16 июля пришлось открыть мост через Волгу
Автор: Егор Кошеров
16 июля врио губернатора Самарской обл. Вячеславу ФЕДОРИЩЕВУ (на фото) пришлось в экстренном порядке открывать новый мостовой переход через р. Волгу с автомагистралью «Обход Тольятти». Неделей ранее на федеральной трассе М-5 «Урал», на участке в границах г. о. Тольятти и г. о. Жигулевск, был спровоцирован транспортный коллапс из-за начала ремонта дорожного полотна на плотине Жигулевской ГЭС. Импровизация Федорищева, пытавшегося сделать внушение дорожникам в преддверии собственных выборов, вполне могла закончиться его снятием с предвыборной гонки с последующей отменой выборов губернатора Самарской обл.
В декабре 2023 г. заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин по поводу хода строительства нового моста через Волгу и сопутствующей ему инфраструктуры заявлял: «Общая техническая готовность обхода составляет 93%». 26 февраля 2024 г. было официально объявлено о надвижке последнего пролета моста. По всему было видно, что в федеральном центре связывали некие планы с открытием глобального инфраструктурного объекта в Самарской обл. Хуснуллин курирует в России отрасли ЖКХ, строительства и дорожного хозяйства. Он считается одной из наиболее сильных фигур правительства РФ.
Предшественник Федорищева на посту главы региона Дмитрий Азаров (губернатор Самарской обл. с 2017 г. по май 2024 г.) полностью разделял мнение вышестоящего руководства и всячески содействовал дорожникам. В т. ч. по линии пиар-сопровождения проекта. Ничто не предвещало нарушения планов строителей, пока в Самарскую обл. 31 мая т. г. не прислали нового главу - Вячеслава Федорищева.
14 июня 2024 г., через 2 недели после наделения Федорищева полномочиями врио губернатора Самарской обл., он посетил построенный мост. Среди сопровождавших Федорищева официальных лиц были замечены министр транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. (2012-2024 гг.) Иван Пивкин и бенефициар застройщика - группы «Автобан» - миллиардер Алексей Андреев.
По результатам осмотра объекта Федорищев не дал повода для оптимистичных иллюзий: «Все замечания, которые были выданы ранее, необходимо проверить - устранены они или нет. Если системно не устранены, тогда итоговая проверка может задержаться. Мы не будем подгонять ввод объекта, пока не устранят все замечания». Вряд ли Андреева мог обрадовать такой ответ Федорищева. Еще больше омрачить настроение участников рынка услуг дорожного строительства в Самарской обл. мог внезапный арест Пивкина 22 июня (см «Хронограф» №21 (928) от 1.07.24). Тем не менее в открытых источниках можно найти информацию о том, что «Обход Тольятти» было запланировано запустить 28 июня, чего не произошло.
5 июля пресс-центр ФКУ «Поволжуправтодор» оповестил: «На участке трассы М-5 «Урал» в Самарской обл. стартуют ремонтные работы. Одним из основных объектов, на котором предполагается выполнение работ в 2024 г., является участок, проходящий по плотине Жигулевской ГЭС (км 970+480 - км 971+890) (протяженность ремонтируемого участка - 1410 м. - Прим. ред.). Работы стартуют 8 июля и продлятся до конца августа 2024 г. На период проведения работ пропускная способность трассы будет ограничена: закроют две из четырех полос для движения». В итоге трасса М-5 в границах Тольятти и Жигулевска была парализована. Выделанный Федорищевым фортель ударил по планам не только бизнесменов, участвовавших в освоении средств на строительстве моста (см. «Хронограф» №23 (930) от 15.07.24). В результате ситуацию пришлось оперативно «расшивать».
Без каких-либо прелюдий 16 июля 2024 г. мост через Волгу с обходом Тольятти был официально открыт. Причем данное событие было присовокуплено к открытию северного обхода г. Твери трассы М-11 «Нева», куда лично прибыл президент РФ Владимир Путин. Федорищеву, после случившейся пробки на Жигулевской ГЭС, разрешили общаться с главой государства по видеосвязи.
«В церемонии открытия дорожных обходов приняли участие строители, заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин, полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Игорь Щеголев, и. о. губернатора Самарской обл. Вячеслав Федорищев (по видеосвязи), губернатор Тверской обл. Игорь Руденя, председатель правления Государственной компании «Автодор» Вячеслав Петушенко», - такое сообщение был размещено на официальном сайте президента РФ.
«Открытие 100-километрового обхода Тольятти разгружает дорогу на плотине Жигулевской ГЭС, способствуя раскрытию экспортного, логистического, промышленного, туристического потенциала Поволжья. Строительство велось по поручению президента в рамках международного транспортного маршрута Европа - Западный Китай. Обход включает в себя мост через Волгу длиной более 3,7 км, который вошел в десятку самых протяженных инженерных сооружений России», - подчеркивается на портале http://www.kremlin.ru. Если бы не опрометчивые решения, то, возможно, видеотрансляция велась бы из Самарской обл. еще в конце июня, а Федорищев был бы зачислен в список грамотных государственных управленцев.
Федорищев, похоже, не предполагал, в какую историю может попасть, пытаясь давить на дорожников, покровителем которых является сам Хуснуллин. Команда сверху моментально привела Федорищева к прозрению. Хотя вполне все могло закончиться снятием Федорищева с предвыборной гонки.
Комментарии:
Владимир ПУТИН, президент Российской Федерации
- Сегодня мы вводим в строй 100-километровый дорожный обход г. Тольятти. Эта трасса сделает автомобильное движение в регионе более комфортным и безопасным, разгрузит от транспортных заторов дорогу на плотине Жигулевской ГЭС, в целом поможет полнее раскрыть экспортный, логистический, промышленный, туристический потенциал Поволжья.
Марат ХУСНУЛЛИН, заместитель председателя правительства РФ
- Если говорить об обходе Тольятти, то это важнейший участок Европа - Западный Китай. В 2014 г. страны ШОС подписали соглашение об этом коридоре. Это 9 тыс. км, из них 2400 проходит по территории Российской Федерации. На сегодняшнюю дату с запуском этого проекта 67% этой дороги уже имеет четыре и более полос. Т. е. это скоростная дорога.
Вячеслав ФЕДОРИЩЕВ, врио губернатора Самарской обл.
- Открытие объездной дороги Тольятти и моста через р. Волгу является важнейшим событием для всех жителей Самарской обл., а также большим шагом в развитии опорной сети автомагистральных дорог РФ. Для более 2,7 млн жителей, которые входят в Самарско-Тольяттинскую агломерацию, это важнейший шаг. Ведь до сих пор все движение осуществлялось через плотину Жигулевской ГЭС. Были определенные ограничения, которые сейчас, именно сегодня, будут «расшиты».