Найти в Дзене

География света: Индия

Оглавление

Индия — одна из стран, которая выражает свою самобытность с помощью света. Свет для индийских архитекторов и дизайнеров не просто освещение пространства, это часть истории, которую мы проживаем. Область света и дизайна освещения традиционно простирается далеко за пределы функциональности, эстетики и настроения. Она сложно переплетена с культурой и религией, и именно эти контекстные элементы часто могут определять подходы к искусственному освещению.

За многие века существования индийский народ сформировал своеобразный культ света, по сей день воздавая должное этому великому чуду природы.

Фестиваль Чхат Пуджа — древний индуистский праздник, посвящённый богу Солнца Сурье
Фестиваль Чхат Пуджа — древний индуистский праздник, посвящённый богу Солнца Сурье

Вечная любовь нации

Существует небольшой ежедневный ритуал, соблюдаемый многими индийцами. С восходом солнца в домах зажигают небольшую масляную лампу дийя, чтобы рассеять тьму и приветствовать свет. За этим часто следует практика йоги Сурья Намаскар — комплекс асан, известный как Приветствие Солнцу.

Свет как главный компонент жизни восхваляется и в масштабах всей страны — на национальных фестивалях. Фестиваль огней Дивали является одним из важнейших праздников в индийском календаре и символизирует истинную важность света в культуре страны. Праздник символизирует победу света над тьмой, а в более широком смысле — торжество добра над злом и знания над невежеством.

Само слово дивали происходит от  санскритского «дипавали»,  что означает ряды зажженных ламп. В течение пяти дней жители Индии выставляют лампы снаружи своих домов, чтобы приветствовать свет и защитить себя от духовной тьмы. К празднику дома украшают красочными узорами ранголи, которые символизируют позитив и отражают любовь нации к красочным огням и ярко освещенным местам. В городах и селах запускают фейерверки, зажигают фонарики и свечи.

Фестиваль Дивали в Варанаси
Фестиваль Дивали в Варанаси

Свет в архитектуре

Солнечный свет с древних времен был сущностью, которой люди поклонялись. Были найдены свидетельства о храмах эпохи неолита, посвященных поклонению солнечному свету. Их здания архитектурно спроектированы так, чтобы отслеживать небесное движение солнца, определять время и помогать в праздновании культа солнца, «хранителя всей жизни на земле». По сей день храмы в Индии остаются воплощением божественной связи между архитектурой, светом и людьми, создавая основу для глубокой связи со светом.

Индия расположена в тропическом регионе, где в течение дня много солнечного света, поэтому архитектура традиционно была рассчитана на то, что в домах и общественных зданиях естественный свет должен преобладать. Эта традиция сегодня находит новое воплощение. Например, в использовании и переосмыслении традиционных сложных фасадов джали (или джаали).

Джали в переводе с хинди означает сеть. Это термин, обозначающий перфорированный камень или решетчатый экран с геометрическим рисунком. Джали проектируются так, чтобы пускать в помещение солнечный свет, но отсекать прямые солнечные лучи и блики. В основе джали — глубокие научные знания свойств воздуха и света.

Джали — традиционная форма архитектурного декора в Индии
Джали — традиционная форма архитектурного декора в Индии

Искусственное освещение в Индии является продолжением естественного — ярким, вдохновляющим, теплым, отражая древнюю любовь к свету. Это в равной степени относится к интерьерному и архитектурному освещению.

Индийцы любят освещать каждый уголок своего дома. В стране много больших семей, и эффективное использование пространства напрямую связано с грамотным освещением, которое является необходимостью и обязательным элементом хорошего дизайна. Дизайнеры по свету часто черпают вдохновение из дневного света и стремятся уловить его эфемерные качества, чтобы придать значимость и символизм пространству.

Главными украшениями храма Лотоса в Нью-Дели являются свет и вода
Главными украшениями храма Лотоса в Нью-Дели являются свет и вода

Культура света

В стране, где традиции и культура переплетены со светом, он продолжает оставаться эмоциональной нитью, которая связывает нацию воедино. Свет глубоко резонирует с индийским образом жизни через его богатое разнообразие еды, культуры и одежды. Он, несомненно, влияет на подсознание, вдохновляя внешние проявления, когда дело касается решений по освещению — красочный выбор отражает красочный образ жизни.

Как отмечает дизайнер по свету из Индии Неха Доши, световой дизайн в Индии приобретает уникальные выражения. Это не только функциональность, эстетика или настроение, он глубоко укоренен в культуре, традициях, климате и контексте. «Свет и световой дизайн объединяются, чтобы создать многослойные средства выражения. Он выходит за пределы пространства и переплетается с мыслями, чувствами и воспоминаниями. Сознательно или бессознательно, свет является вечной частью жизни. Он приходит в бесчисленных формах и вплетается в ткань нашего существования, он наш постоянный спутник. Свет — это форма энергии, и люди Индии преданы ему. Он не просто об освещении, он вплетен в историю, которую мы проживаем».

Архитектурное освещение крупнейшего в мире индуистского храма Акшардхам в Дели символизирует 10 000 лет индийской культуры во всем ее захватывающем величии
Архитектурное освещение крупнейшего в мире индуистского храма Акшардхам в Дели символизирует 10 000 лет индийской культуры во всем ее захватывающем величии