Найти тему
Материк книг

"О чем кричит редактор". Книга Анны Гутиевой для тех, кто интересуется современной литературой

Редактор - специалист, который знает, как улучшить текст, готовит рукопись к публикации, указывает автору на слабые места и провалы в сюжете. Короче, тот, кто знает, как надо)

Но эта книга, написанная редактором, адресована не только писателям, но и всем, кто так или иначе связан с литературой: от критиков до блогеров и читателей. Прочитав аннотацию, я сразу подумала, что мне это будет интересно, хоть я и не писатель:

-2

Я тоже задаюсь теми же вопросами:

  • Куда пропала глубокая литература?
  • Кто герой нашего времени, есть ли он?
  • Автофикшн и бесконечное перебирание моральных травм - не мелко ли это?

Содержание книги:

-3

Кажется, что это какое-то пособие о том, как писать книги. Но не только. Здесь нет подробных схем. Написание произведений с помощью "конструктора" сегодня стало модным развлечением. В литературу пошли все, кому ни лень. Из писательства сделали бизнес. "Напиши книгу за месяц" - такие слоганы я часто вижу в рекламе в соцсетях. И реклама эта очень настырна. Она убедит кого угодно в том, что надо срочно себя реализовать через буквы)

Меня такой подход угнетает. Как же вдохновение, призвание в конце концов? Разве писательство - это не то ощущение, когда не можешь не писать? А сейчас нормой стало, когда человек спрашивает себя - а может, я зарыл свой талант, а на самом деле я писатель? (кстати, у Чехова есть подобный рассказ, только там герой возомнил, что он художник).

Т.е. вот жили вы до 30-40-50 лет и никогда желания писать не возникало, а теперь встал вопрос про упущенные годы)) Нет, это так не работает. Но почему-то многие люди так и думают. Мало того, берут и делают) Кстати, это одна из причин, почему я не читаю самиздат. Несколько раз пыталась, но попадала на такие кое-как слепленные поделки, что от литературы далеки как Земля от Солнца))

Почему я пишу про какие-то свои мысли, а не о книге? Да потому, что они очень схожи с тем, что я прочитала в ней. Анна Гутиева работает с писателями и читает сотни рукописей, но выводы ее неутешительны: настоящих, глубоких писателей сегодня огромный дефицит. Вообще-то она не называет ни одного, сопоставимого с классиками прошлых лет)

-4

Анна не просто голословно утверждает это, а целенаправленно доказывает снова и снова, в каждой главе. Писателям не хватает вдохновения, не хватает глубины, не хватает таланта... Тем, у кого есть какие-то интересные мысли, порой не хватает знаний, и они не могут их выразить. В общем, печальная картина получается)) Но правдивая. Я много прочитала современной прозы и согласна с Анной просто полностью.

Герои заняты самокопанием, они не задаются глобальными и даже просто общественными вопросами. Моральные травмы поглотили современных писателей. В них они ковыряются с удовольствием. Психологи прочно вошли в художественные книги и там и остались. Но хочется чего-то большего, хочется размаха, восторга, удивления. А сейчас максимум - если твоя моральная травма совпадет с писательской) Тогда читатель объявляет книгу "хорошей". И об этом тоже пишет Анна.

Я бы рекомендовала эту книгу-рассуждение прочитать, прежде всего, начинающим писателям. Тем, кому кажется, что знать ничего и не надо - "придумал" книгу, так просто запиши свои мысли. Нет, это так не работает. Из книги "О чем кричит редактор" можно узнать, какими качествами должен обладать писатель, что такое вдохновение и что делать, если наступил писательский кризис, как "вложить душу" в героев и когда рукопись можно считать законченной.

В общем, для меня чтение этой книги было сродни увлекательному разговору с собеседником, с которым мы на одной волне. Начинающие писатели, думаю, найдут в ней много полезного. Критики лишний раз задумаются "куда мы идем")

Не хочется особенно искать в книге минусы, но без них впечатление было бы неполным) Все же, Анна бывает очень категоричной и, думаю, это очень многим не понравится)) Также может создаться впечатление, что развлекательной литературы не должно быть вовсе. Если каждый писатель поставит столь высокую планку, кто же будет писать про маленькие городки и их добрых жителей? Да и невозможно читать каждый день только серьезные книги. Но критерии, определяющие качественную литературу, все же должны быть.

В интересное время, в общем, живем. Ждем новых Достоевских и Толстых)