«Перелистывая» телеканалы на смарт-ТВ и увидев, что в эти дни на viju TV1000 транслируют сериал «Эти глаза напротив» - о золотом голосе России Валерии Ободзинском, тотчас же прилипла к экрану. Когда-то в юности была влюблена (даже не видя самого певца – а его не пускали на телевидение, его фото нигде не публиковалось) в его романтические песни. Да вся страна их любила, распевала, танцевала под них!
В общем, 8-серийная мелодрама «Эти глаза напротив», премьера которой состоялась на Первом канале ещё в 2015 году (её приурочили к 80-летию певца), но которую я тогда не посмотрела из-за высокой занятости, сегодня стала для меня откровением. И не только потому, что рассказывала о жизни этого удивительного человека, но и потому, что авторы байопика (фильма-биографии) многое напридумывали из того, чего в реалиях никогда не бывало. Зачем? Попробую понять их логику.
После премьеры этот сериал, поставленный, как пишут его авторы, «по мотивам жизни Валерия Ободзинского», одного из самых известных и любимых народом певцов 60-х - 90-х годов прошлого века, вызвал не только восторги поклонников творчества исполнителя лирических эстрадных «шлягеров всех времён и народов». Он породил также и неоднозначные отклики поклонников, и даже неприятие родных.
Вот, вроде бы, фильм посвящён жизни и творчеству блестящего эстрадного певца Валерия Ободзинского (24.01 1942г. – 26.04 1997г.), бархатный тенор которого некогда звучал из всех ретрансляторов Советского Союза и которого обожали миллионы россиян.
В его биографии были и взлёты, и падения, и вновь взлёты. На некоторое время он вообще исчезал со всех «радаров» - на годы (по всесильной воле правящей верхушки или «по собственному желанию» - неважно). А затем блистательно возвращался. И было много любви. А ещё - борьбы за право всегда оставаться собой. То есть:
• быть свободным человеком в стране, где идеологияопределялась «руководящей и направляющей силой» КПСС,
• петь о том, чего хочет сердце, а - не про Ленина, комсомол, партию и революцию
• хранить в чистоте свой уникальный голос и талант
• и вообще - жить по своей воле, так, как тебе предписано свыше.
Казалось бы, судьба такого человека - благодатнейшийматериал для любого жанра искусства.
Незадолго до ухода (Ободзинский скончался скоропостижно, от сердечной недостаточности, 26 апреля 1997 года, а 24 января он только отметил своё 55-летие и был абсолютно здоров) Валерий Владимирович стал надиктовывать на магнитофон свои воспоминания. Хотел выпустить автобиографическую книгу, чтобы раскрыть всю правду о себе и развеять слухи и сплетни, погасить негатив, который появился вокруг него в последнее десятилетие.
Но этому, увы, не суждено было случиться. Так что сериал «Эти глаза напротив» - можно сказать, первая попытка осмыслить талант, масштаб и неординарность личности, полную драматических эпизодов судьбу Валерия Ободзинского. Пусть и в художественной, а не в строго документальной форме.
В начальных и финальных титрах каждой из восьми серий зрителя «честно» предупреждают, что фильм снят «по мотивам биографии Валерия Ободзинского», а некоторые имена и события вымышлены.
Так что никаких претензий?
Личность Ободзинского
Только из-за самого Валерия Владимировича непременно стоит освободить несколько вечеров для просмотра сериала «Эти глаза напротив». Поверьте тем, кто застал эпоху Ободзинского и для кого он навсегда останется окружённымореолом вечного романтика юности, воспевавшего Любовь(именно так - с большой буквы). Его невероятный природный талант и его неоднозначная личность продолжают будоражить умы поклонников и сегодня.
Как мог простой мальчишка из Одессы, одно время даже подвизавшийся с тамошней шпаной, самородок, так и не получивший систематического музыкального образования (да и вообще никакого!) и певший исключительно на слух, стать солистом прославленного джазового оркестра Олега Лундстрема, а впоследствии создавший собственный аккомпанирующий состав (ВИА «Верные друзья»), статьвсесоюзным кумиром, любимцем десятков миллионов слушателей? Вопрос на засыпку.
Щедро одарённый от природы уникальным голосом (скорее, драматическим, чем лирическим тенором), талантом организатора, имевший огромный заряд жизненной энергии и умевший зажигать своим энтузиазмом поэтов и композиторов, сочинявших ему «шлягер» за «шлягером», он ворвался на советскую эстраду 60-х годов как глоток свежего воздуха, чистой свободы. И вся страна запела вслед за ним «Девятый класс» («Весна по имени Светлана»), «Восточную», «Эти глаза напротив», хит из к/ф «Золото Маккенны» - «Старый гриф», переведённые на русский язык популярные песни его заграничных кумиров (те же «Лайлу», битловскую «Девушку», песни Карела Готта и другие «шлягеры».
Миллионными тиражами начали печататься его миньоны (маленькие гибкие грампластинки). А первый гигант – «Поёт Валерий Ободзинский» - вышел на фирме грамзаписи «Мелодия» в 1970 году. Кстати – в год 100-летия В.И. Ленина, «про которого» Валерий Владимирович петь наотрез отказывался.
Обратная сторона популярности – увеличение нагрузок. Все хотели его слушать, его ждали в разных уголках бывшего Союза. Случалось, продюсеры организовывали ему по 4-5 концертов в день. Да, они приносили немалые деньги. Нередко он зарабатывал в месяц в 10 раз больше секретарей Обкомов компартии.
Но! Кто выдержит такое напряжение? И вот Ободзинскому уже стали требоваться стимуляторы – для поддержания «тонуса». Сначала алкоголь, затем – анаболики.
Он даже в психбольницу однажды попал. А когда пролечился – зависимость осталась. Поговаривали, что будто бы из-за этих-то «скверностей» он и концерты срывал, и чуть ли не прямо во время выступлений на сцене падал.
Всё это опровергает его третья (гражданская – обвенчаться, как мечтали, они не успели) супруга Анна Есенина. По словам женщины, эти слухи не имели под собой никакого основания. Ну, может, и был срыв. Один. Но не в массовом же порядке!
Ей можно верить. Она вернула его из небытия, вырвав из «обычной жизни», в которой он превратился в «Валерыча». Анна нашла его в сторожке галстучной фабрики, где экс-певец и жил, и работал, свободное время проводя с местными друзьями-алкашами…
На эту жизнь он обрёк себя сам, в 1987 году прямо во время одного из концертов заявив об уходе из профессии. Фактически в никуда. И пропал на несколько лет.
Никто не знал, куда он делся. Умер? Пьёт? Или уехал за бугор и там пропал?
Оказалось, он жив. Просто «достиг своего потолка». В одном из своих последних выступлений по телевидению в программе «Золотой шлягер» (на «Первом канале») Ободзинский честно признался: «Очень часто меня спрашивают: почему вы так надолго исчезли?.. Творческая жизнь складывалась по-разному. Был момент, когда я достиг своего потолка. И понял: дальше не пустят. Надоело унижаться перед всеми: перед работниками телевидения, радио, которые с подачи сильных мира сего резали мои записи. Чиновники от культуры заявляли, что я пою «не по-советски»… Прошло время».
А когда стараниями своего друга, музы и третьей жены Анны Есениной в начале 90-х вернулся и на сцену, и даже попал на ТВ, попытался стать иным. Завязал (пусть и не сразу) с алкоголем, а с анаболиками распрощался ещё раньше, так как на них уже не было денег.
Уже после возвращения «перепел» Александра Вертинского, восстановил старый репертуар, вновь начал давать концерты. Был востребован. Был счастлив.
Но ушёл так рано и так внезапно... На 56-м году жизни. Оставшись в сердцах и памяти не одного поколения поклонников никем не превзойдённым, уникальным, неповторимым певцом и не умевшим склоняться пред партэлитой артистом. Человеком с твёрдой волей, характером. Человеком с большой буквы, который ни про кого (ни в глаза, ни за глаза) не сказал ни единого плохого слова.
Даже о своих гонителях – из числа коллег-недоброжелателей (были и такие), и партийных бонз, отлучавших его от сцены, своего зрителя, мнением которого он только-то и дорожил, и ТВ….
Пел только о любви
У певца были и талант, и невероятный, летящий, проникающий в душу голос, и то, что сегодня мы называем мужской харизмой. Ободзинский никогда не был и сам себя не считал эдаким красавцем, героем-любовником. Но при этом он обладал невероятной привлекательностью для зрителей. Особенно – зрительниц.
Как бы сегодня сказали: каждая вторая поклонница готова была бросить к его ногам всё – «и жизнь, и слёзы, и любовь» (по меткому выражению А.С. Пушкина). А таких «желающих» были миллионы! Недаром ему писали «тонны» писем (и на дом, и на ТВ, и на радио), дежурили в подъездах, заваливали цветами, надоедали с «незатейливыми» предложениями интимного толка. Большинство из которых он отвергал. Но не всегда…
Всё-таки у него было две официальных жены и одна гражданская. Но и любовницы тоже имели место…
И всё же главным в жизни Ободзинского было творчество. Там, на сцене, он был и самым красивым, и самым обожаемым, и любящим и любимым (или - нелюбимым, робким, боящимся признаться в своих чувствах девушке – как в песне Давида Тухманова на стихи Онегина Гаджикасимова «Восточная»), страдал, радовался – в общем, жил полноценной жизнью!
Он никогда не пел о Ленине, о руководящей роли КПСС, о комсомоле, а только - о любви. Потому что считал, что петь «про политику» было бы изменой себе и своему любимому зрителю. А вот песню Яна Френкеля на стихи Инны Гофф «Русское поле» Ободзинский исполнял. Но она тоже о любви. Только - к Родине!
Показателен эпизод сериала, относящийся к 1987 году.
В СССР - Перестройка. Ободзинский без работы. И продюсер Эдик Лосев (актёр Роман Полянский), мечтающий эмигрировать в Израиль (на этом его и «поймали» в Минкульте, притормозив оформление документов), предлагает Валере: дескать, чтобы остаться в обойме, вернуться на сцену и наконец попасть на ТВ, из эфиров которого его вырезали «благодаря» тогдашнему руководству Центрального телевидения (был такой «товарищ Лапин»), нужно исполнить на сцене Пахмутовскую песню «И вновь продолжается бой!». Про «такого молодого Ленина» и «Октябрь молодой». Полная околесица, в общем. Но - к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
Певец уже, было, выходит на сцену, звучит оркестровое вступление, Валерий у микрофона. Кажется, сейчас зазвучит «датская» белиберда. Но – нет! Концерт останавливается, так и не начавшись. Ободзинский во всеуслышанье заявляет о завершении своей карьеры. Потому что – опричь души ему петь «про Ленина, партию, комсомол».
Но тут из зала его просят исполнить «Эти глаза напротив». Он запевает. Сначала - один, а после оркестранты подхватывают мелодию. И звучит этот вечный, берущий за душу шедевр!
Увы, на этой высокой ноте Валерий всё равно решает уйти со сцены…
Вспомните лирические «шлягеры» Валерия Ободзинского. Основные – самые-самые! - звучат в сериале «Эти глаза напротив». Их там порядка 15-ти.
Но в его репертуаре была не одна сотня хитов. Небольшая часть их исполнена певцом за кадром - в озвучке кинофильмов и даже мультиков. Что-то вошло в пластинки.
Ободзинский - первый исполнитель не только хита «Эти глаза напротив» (Д. Тухманов - Т. Сашко), давшего название сериалу, но и «Восточной песни» (Д. Тухманов - О. Гаджикасимов), «Колдовства» (А. Флярковский - Л. Дербенёв), «Играет орган» (Д. Тухманов - М. Пляцковский), «Вечной весны» (Д. Тухманов - И. Шаферан), «Миража» (А. Зацепин - Л. Дербенёв), «Твой день» (С. Касторский - В. Гин), «Первого апреля» (В. Мигуля - И. Шаферан) и других.Ему доверяли мэтры!
Посмотрите сериал - и получите настоящее удовольствие от как бы воскресших из небытия некогда любимых мелодий юности!
«Подправили» биографию?
При подготовке сценария сериала «Эти глаза напротив» перед постановочной командой стояла непростая задача. Получив в своё распоряжение большое количество документального материала, а также немалую фонотеку (многие раритеты предоставила Анна Есенина), режиссёр байопика Сергей Комаров сразу для себя решил. Он не будет строго следовать перипетиям судьбы героя, а создаст «свой» фильм – «по мотивам биографии Валерия Ободзинского».
Эту непростую задачу и претворила в жизнь целая команда сценаристов во главе с Комаровым: в группу вошли также Юлия Клименко, Андрей Румынский, Наталья Корецкая и Михаил Кабанов.
Да, сериал повествует о жизни Ободзинского. В целом её канва укладывается в реальную биографию певца. Но вот в частностях (для придания сюжету драматического накала, который – по законам жанра – обязательно предполагает наличие как основного положительного героя, так и полной его противоположности) пришлось много «фантазировать».
А именно - пришлось добавить одну важную (с точки зрения развития действия) линию. Плодом сценарной фантазии стал антагонист Ободзинского – его коллега по цеху, солист ансамбля на круизном лайнере Толик Зарубин (актёр Кирилл Сафонов). Их первое столкновение произошло, когда возомнивший себя незаменимым гением, Толик не является на выступление коллектива. И его вызывается заменить Валерий, с помощью отца-милиционера (ещё одна выдумка авторов!) «зайцем» пробравшийся на судно, чтобы уплыть прямиком к славе. Да-да. Он в себя всегда верил!
Музыкантам обладатель роскошного тенора нравится. Ему предлагают поработать в очередь с основным солистом.
Узнав о конкуренте, Толик напивается. И тут на палубе ему на глаза попадается девушка Нелли, которая приглянулась ему ещё на стоянке в Одессе. Она с родителями тоже едет на том «белом теплоходе», где служит Толик. Пьяные ухаживания парня Нелли не по души. Но сама она вряд ли с ним справится. И тут (опять же по закону жанра) её спасает наш герой Валерий.
Он даёт Толику пощёчину, которую тот уже никогда в жизни своему сопернику не простит. И будет мстить ему и преследовать его и его семью (уже замужней Нелли намекать: мол, помогу с обустройством в Москве, если она станет более благосклонной к нему; молодая женщина наотрез отказывается!) до самого конца. Станет придумывать разные пакости. Так, намекнёт шефу на то, что в известной песне, которую исполняет Ободзинский, под буквой «Л…» (помните: «В каждой строчке только точки после буквы «Л»…?) скрывается псевдоним Ленин! Такое партия простить певцу не могла. И его надолго отлучают от концертов и заработков.
И это ещё не всё. Наблюдать за «подлянками» Толика от серии к серии становится даже увлекательно: что-то ещё персонаж придумает? Ободзинскому, конечно же, приходится нелегко. Но он - стойкий оловянный солдатик. Умеет находить выход из самых сложных ситуаций. Так что интрига закрутится с первой же серии и не отпустит до последней, восьмой.
Многие героям сериала оставили их подлинные имена и фамилии (джазовый музыкант Олег Лундстрем, композиторы Давид Тухманов, Никита Богословский, поэт Онегин Гаджикасимов, министр культуры Екатерина Фурцева и многие другие реальные люди, которые помогали или, наоборот, мешали Ободзинскому в его становлении и развитии). Но иным пришлось менять полностью не только ФИО, но и факты биографии, возраст, характеристики и имевшие уже в их настоящей жизни события.
Что ж поделать? Ведь сериал – «по мотивам биографии Валерия Ободзинского»! То есть – своего рода «фантазия на тему», допускающая, как полагают авторы, некоторую вольность изложения, своё видение материала. Зрителям даже любопытно становится «разгадывать» некоторые из загаданных сценаристами загадок.
Кстати, консультантами сериала выступили дочери Ободзинского – Анжелла и Виктория, а также его последняя, гражданская, супруга Анна Есенина. И все они согласились с изменённым сюжетом.
Актеры
Если бы на каких-то фестивалях имелась номинация «За лучший кастинг», этот приз, по мнению многих и многих, следовало бы вручить кастинг-дирекции сериала «Эти глаза напротив». Что ни артист – точное попадание в образ.
Иные критики, правда, усомнились в Алексее Барабаше, сыгравшем Валерия Ободзинского от молодости и до самого конца. Твердили: мол, внешне не очень похож на утончённого Валерия Викторовича, больше напоминавшего в младые лета какого-то западного певца (может, оттого, как упрекали его завистники, он и пел «не по-советски»?). Но уж харизмы, артистизма и собственно таланта перевоплощения актёру было не занимать!
А «превращаться» в Ободзинского в разные жизненные периоды (всё-таки промежуток в 40 лет, который отслеживается в фильме, - это непросто) Алексею помогали гримёры. Они часами накладывали ему сложнейший пластический грим, то омолаживаю его, то - состаривая.
Минимальные усилия гримёров потребовались разве что в случае с Вячеславом Чепурченко, артистом Театра Табакова, блестяще сыгравшем в сериале Ободзинского в юности. Красавчик-актёр с золотыми вихрами волос как нельзя кстати подошёл для этой роли.
Первую жену Валерия - Нелли - в сериале тоже доверили двум актрисам. И, кажется, не прогадали. Тем более, что обе артистки сходны по внешним данным. Трогательную юную девушку, в которую одесский паренёк сразу и бесповоротно влюбился и фото которой постоянно возил с собой, пока не встретил её много лет спустя на своём концерте в Москве и не предложил ей руку и сердце, сыграла Любовь Аксёнова.
В роль более взрослой спутницы жизни певца невероятно точно и глубоко (а рисунок роли ей достался непростой – от любви до ненависти, как говорится) вжилась талантливейшая Евгения Брик. Даже после тяжёлого расставания с любимым и отцом двоих их совместных дочек, эта женщина никому и никогда не позволяла говорить о нём плохо. А разошлись-то они (и по фильму, и на самом деле) из-за измены Валерия…
Нельзя не отметить очень талантливую и разностороннюю актрису Mиpиaм Cexoн, которая прямо-таки на 100% «совпала» с настоящей третьей женой Ободзинского – Анной Есениной, роль которой сыграла в сериале.
И не только по внутренним побудительным мотивам, душевной трансформации от «просто» костюмерши концертной бригады певца, как и все в Союзе, фанатевшей от своего кумира, до любящей, готовой на любой подвиг ради любимого и фактически подарившей ему вторую молодость, женщины. Она - настоящий Ангел-Спаситель для Валерия.
Недаром настоящая Анна Есенина говорила, что Мириам – копия её самой. Даже внешне! Не говоря уже о родственности их душевной организации.
Нельзя не сказать и о том, с каким тщанием погрузился в «тело» и биографию своего персонажа - сначала незадачливого солиста ансамбля круизного лайнера Толика Зарубина («молодого» Толика сыграл актёр Олег Ребров, а более взрослого - артист Кирилл Сафонов, кстати, по жизни - друг Барабаша), а затем «скользкого» и злобного партийного и культурного деятеля времён Брежнева. Зарубин у Сафонова – красавец-мужчина, но типичный совковый карьерист-приспособленец и подлец.
Это ж надо так правдиво сыграть якобы влюблённого в коллегу по работе в «Росконцерте» Нину Куликову (актриса Евгения Крегжде), девушку-переводчицу, а по удачному стечению обстоятельств - дочку своего будущего начальника по Министерству культуры Анатолия Юрьевича Куликова (актёр Владимир Смирнов), которого впоследствии спокойно «подсиживает»! И это несмотря на то, что уже был женат на этой Нине (а женился, как водится, из-за карьеры, без любви). Но при этом всю жизнь любил или, скорее, страстно желал первую жену Ободзинского -Нелли (такого в реалиях не было, только по сценарию).
В общем, тип премерзкий. Но авторам сценария он был необходим для придания сюжету остроты, динамики, логичности и завершённости. У них получилась прошедшая через всю взрослую жизнь героев «эпопея» противостояния доброго и талантливого Ободзинского и злобного, прикрывающегося маской партийного радетеля о народе Зарубина. Всё, как и положено, в мелодраме.
Не менее талантливо вживаются в своих героев (как вымышленных, так и подлинных) и другие актёры байопика. Очень колоритным и глубоким (хотя у него и не так много экранного времени для раскрытия этого образа) получился у актёра Алексея Нестеренко его герой – подлинный друг Ободзинского, талантливый поэт Онегин Гаджикасимов, который в том числе переводил для Валерия лучшие песни иностранных кумиров. Ту же «Луну», с которой вместе с оркестром Олега Лундстрема Ободзинский стал в Болгарии лауреатом песенного фестиваля.
Но когда на всех, кто писал и пел «не по-советски», в стране начались гонения, Онегин, как и его друг, уходит сначала в никуда. А затем становится батюшкой в православной церкви. Это был его реальный путь, его выбор.
Невероятно доподлинны Владимир Горюшин в роли первого концертного директора Валерия (в сериале его зовут Ефим Михайлович Зильберман) и Роман Полянский в роли второго продюсера певца Эдика Лосева. Имена реальных продюсеров в фильме изменены.
Перечислять удачные попадания в персонажей и великолепную актёрскую игру почти всех занятых в сериале «Эти глаза напротив» можно долго. Их там несколько десятков!
Несмотря на некоторые биографические «вольности» сценария сериала, за перипетиями сюжета зритель всё равно смотрит с огромным удовольствием и особым напряжением и интересом именно благодаря артистам, задействованным на этом проекте. Убедитесь сами!
Вместо Ободзинского его песни исполнил… Олег Ларин. Кто он?
«Подмену» заметили все, кто знал и любил Валерия Ободзинского. Перед выходом сериала в прокат его создатели сообщали, что в фильме прозвучат оригинальные записи певца. Их специально оцифровали на фирме «Мелодия», где работала младшая дочь Валерия Владимировича – его тёзка Валерия.
Но когда состоялась премьера байопика на 1tv, народ обомлел: голос певца за кадром – это не Ободзинский! Хотя чем-то и похож. Такой же мягкий, бархатистый (как тогда говорили – ласковый) тенор. Но в нём не оказалось драматизма (нередко с надрывом), особой протяжности, объёма и глубины неповторимого вокала, которым обладал любимец миллионов.
Наверное, никто и не заметил, что в финальных театрах каждой из восьми серий указано, что песни в сериале исполняет Олег Ларин. Ларин - мало кому известный, но прекрасный певец, профессионал (он закончил музучилище при Институте им. Гнесиных как «серьёзный», академический вокалист, но выбрал сольную карьеру исполнителя эстрадных песен и романсов).
Что случилось? Почему произошла «подмена»? Был форсмажор. В одном из интервью режиссёр-постановщик сериала «Эти глаза напротив» рассказал, что они до последнего надеялись - у них всё получится, и в фильме зазвучит голос самого Ободзинского.
- Для нас это было очень важно. И мы договорились с правообладателями записей: дочерьми, жёнами артиста. Но когда закончились съёмки и начался монтажно-тонировочный период, вторая жена Ободзинского Лола очень активно выступила против, - поведал, никого не обвиняя, Сергей Комаров.
И пришлось срочно искать другого тенора, который бы озвучил те полтора десятка песен Валерия Ободзинского, которые звучат в сериале, что называется, близко к оригиналу. Конечно, в театральном вузе Алексея Барабаша, исполнителя главной роли в байопике, обучали основам вокального мастерства. Но петь «как Ободзинский» он не мог!
Сроки поджимали. Кто-то из постановочной команды порекомендовал попробовать Олега Ларина, певца, который занимался сольной карьерой. Попробовали – получилось!
Олег поёт «за Ободзинского» с огромной любовью и трепетом, стараясь доподлинно воспроизвести знакомые несколькими поколениями поклонников любимые интонации Валерия Владимировича. Где-то недотягивает (у Ларина всё же не драматический, а скорее лирический тенор). Но в большинстве своём он отработал в этом сериале на твёрдую четвёрку и даже с плюсом.
Так что советуем послушать, как Олег «перепевает» знакомые многим с юности «шлягеры» Валерия Ободзинского. Думается, разница в голосах уже после первой-второй звучащей в сериале песни покажется вам незначительной и вполне приемлемой. Главное – атмосфера, очарование знакомого образа, память, поэтика и великая музыка!