Индия — одна из стран, которая выражает свою самобытность с помощью света. Свет для индийских архитекторов и дизайнеров не просто освещение пространства, это часть истории, которую мы проживаем. Область света и дизайна освещения традиционно простирается далеко за пределы функциональности, эстетики и настроения. Она сложно переплетена с культурой и религией, и именно эти контекстные элементы часто могут определять подходы к искусственному освещению.
За многие века существования индийский народ сформировал своеобразный культ света, по сей день воздавая должное этому великому чуду природы.
Вечная любовь нации
Существует небольшой ежедневный ритуал, соблюдаемый многими индийцами. С восходом солнца в домах зажигают небольшую масляную лампу дийя, чтобы рассеять тьму и приветствовать свет. За этим часто следует практика йоги Сурья Намаскар — комплекс асан, известный как Приветствие Солнцу.
Свет как главный компонент жизни восхваляется и в масштабах всей страны — на национальных фестивалях. Фестиваль огней Дивали является одним из важнейших праздников в индийском календаре и символизирует истинную важность света в культуре страны. Праздник символизирует победу света над тьмой, а в более широком смысле — торжество добра над злом и знания над невежеством.
Само слово дивали происходит от санскритского «дипавали», что означает ряды зажженных ламп. В течение пяти дней жители Индии выставляют лампы снаружи своих домов, чтобы приветствовать свет и защитить себя от духовной тьмы. К празднику дома украшают красочными узорами ранголи, которые символизируют позитив и отражают любовь нации к красочным огням и ярко освещенным местам. В городах и селах запускают фейерверки, зажигают фонарики и свечи.
Свет в архитектуре
Солнечный свет с древних времен был сущностью, которой люди поклонялись. Были найдены свидетельства о храмах эпохи неолита, посвященных поклонению солнечному свету. Их здания архитектурно спроектированы так, чтобы отслеживать небесное движение солнца, определять время и помогать в праздновании культа солнца, «хранителя всей жизни на земле». По сей день храмы в Индии остаются воплощением божественной связи между архитектурой, светом и людьми, создавая основу для глубокой связи со светом.
Индия расположена в тропическом регионе, где в течение дня много солнечного света, поэтому архитектура традиционно была рассчитана на то, что в домах и общественных зданиях естественный свет должен преобладать. Эта традиция сегодня находит новое воплощение. Например, в использовании и переосмыслении традиционных сложных фасадов джали (или джаали).
Джали в переводе с хинди означает сеть. Это термин, обозначающий перфорированный камень или решетчатый экран с геометрическим рисунком. Джали проектируются так, чтобы пускать в помещение солнечный свет, но отсекать прямые солнечные лучи и блики. В основе джали — глубокие научные знания свойств воздуха и света.
Искусственное освещение в Индии является продолжением естественного — ярким, вдохновляющим, теплым, отражая древнюю любовь к свету. Это в равной степени относится к интерьерному и архитектурному освещению.
Индийцы любят освещать каждый уголок своего дома. В стране много больших семей, и эффективное использование пространства напрямую связано с грамотным освещением, которое является необходимостью и обязательным элементом хорошего дизайна. Дизайнеры по свету часто черпают вдохновение из дневного света и стремятся уловить его эфемерные качества, чтобы придать значимость и символизм пространству.
Культура света
В стране, где традиции и культура переплетены со светом, он продолжает оставаться эмоциональной нитью, которая связывает нацию воедино. Свет глубоко резонирует с индийским образом жизни через его богатое разнообразие еды, культуры и одежды. Он, несомненно, влияет на подсознание, вдохновляя внешние проявления, когда дело касается решений по освещению — красочный выбор отражает красочный образ жизни.
Как отмечает дизайнер по свету из Индии Неха Доши, световой дизайн в Индии приобретает уникальные выражения. Это не только функциональность, эстетика или настроение, он глубоко укоренен в культуре, традициях, климате и контексте. «Свет и световой дизайн объединяются, чтобы создать многослойные средства выражения. Он выходит за пределы пространства и переплетается с мыслями, чувствами и воспоминаниями. Сознательно или бессознательно, свет является вечной частью жизни. Он приходит в бесчисленных формах и вплетается в ткань нашего существования, он наш постоянный спутник. Свет — это форма энергии, и люди Индии преданы ему. Он не просто об освещении, он вплетен в историю, которую мы проживаем».