Термин «фовизм» происходит от французского слова «fauve» – «дикарь», «хищник». Он зародился в 1905 году благодаря группе смелых парижских художников. Как не спутать фовизм в живописи с другими стилями? Разбираемся с экспертами за три минуты.
«Широкие инстинктивные мазки и нереалистично-яркие тона – может показаться, что такой подход противоречит хорошему вкусу», – такое впечатление фовизм в живописи производит на консервативного зрителя, говорит искусствовед Наталья Леванова.
Это ощущение и подтолкнуло критика Луи Восселя на Осеннем парижском салоне в 1905 года придумать название скандальной группе художников. В неё входили Анри Матисс, Морис де Вламинк, Андре Дерен, Альбер Марке, Эосиф Боннар, Отто Дикс, Рауль Дюфи.
«Дикие!» – творцы с гордостью подхватили эпитет, и коллекционеры принялись скупать их картины.
И не зря. Уже через два года объединение друзей распадётся. Но его наследия хватит на столетие вперёд. Так что же такое фовизм? Разберёмся в статье-памятке, которую Добро.Медиа подготовило вместе с искусствоведами.
Первая подсказка про фовизм в живописи: яркие цвета отражают эмоции
Яркие, неестественные краски, которые художники брали прямо из тюбиков – главная черта, по которой узнаете фовизм в живописи.
«Начиная с эпохи Возрождения, цвет был дополнением к рисунку, а не полноправным участником живописи. Фовисты предложили новый приём», – говорит искусствовед Наталья Леванова.
Фовисты стремились освободить цвет от его привязанности к реальным объектам, замечает художница Бетельгейзе. Они использовали его, чтобы передать эмоции, а не отразить реальный оттенок предмета.
Фовисты разочаровались в традиционных формах и современных тенденциях, считает основатель консалтингового агентства в сфере искусства «Knower Create» и куратор студии мультимедиа «CATS Digital» Кристина Олешкевич. Они устали от импрессионизма, где реальность передают через мягкие, неясные краски. И стали искать новое.
«Фовизм отражал дух начала XX века, быстрого прогресса, противоречий и конфликтов, – замечает Кристина Олешкевич. – Творцы их не боялись. Они предпочитали использовать яркие, неестественные цвета, чтобы создать на холсте атмосферу радости, восторга и оптимизма».
Цвет и свет способны передать больше информации, чем линии, формы и правила искусства, считали фовисты. Главной задачей художники провозгласили отражение эмоций.
Этим открытием позже воспользуются экспрессионисты. Но была у цвета в фовизме и другая функция.
Вторая подсказка про фовизм в живописи: нарушение канонов
В работах фовистов вы не увидите чётких линий и контуров. Они пренебрегали правилами перспективы и пропорций, что создавало ощущение динамики в картине. Предпосылка такого подхода – ослабление контроля традиционных художественных институтов.
«Художники отказывались от стандартов. В итоге мир получил более смелые, произвольные и оригинальные произведения», – говорит Кристина Олешкевич.
Предельная простота, демонстративное огрубление форм, мазков и контуров сближают фовизм с примитивизмом, замечает искусствовед Наталья Леванова. Но фовисты довели открытость художественного приёма до пределов экспрессии.
«Иногда фовизм в живописи рассматривают как французскую версию экспрессионизма, – говорит эксперт. – Но у фовистов цвет был не только выразительным элементом, но и техническим. Например, на многих картинах Матисса перспектива складывается за счёт градации синего цвета».
В отличие от импрессионизма и пуантилизма (когда пишут точками и мазками), цвет в фовизме не распадается на мелкие фрагменты и редко образует абстрактные композиции.
Фовисты писали на буржуазные темы, обращались к античности и использовали принципы академической композиции. Но разве могут «дикари» писать такие сюжеты?
Третья подсказка про фовизм в живописи: любовь к контрастам
Контраст света и тени – ещё одна яркая черта фовизма в живописи. Его использовали, чтобы создать в произведениях объём и глубину.
«Фовисты сопоставляли контрастные цвета: красный и зеленый, оранжевый и голубой, желтый и фиолетовый. При этом в каждой паре один цвет будет тёплым, другой – холодным. Это усиливает красочные свойства», – подчёркивает искусствовед Наталья Леванова.
Но самый необычный контраст в другом. Фовисты критически относились к общепринятой художественной системе и… не гнушались пользоваться приёмами предков и современников. Некоторые идеи они заимствовали со средневековых витражей и романского искусства, другие – из традиции японской гравюры.
Даже элементы их философии – продолжение манифестов предыдущего столетия. Символисты тоже ставили экспрессию выше реалистического изображения. Такой вот контраст: дикари строят своё направление на великом искусстве и дают дорогу будущим гениям.
Ранее Добро.Медиа рассказывало, как отличить барокко от классицизма в музыке. В статье найдёте комментарии музыковеда и плейлисты с музыкальными произведениями.