- Расположен на улице Советская, 80
В этом доме с 1921 по 1927 год жил граф Александр Георгий Людвиг Юлий Медем (1877 -1931). Его родителями были лютеранин Оттон Павел Теодор Юлий Медем и православная Александра Дмитриевна Нарышкина. Родители Оттона согласились на свадьбу только при условии, что их внуки будут лютеранами. Лично разрешение на это дал император Николай Второй, т.к. по законам Российской империи такое допускалось лишь в исключительных случаях.
У молодой пары рождаются сын и три дочери. Когда его жена Мария Федоровна была беременна средней дочерью, то заболела холерой. В результате родившаяся в 1908 году дочь Елена не могла говорить, сознательно владеть телом и даже жевать. Лучшие врачи России и Швейцарии не помогли. Тогда Александр Медем построил в 1913 году на хуторе православный храм во имя святой Елены. А затем сам перешел в православие в 1916 году, жена и дети же были крещены в православии.
После революции 1917 года имение Александрия было национализировано. Семья переехала в соседний Хвалынск, где ее временно приняли друзья. На первых порах семья и прислуга жили на «хуторские» запасы и имеющиеся в наличии средства. Эмигрировать удалось лишь отцу Александра Оттону Людвиговичу, брату Дмитрию и позднее сыну Федору.
Самого Александра Оттоновича как бывшего «эксплуататора» и «буржуя» неоднократно арестовывали, чему предшествовали обыски в квартире. Его дочь вспоминала:
«Это для пришлых представителей власти мой отец был помещик и “классовый враг”. Местные коммунисты и рядовые люди, знавшие и любившие “графа” как человека, не раз выручали его»
Испытания закалили душу Александра Оттоновича. Его жена сообщает в одном из писем:
«За эти годы он необыкновенно вырос нравственно. Такой веры, такого мира и спокойствия душевного, такой истинной свободы и силы духа я в жизни не видела. Это не только мое мнение, могущее быть пристрастным, – все это видят, и этим мы живы – больше ничем, ибо самый факт, что мы такой семьей существуем, не имея ничего, кроме надежды на Господа Бога, это доказывает…»
17 мая 1929 года, после очередного освобождения из-под стражи, Медема Александра Оттоновича лишили права проживания в Нижневолжском округе, сроком на три года.
Пробыв в Хвалынске установленный срок – около двух недель, налегке Александр Оттонович отправился в Сызрань. Благо, что город находился рядом с Хвалынском и у Медемов там были знакомые. Относительное благополучие семьи было недолгим. 11 декабря 1930 года Александра Оттоновича вновь арестовали. На допросах он, как грамотный юрист и порядочный человек, держался благородно и достойно.
Александр Медем скончался 1 апреля 1931 года от отека легких в тюремной больнице. 3 апреля дело в связи со смертью заключенного прекратили. 10 июня 1999 года Александр Оттонович Медем был реабилитирован.
20 августа 2000 года решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Александр Медем был прославлен в лике святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
В 2007 году в бывшем имении Медемов был восстановлен храм, освященный во имя святых равноапостольных Елены и Константина, а в 2010 году в Хвалынске открылась православная классическая гимназия, названная в честь святого Александра Медема. Сегодня это одно из лучших учебных заведений района. В ноябре 2014 года при гимназии открылся общедоступный музей, посвященный истории жизни графа Медема.
Этот дом также связывает семью Медема с ещё одним выдающимся человеком – действительным членом Императорской Академии художеств, Русского географического общества, крупнейшим в дореволюционной России архитектором, реставратором и археологом, исследователем и пропагандистом древней русской архитектуры Сусловым Владимиром Васильевичем.
Он родился в Москве, с малой серебряной медалью окончил курс Московского училища живописи, ваяния и зодчества, затем закончил обучение в Императорской Академии художеств со званием классного художника 1-й степени.
В 1880-е гг. Владимир Васильевич предпринимает ряд экспедиций по изучению архитектуры России, Швеции, Норвегии, Германии, Франции и Италии, во время которых был собран значительный и уникальный материал по изучению древних памятников архитектуры, собраны предметы археологии и этнографии.
По итогам экспедиций были изданы научные труды:
Суслов В.В. в разные годы привлекался к реставрации известнейших памятников русской архитектуры. Восемь лет он посвятил реставрации Софийского собора XI века в Великом Новгороде.
Трагические события революции 1917 г. и неспокойная ситуация в Петрограде повлияли на переезд семьи академика Суслова на родину жены – в имение при с. Сухая Терешка в Хвалынском уезде. Так Любовь Михайловна с детьми Анной, Ольгой, Людмилой, Татьяной, Елизаветой и сыном Орестом оказались на Волге. Сам Владимир Васильевич не мог бросить работу и остался в городе на Неве.
В 1918 году произошла реорганизация Академии художеств, профессорский состав был фактически выгнан на улицу со службы и выселен из академических квартир. Суслову пришлось в условиях голода и ухудшающегося здоровья искать новое жилье, переезжать с квартиры на квартиру.
«Новые жильцы» обкрадывали Владимира Васильевича пока тот был прикован к больничной койке.»
Семье архитектора в Хвалынске в это время также приходилось тяжело. Имение родителей было национализировано. Любовь Николаевна с детьми и матерью была вынуждена перебраться в Хвалынск, где они стали снимать две комнаты в доме родителей К.С. Петрова-Водкина. Ситуация с продовольствием все ухудшалась. В феврале 1920 г. сыпным тифом заболели и вскоре умерли сначала Любовь Николаевна, а следом её мать. Дети остались одни. Старшей Анне к этому времени было 16 лет, а младшей Лизе – всего 2 года. Большую помощь сиротам в то время оказал граф Александр Оттонович Медем, устроив их на квартиру к З.М. Мальцевой.
Весной 1920-го года Владимир Васильевич добивается командировки от Отдела по охране, учёту и регистрации памятников искусства и старины Наркомпроса и отправляется за детьми в Хвалынск.
«В Хвалынск я прибыл около 1-го июня нового стиля, едва добравшись по своему нездоровью. Здесь увидавшись со своими детьми, я, как бы, воскрес душой, но силы были настолько слабы, что я определился в местную хвалынскую санаторию, где и пробыл с 12 июля по 16 сентября, 1920 г. Обстановка была более или менее благоприятна. Меня посещали дети. Лечение мое не принесло пользы; недомогания остались почти в той же силе.
С 16 сентября 1920 г. до сих пор я снова нахожусь среди детей и почти все время прикован к кровати.
Здоровье мое по временам, то лучше, то хуже, вообще же, как будто идет даже на убыль, может быть, это происходит от недостатка питания; или от навязчивых сжигающих мою душу мыслей, об утрате в Петрограде имущества, и о судьбе детей. Не дает покоя и гнетущее сознание, что я оказался каким то, выброшенным из жизни, в которой я так много принимал участия. Так хотелось бы не падать и духом, и телом, хотелось бы воскресить свою энергию на пользу детям и любимому мною искусству.» - В.В. Суслов
В августе 1921 года Суслов попадает в хвалынскую больницу, где и закончились его мучения.
Выдающийся архитектор, реставратор был похоронен на самой вершине кладбищенской горы в Хвалынске, под куполом небесного свода.
«Выйдя ночью на улицу, я долго бывало, любовался блеском величественного мироздания, и в эти минуты, перед лицом этого огромного движущегося пространства, все мои мелкие огорчения становились ещё мельче. Я успокаивался, и все переживаемое уже не казалось таким мрачным. Мне казалось, что, мчась вместе с миром, я начинаю понимать тщету нашей жизни, и уносясь ввысь, смотрел на значение многих явлений уже с некоторых высот…»
После смерти родителей осиротевшие дети в 1921 вернулись в Петроград. Детей временно определили в семьи сотрудников Отдела охраны памятников, затем устроили в детские дома.
Анна Владимировна Суслова (1903-1999) стала известным филологом-лингвистом, автором нескольких монографий. Много сил потратила на сохранение памяти об отце, сохранению его архива. Часть документов, посвященных семье В.В. Суслова передана ею на хранение в Хвалынский краеведческий музей.