В начале вчерашней статьи я сказал, что делаю эксперимент. Раскрываю детали.
Вчерашняя статья как и сегодняшняя – это репост публикаций пятилетней давности. Заметил такую особенность – у репостов мало прочтений и ещё ни один из них не «выстрелил», т.е. не пошёл в топ по просмотрам. Вот я и решил вчера не говорить про репост и выдал статью как за оригинальную публикацию. Понаблюдаю с недельку за статистикой, посмотрю что из этого получится.
Ну а сегодня говорю открыто – репост! Однако плашку под титулом поставил шахтёрскую.
Итак, ниже перечисляю те виды транспорта в шахте, на которых мне довелось ездить.
Клеть
Спускаться на горизонт и подниматься на-гора приходилось бесчисленное множество раз. И хотя не каждая смена начиналась и заканчивалась клетью, всё же её уверенно можно поставить на верхнюю строчку.
Спуск / подъём на верхнем этаже клети одновременно с вагонетками на нижнем строго запрещена! Более того, после грузового подъёма обязательно делался пустой (холостой) прогон клети, лишь после этого разрешалось заходить в клеть. Признаюсь: в нарушение ТБ с грузом ездил множество раз, в холостом прогоне не приходилось ни разу – рукоятчицы наверху и стволовые внизу попросту не пускали в клеть.
«Пассажир»
«Пассажиром» у нас именовались железнодорожные пассажирские вагоны (в ряде шахтёрских регионов называются «метро», «трамвай»). В вагоне расположено шесть скамеек, рассчитанных на три человека каждая. Итого в одном вагоне помещается 18 пассажиров. Однако сидеть втроём на скамейке малость тесновато, но на тесноту не обращали внимания, когда играли в карты.
И всё же обычно на скамейках рассаживались по два человека. Если свободных мест было предостаточно, один человек занимал полностью всю скамейку – при этом не возбранялось прилечь и вздремнуть (тут главное не проспать).
Ещё существуют пассажирские вагоны на уклоне. Но с ними я знаком лишь в теории, на практике ни разу не видел.
Лента транспортёрная
Ездить на ленте разрешалось при условии, что она оборудована посадочными и сходными площадками с освещением, «будильником», концевым выключателем. На тихоходных лентах (хотя и не всегда) делалась ездовой также и нижняя ветка, что позволяло ездить в двух направлениях. На быстроходных лентах у нас ездовой была только верхняя ветка. Однако ребята говорили, что в ряде случаев и на быстроходных лентах ездовой также была нижняя ветка. Просто-напросто перед сходной площадкой сбоку монтировалась короткая лента с пониженной скоростью, а уже с неё сходили на площадку.
Зная хорошо выработку, мы ездили и на необорудованных лентах. На тихоходных лентах я пару раз нырял в пересып, чтобы не идти пешком мимо приводной головки.
По молодости лет на высокоскоростных лентах проезжали мимо сходной площадки, вжавшись в ленту, чтобы проскочить под концевым выключателем и не зацепить его. Спрыгивали на приводной головке, уцепившись за цепь от конвейера СР-70. Мы так и говорили – спрыгивать на цепь. Является грубейшим нарушением техники безопасности. Пожилые шахтёры на высокоскоростных лентах на цепь не спрыгивали.
По информации коллег, вроде бы в настоящее время езда на всех транспортёрных лентах повсеместно запрещена.
Канатно-кресельная дорога (ККД)
Она же «баба Яга» – представляет из себя подъёмник с однокресельными J-образными бугелями, прикреплённых к тросу. По конструкции шахтовая ККД похожа на горно-лыжный подъёмник.
Сидеть на кресле разрешалось боком лицом к трапу. В нарушение ТБ мы седлали «бабу Ягу» словно мотоцикл.
Ездил множество раз, нравилось.
Конвейеры скребковые
Преимущественно ездили на СР-70 на крутых уклонах вверх, по прямой шли обычно пешком. Конвейер С-53 для покатушек был неудобен – что по уклону, что по прямой, но изредка и на нём ездили вверх по уклону.
Ездовых скребковых конвейеров априори не бывает, езда по ним строго запрещена!
Вагонетка, «коза», площадка
На порожняке выезжали по уклону вверх. Внутрь вагонетки старались не залазить; самое клёвое место считалось на переднем буфере, хотя и там безопасность была относительной. В «козу» залазили внутрь – отсутствие торцевых стенок позволяет быстро выпрыгнуть из неё в случае каких-либо ЧП. Не обходили стороной и площадку – лучше наверх плохо ехать, чем хорошо идти.
Езда на них была запрещена со всеми вытекающими последствиями.
Грузовой состав
Цеплялись за последнюю вагонетку, стараясь не загородить красный свет. Присаживались, не поднимали голову выше вагонетки и не высовывались по бокам, выключали свет. Машинисты знали про «зайцев», однако в случае чего отбрехались бы, что не знали – состав длинный, «зайцы» без света, в шахте темно.
По правилам ТБ цепляться за грузовой состав запрещено. Ездил много раз.
Электровоз
Машинист пускал в кабину одного (редко двух) человек. Свет выключили и присели, чтобы со стороны не было видно. Несколько раз доводилось ездить в электровозе, хотя это запрещено.
«Лодка»
При отсутствии рельсовых путей «лодка», сваренная из рештаков С-53, была основным средством доставки оборудования и материалов. Пока не видит начальство, зачастую использовалась как пассажирское такси местного значения. Если по ходу движения в штреке встречалась мульда (затопленный участок), «лодка» (в кавычках) превращалась в лодку (без кавычек) как полноценное плав.средство.
Нередко в лодке были непроваренные швы (руки оборвать сварщику в каптёрке), через них вода устремлялась внутрь плав.средства. И тогда лодка становилась «Титаником». Тут главное, чтобы шахтёр на рукоятках не остановил лебёдку – например, трос на барабане поправить или ещё чего. Иначе лодка потонет и мы вместе с ней.
Ездить на «лодках» было запрещено!
Самокат
Представлял из себя небольшую деревянную дощечку с бруском, по краям которого в качестве колёс набиты пара подшипников от ленточных роликов. Во время практики на участке КТ (конвейерный транспорт) видел их у тамошних шахтёров, сам я ни разу не катался.
Спускались на самокатах по магистральной ленте вниз по уклону, когда лента не работала и была пустой. Скорость охренительная, нужна была сноровка, чтобы не влупиться в цепи и не вылететь с ленты. Тормозили пятой точкой или ложились на спину. Экстрим не хуже американских горок.
Запрещённый вид транспорта!
P.S.
Помимо всего вышеперечисленного также в шахтах встречается монорельсовая дорога и дизелевоз. У нас подвесного монорельса не было, я видел такой подземный транспорт только на фото.
Дизелевозы не захватил – они появились позже после того, как я ушёл из шахты.
Дежурка
В заключение следует упомянуть ещё наземный транспорт – вахтовки (мы их называли дежурками). На первом угольном предприятии, где я начинал зарабатывать свой подземный стаж, расстояние от АБК в черте города до непосредственно самой шахты в тайге было три десятка километров; доставка осуществлялась вахтовками. Туда и обратно ездил каждую смену.