С покупкой прав на музыку сталкиваются, пожалуй, все бренды, производящие видеоконтент. От музыки из библиотек до больших хитов, покупка прав на готовые произведения — важнейший инструмент в производстве контента. Разобраться во всех основных нюансах работы с правами и правообладателями вам поможет наша статья
Содержание:
- Авторские и смежные права
- Бесплатная музыка
- Музыкальные библиотеки
Вам нужны 200% прав
Авторские и смежные права
Важно понимать и учитывать разницу между авторскими правами на произведение и фонограммой, которую вы слушаете. Если с авторами всё понятно на уровне бытовой логики, то со смежными правами — на запись и исполнение — стоит разобраться детальнее.
Принято считать, что всего прав — 200%. 100% — авторские (в случае российских песен они делятся на текст и музыку), 100% — смежные (делится пополам на исполнение и, собственно, студийную запись, так называемая «продюсерская» доля прав, которая может принадлежать, например, телестудии, записавшей живое выступление артиста).
В случае покупки авторских прав с правом на переработку (с последующей записью новой фонограммы) смежные права покупать не надо, вы их создаёте сами.
Если вы хотите купить оригинальную фонограмму, то вам необходимо консолидировать все доли прав, которые часто управляются разными, в том числе микроскопическими правообладателям.
Пример
Текст всемирно известной русской песни «Очи чёрные» написал поэт Евгений Гребёнка, музыку — Флориан Герман и Адальджизо Феррарис, а исполняли, в числе прочих, Шаляпин, Хворостовский, Высоцкий, Армстронг и Синатра:
Что в этом случае с правами?
В данном случае авторские права уже успели выйти из срока охраны — 70 лет с 1 января, следующего за годом смерти авторов. Но это не означает, что вы сможете бесплатно использовать любую фонограмму этой песни. Исполнение и запись фонограммы будут охраняться 50 лет, начиная с момента записи.
Это означает, что исполнение песни Хворостовским в сопровождении симфонического оркестра ещё долго будет охраняться, и для использования такой записи вам всё равно потребуется покупать права.
Непонимание этого нюанса приводит, в частности, к тому, что классические произведения считаются неохраняемыми, в то время как фонограммы, которые были изданы с 1969 года, находятся под охраной, и просто скачать из интернета произведение и поставить его в ролик нельзя. Стоит отметить, что за это время принципы записи и сведения звука претерпели серьёзные изменения, и скорее всего, вам просто не подойдёт по звуку настолько старая запись. К счастью, современных оркестровых исполнений классики предостаточно в музыкальных библиотеках, и перезаписывать их, как правило, нет смысла.
Можно не платить за музыку, но только в особых случаях
Бесплатная музыка
Резуюмируя историю про 200% прав, бесплатно вы можете смело использовать любые фонограммы старше 50 лет, при условии, что с года смерти авторов прошло не менее 70 лет.
Также существует No Copyright Music — музыка, права на которую покупать не нужно. Звучит, конечно, аппетитно, но по факту из этих закоулков интернета вы маловероятно сможете откопать что-то пристойное для коммерческого использования, да и выбор на таких ресурсах скудный. Если у вас был или случится успех с использованием такой музыки, обязательно напишите в комментариях, занесём в красную книгу.
Пожалуй, самый цивилизованный ресурс этого типа — Musopen.org. Правда, он только про классику и ориентирован на обучение, а не на коммерческое использование. Тут можно скачать не только музыку, но и партитуры.
Есть ещё два жанра, в которых даже самые известные агентства, продакшены и режиссёры постоянно бесплатно используют музыку — это кейсы и рилы. И очень часто речь идёт об узнаваемых композициях. В этом случае необходимо легализовывать права на публичное воспроизведение и, как правило, интернет.
Хотелось бы предостеречь коллег от такого обращения с правами. Это не только незаконно, но и может повлечь за собой серьёзные штрафы. Как правило, правообладателям некогда рассматривать такие случаи, они следят за телеэфирами и интернетом, а фестивали и социальные медиа производителей рекламы остаются вне поля зрения. Но зачем брать на себя эти риски и портить репутацию, когда можно изначально планировать этот вид использования прав на музыку из самой кампании.
Используйте музыкальные библиотеки с умом
Первая библиотека появилась больше 100 лет назад, потому что готовая музыка для быстрого лицензирования стала востребована производителями кино и рекламы. С тех пор утекло много воды, и путём слияний и поглощений, сейчас на рынке есть олигополия в виде собранных под одним брендом пулов библиотек у мейджор лейблов: Universal, Warner, Sony.
И ряд независимых библиотек, среди которых у нас в стране наибольшей популярностью пользуются Extrememusic и Dewolfemusic.
Общее количество произведений в этих библиотеках превышает 2 млн, и при таком изобилии контента всё сводится по большей части к умению искать музыку и наличию договоров с библиотеками, позволяющим официально покупать музыку. Мы, команда Fancy State Music Agency, в работе используем набор из 5−7 библиотек, одновременно просматривая в них подходящую музыку. По опыту могу сказать, что далеко не все пожелания креатива и режиссёров можно реализовать в этом жанре, но это, безусловно, хорошее подспорье в производстве видео.
Есть очень распространённый тезис о том, что библиотечная музыка — это второй сорт, и ничего там хорошего не найти. Отчасти он верный, потому что, если посмотреть на срез свежей музыки, то он будет довольно скромным, и объём нового контента не так стремительно прирастает, чтобы на это можно было крепко опираться. Тем временем в библиотеках, если хорошо поискать, встречаются и редкие интересные записи, и полноценные симфонические оркестры, исполняющие классику, а иногда и вполне рабочие песни.
Музыкальные библиотеки — не панацея, и, кроме того, у них есть ещё один ощутимый минус: никто не застрахует вас (этот вопрос, конечно, можно решить покупкой эксклюзивных прав на территорию и срок, но по цене это будет сопоставимо с покупкой хитов, что делает сам поход в библиотеку безсмысленным) от появления трека в другой рекламе, но в качестве быстрого и надёжного решения — проверенный инструмент.
Отдельного внимания заслуживают Royalty Free библиотеки.
Многим кажется, что раз музыку можно купить за деньги, то и использовать её в рекламе тоже не проблема. Но это совсем не так, и на этом до сих пор спотыкаются даже сетевые агентства.
Всё дело в том, что тип лицензии, которую предлагают ресурсы такого типа, не предназначены для коммерческого использования. Права на эту музыку нельзя передавать третьим лицам, что означает невозможность передать по договору право на трансляцию даже напрямую от бренда телеканалу или радиостанции. Постпродакшн-продюсеры и креатив нередко прибегают к помощи подобных библиотек, и потом, когда заходит речь об оформлении документов, выясняется, что легализовать использование этой музыки в рекламной коммуникации невозможно.
Несколько раз дело доходило до того, что прямо перед эфиром, когда клиент уже всё принял, агентства в панике пытались решить вопрос деньгами. Приходилось искать замены или переписывать музыку, исправляя изначальную ошибку подбора музыки.
И, кстати, и музыка в этих библиотеках тоже не блещет оригинальностью, даже по сравнению со своими крупными собратьями.
WARNING: Royalty Free Music предназначена только для творческих проектов
В следующей части мы расскажем о бюджете и сроках покупки авторских прав, какую музыку нельзя купить и что можно купить выгоднее.
Хотите купить права на музыку? Оставьте заявку на бесплатную консультацию на сайте.
#авторскиеправа #авторские_права #авторское_право #музыка #лицензирование #аудиобрендинг #маркетинг