Итак, я вам пару месяцев назад обещала рассказать про оманскую провинцию Дофар и о том, какую роль в усмирении этой провинции сыграл король Иордании. Обещания нужно выполнять, поэтому именно сегодня для этого "сошлись звезды".
Оман - это очень необычная страна, такая страна, которая, вроде, и страна, а на деле это сообщество очень разных кланов, которые имеют свойство между собой время от времени устраивать кусалово. А Дофар в этом смысле самый удалой регион, который, впрочем, породил на своих землях всех самых значимых правителей Омана за последние 2 века. Более того, нынешний султан Омана для жизни избрал именно Салалу - столицу провинции Дофар, где и живет уже полтора года.
Почему так сложилось, что Дофар являет собой "государство в государстве"? Эдакая "Москва" оманского формата. В действительности, по ощущениям, провинция Дофар - это больше Йемен, чем Оман, то есть эта провинция максимально далека от общей политической волны стран Персидского залива, чем и очень счастлива.
До Йемена из столицы провинции Дофар Салалы буквально рукой подать, всего-то 250 километров. Эти 250 километров будоражили мне душу все 3 дня нахождения там, меня изнутри скребли кошки и нашептывали: "ты всего в 250 километрах от своей мечты, просто преодолей их...". Усилием воли я заставила своего внутреннего смутьяна замолчать, зато с йеменцами, коих в Салале "видимо-невидимо", наобщалась вдоволь и с удовольствием.
Всего в Омане 11 провинций, из которых Дофар самая крупная, самая волевая и самая смутьянная, выдавая с головой свое "йеменское" происхождение.
Чем в действительности наглядно отличаются оманцы от йеменцев? А тем, что оманцы предпочтут худой мир, а йеменцы добрую войну. Одновременно с этим оманцы плохо размножаются, стагнируя внутри мирного государства, а среди йеменцев наблюдается стабильный прирост населения, несмотря на куда худшие условия жизни и множество опасностей.
Все как в "мире растений" - чем лучше условия среды обитания, тем меньше растение стремится цвести и давать семена, чем хуже эти условия, тем активнее растение из последних сил цветет и стремится разбросать вокруг себя как можно больше семян. Хочешь, чтобы растение давало одни листья - создай ему идеальные условия жизни)))
Современный Оман - это в прямом смысле заповедник. Заповедник природный, заповедник морской и заповедник людской. Идеальная теплица, где все хорошо образованы, идеально воспитаны и вежливы, спокойны и доброжелательны, уверены в завтрашнем дне, сыты, обласканы и имеют хорошее медицинское обслуживание, а еще довольно скучную жизнь по меркам тех, кто на этих землях не родился и не вырос.
Да, так было не всегда, в прошлом на этих землях жизнь была скорее опасна, чем приятна. Их постоянно стремились завоевать и поработить, а земли их использовать в своих интересах все, кому не лень было тащиться за тридевять земель. И среди таких не ленивых и Османская империя, и Англия, и Португалия, да и Франция с Германией шустрили, не стесняясь обращаться с местным населением хуже, чем с козами и овцами.
Но в те времена, несмотря на сложную доступность между регионами, да и просто между поселениями, ибо гористая и пустынная местность, население восстанавливало свою численность максимальными для человека темпами.
Времена сменились, опасности уже нет, а рост населения не только остановился, но и угрожает пойти на спад, хотя, казалось бы, размножайся в свое удовольствие, все, ведь, есть!
Провинция Дофар занимает площадь 99300 квадратных километров, а ее население не дотягивает даже до полумиллиона человек. Во всем Омане живет всего полтора миллиона человек и еще 2,5 миллиона разнообразных мигрантов. Так себе расклад.
Дофар издревле был лакомым куском для очень многих, кто клал на него свой глазик из-за плантаций деревьев, из которых добывают ладан (босвелия сакра) и по сей день. Благовония всегда были ходовым товаром, особенно когда мылись куда реже, чем сейчас.
А сам Дофар долгое время подчинялся администрации Южного Йемена, расположенной в городе Аден, и с Йеменом же общался и дружил куда активнее, чем с далеким Маскатом, что стал столицей Омана в 1793 году.
Более того, Дофар был настолько самодостаточен и горд этим, что искренне считал, что кормит весь остальной Оман от своих щедрот (ничего не напоминает?).
Впрочем, Дофар мог о себе мнить нечто подобное, ибо климат его вполне позволяет заниматься и земледелием, и разведением скота, а также мореплаванием и добычей морепродуктов в пищу, а продажа ладана обеспечивала провинции стабильный и очень хороший доход.
Именно эти обстоятельства и привели гордых и не желающих подчиняться Маскату дофарцев к мысли об отделении и образованию собственного государства, чему, в целом, весьма активно помогал Южный Йемен.
А Южный Йемен в 60-70-е годы прошлого века шел дорогой коммунистической, в чем ему активно помогал СССР, тогда как Оман был религиозным султанатом, пытаясь эффективно управлять своими не такими простыми подданными.
Любопытно, что сам султан Омана рассматривал Дофар, как некую здравницу, а не экономический регион своей страны. Более того, Дофар пользовался особыми привилегиями, имея отдельный и весьма щедрый бюджет, видимо, свою малую родину султан не только хорошо знал изнутри, но и очень нежно и беззаветно любил от всей своей широкой души.
Во времена Первой мировой войны провинция Дофар на ряду с Южным Йеменом, являвшимся в те годы колонией Англии, выращивали продовольствие для британской армии, сражавшейся в Месопотамии. Так что поживиться в Дофаре действительно есть чем.
Гражданская заварушка в Омане вспыхнула в 1963 году, когда в один из дней Дофар проснулся и объявил себя независимым государством. Была создана организация - Фронт освобождения Дофара, в которую вошли партизаны дофарцы и, собственно, подмогнули им в этом йеменцы, которым "один орган, что война, что сабантуй".
Более того, стихийно возникший Фронт освобождения Дофара чуть позднее приобрел еще и политические осмысленные черты, перестав быть бунтом ради бунта, и став марксистским Народным фронтом освобождения Омана и Персидского залива, приобретая угрожающие масштабы вовсе не только для Омана, как отдельно взятого государства.
Откуда у них оружие на ведение вооруженного конфликта, спросите вы? А, легко! Знаете ли вы, что, приехав в Дофар, вы можете купить практически любое ручное оружие прямо на рынке и без всяких лицензий и разрешения? Такая же картина повсеместно встречается также в Йемене и пользуется такой популярностью, что в любом доме Дофара или Йемена оружия хватит на один небольшой взвод солдат.
Помимо очевидного, то есть хорошо вооруженных повстанцев, за их спинами незримо присутствовали еще 2 игрока - коммунистическая партия СССР и Иран, причем влияние последнего в регионе всегда было очень велико, коим и остается по сей день.
Такое любопытное сотрудничество (как вообще сошелся коммунизм с религиозностью?) позволило Народному фронту не только успешно противостоять объединенной армии Омана и пришедшим ей на подмогу армии ОАЭ и Саудовской Аравии, но и достаточно уверенно продвигаться вперед, угрожая поглотить не только весь Оман, но и прихватить его союзничков.
К началу 1976 года стало отчетливо ясно, что если бунт Дофара не подавить, то падет и султанская власть, и эмираты и королевство Саудитов, даже с учетом помощи Англии, а потому султан Омана Кабус бен Саид, принявший эту должность аккурат в годы случившейся лихой годины (в 1970-м году), обратился за помощью к королю Иордании - Хуссейну I.
Хуссейн I быстро откликнулся на призыв о помощи, ибо коммунисты донимали и его на просторах Иордании. Король понимал, что победа Народного фронта освобождения Омана и Персидского залива станет спусковым крючком для активных действий коммунистов на территории Иордании, осложняя и без того напряженную обстановку.
Собрав несколько тысяч солдат и офицеров иорданской армии, Хуссейн I направил их в ОАЭ, переодел в форму оманской армии, выдал оружие и отдал приказ стрелять на поражение и без всяческих предупреждений. Именно иорданская армия подавила дофарский бунт в 1976 году, сохранив целостность Омана, как страны, а также сохранив ОАЭ и Саудовскую Аравию, прекратив тем самым на время и активную ползучую экспансию в регионе Персидского залива со стороны Ирана.
Из того, что видела я на территории Дофара, это действительно совсем отличный от того же Маската мир, люди там другие, более активные, более взрывные, им явно чужды оманское терпение и дипломатия. А это значит, что при любой попытке Дофар прижать или обделить, гражданская заварушка вспыхнет вновь и с новой силой, да еще и с очень посильной помощью Ирана, снова набирающего силу в регионе.
Наверное, именно поэтому султан Омана - Хейсам бен Тарик Саид предпочитает жить именно в Салале, а вовсе не в столице своего султаната. Знает он, что за Дофаром нужен очень внимательный пригляд, особенно на фоне событий, разворачивающихся сейчас в Йемене, который, вроде, одна страна, а, вроде, и все еще две - Северный и Южный.
От себя могу пожелать Оману процветания, редко в какой стране настолько ликуешь душой, как у меня это получилось в Омане. Удивительно гармоничное у них государство, такое "образцово-показательное", как я сказала выше - не страна, а заповедник))) Пусть это для них продлится так долго, как Всевышний им позволит, они, пожалуй, заслужили свои спокойные годы, ибо их прошлое красивым и счастливым никак не назвать.
Свое обещание я исполнила, про Дофар и его бунт рассказала, а вы, мои уважаемые читатели, напишите мне в комментариях, о чем бы вы хотели почитать еще. Любопытны ли вам исторические экскурсы? Расскажите в комментариях!)))