«Тяжёлый люкс» нашего книжного клуба - Умберто Эко и его «Имя Розы». Тяжёлый - потому что в этом произведении аж 658 страниц. Носить бумажный вариант с собой было непросто, честно вам скажу. На прочтение мы потратили порядка двух месяцев. Стоило ли это того? Сейчас мы с вами и решим.
Первое, что стоит отметить - это жанр. Исторический детектив. Книга представляет собой очередную версию Шерлока Холмса и доктора Ватсона, но теперь уже в воплощении монахов. Расследование цепочки убийств (спойлер: оно там не одно) вместе с главными героями действительно увлекает. С каждой главой мы вместе с Вильгельмом понимаем, что в древнем бенедиктинском монастыре всё не так чисто и свято, чуть ли не у всех служителей есть свои секреты и грешки за душой. Распутывая клубок сплетен и тайн, главные герои ведут слишком много философских размышлений о вере, рассуждают на тему истории религии, её выдающихся личностях, Боге, свободе слова и доступности знаний. Это именно то, что оттолкнуло меня как среднестатистического читателя. Если можно так выразиться, Умберто Эко - Фёдор Михайлович Достоевский в мире итальянской литературы. С тем же огромным количеством сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, за мыслью которых тяжело уследить ввиду их длины. Описывая фреску, автор обязательно перечислит все сто деталей, изображённых на ней. Чтобы передать отсутствие страха у героя, Умберто перечислит все двадцать вещей, которые не страшны рассказчику. Зачем? Мне и так всё понятно на паре примеров. Что уж говорить о философской составляющей… Умберто Эко, помимо прочего, был учёным, философом и теоретиком культуры. Совокупность этих факторов дарит читателю неподражаемый букет размышлений. «Книги пишутся не для того, чтоб в них верили, а для того, чтобы их обдумывали. Имея перед собою книгу, каждый должен стараться понять не что она высказывает, а что она хочет высказать.»
В защиту данного произведения могу сказать, что оно полно образов и иносказаний, не все из которых дано разглядеть обывателю. Именно поэтому в самом начале я назвала его «тяжёлым люксом». Размышления автора наполняются смыслом только когда ты понимаешь, о чём речь. Так что, возможно, мы с нашим книжным клубом просто ещё до такого не доросли. Конкретно мой опыт прочтения этой книги можно передать цитатой из диалога главных героев:
«Опять не понимаю», - сказал я.
«Господи, как это трудно. Ну ладно…»
И автор продолжает снова и снова декламировать мне философию и религию (при этом будучи атеистом), надеясь на понимание и отклик. Возможно, где-нибудь в старости я снова обращусь к «Имя Розы». Но пока что оставляю её для тех, кто считает себя истинной интеллигенцией.