодка К-3 "Ленинский комсомол" / Севмаш
Атомная подлодка К-3 "Ленинский комсомол" / Севмаш

Атомная подводная лодка К-3 "Ленинский комсомол" была успешно передана в опытную эксплуатацию в 1958 году, а Северодвинск стал центром атомного подводного кораблестроения страны.

Выход на испытания атомной подводной лодки четвертого поколения / Севмаш
Выход на испытания атомной подводной лодки четвертого поколения / Севмаш

В настоящее время Северодвинск продолжает нести почетное звание города кораблестроителей - здесь расположены крупнейшие предприятия Объединённой судостроительной корпорации: ПО "Севмаш", ЦС "Звёздочка", СПО "Арктика", НИПТБ "Онега".

Выход на испытания атомной подводной лодки четвертого поколения / ОСК
Выход на испытания атомной подводной лодки четвертого поколения / ОСК

Поздравляем с Днем города и желаем отличного праздничного настроения - северодвинцам есть чем гордиться!

Подписывайтесь на Телеграм-канал ОСК, чтобы следить за событиями судостроительной отрасли в режиме онлайн.