В летний период студенты всех факультетов ОмГПУ оттачивают свои навыки на различных практиках: учебных, производственных и педагогических. Кто-то остается для этого в родном городе, а кто-то отправляется за его пределы и исследует менее знакомые территории. Так, студенты факультета естественнонаучного образования в течение двух недель изучали особенности Северного Урала: от физико-географических особенностей до промышленного производства региона.
Первой точкой маршрута исследователей стал Соликамск в Пермской области — город, богатый историей и природными достопримечательностями. Оттуда студенты отправились в трехдневный поход.
«В первый день мы отправились на Помяненный камень. Общий маршрут был 14 км, а высота 782м. Ближе к вечеру начался сплав на катамаранах и весь дальнейший путь был только по реке Вишера», — рассказывает участница экспедиции Анастасия Саенко.
Помянённый камень по-другому еще называют Колчимским. Этот огромный каменный монолит, высотой более 15 метров. Необычной формой он напоминает гигантскую окаменевшую каплю, застывшую в вечном движении. Геологи считают, что этот уникальный природный памятник был сформирован еще в ледниковый период, более 10 тысяч лет назад.
Вишера — река в Пермском крае, левобережный приток Камы. Она берёт начало на крайнем северо-востоке Пермского края и протекает по западным предгорьям Уральских гор и на большей части своего протяжения является горной рекой. В её верховьях расположен Вишерский природный заповедник. В бассейне реки находятся месторождения алмазов.
Одним из ярких моментов похода стало посещение Камня Писаного — древнего памятника наскального искусства, на котором можно увидеть изображения людей, животных и геометрические узоры. В общей сложности здесь распложены более двух сотен изображений, нанесенных охрой нескольких оттенков. Петроглифы расположены на высоте от 2 до 7,5 м от подножия, поэтому наблюдать их можно только с реки.
«Далее мы были в двухэтажной пещере, которая в зимнее время является укрытием для летучих мышей. Удивительно, но двухэтажная она из-за различных ответвлённых ходов, которые как раз и соединяют этажи», — добавила Анастасия.
В последний день похода студентам удалось увидеть Усьвинские столбы. Наиболее известным фрагментом этого памятника природы является 70-метровая отдельно стоящая скала «Чёртов палец», которую и запечатлела команда вуза.
«В таком подходе я была впервые, но это было незабываемо. Очень рада, что на факультете есть возможность путешествовать, тем более для географов важно, чтобы было, что рассказать ученикам из собственного опыта», — отметила студентка Виктория Фришмут.
«Это были очень интересные, необычные и яркие дни. Думаю, участники получили не только удовольствие от общения, от природы, но и многому научились», — поделилась Анастасия.
Следующие дни практики были посвящены изучению производств Соликамска. Ведущую роль в местной экономике играют предприятия горно-химико-металлургического комплекса, а основной специализацией города является добыча и переработка калийных и магниевых солей.
Студенты успели посетить Соликамский магниевый завод, где им рассказали и показали все стадии производства магния и титановой губки. А в историю предприятия и производства участники практики погрузились благодаря заводскому музею. Подробнее об истории развития промышленной отрасли рассказали в музее «УралКалий». Экспозиции музея базируются на концепции трёх миров и трёх времён — прошлого, настоящего и будущего. Так, на одной площадке соседствуют калийные шахты 30-х годов и огромные детали современных горных комбайнов, а дополняется всё мультимедийными комплексами и даже интерактивной калийной лабораторией.
Перейти к изучению добывающей промышленности помогло посещение Людмилинской скважины, открытой в 1906 году и названной в честь жены тогдашнего владельца Троицкого сользавода И. В. Рязанцева.
Рассолоподъемные скважины на Урале — это специальные сооружения, используемые для добычи природных минеральных рассолов. Это концентрированные водные растворы различных солей, которые образуются естественным путем в недрах земли. При проходке скважины была обнаружена каменная соль с красными прослоями, в которой в 1910 году было обнаружено большое количество хлористого калия. Всё это послужило толчком к открытию в 1925 году геологом П. И. Преображенским Верхнекамского месторождения калийных солей.
Исследование подземелий продолжилось спуском в шахту предприятия «УралКалий» СКРУ-1. Студенты спустились на глубину около 400 м, чтобы узнать, как добывается карналлит.
Карналлит — это природный минерал, представляющий собой двойную соль хлорида магния и хлорида калия. Он имеет красноватый или розовый оттенок из-за примесей брома, рубидия, цезия и железа или наличия других окрашивающих минералов, например, гематита, который может усиливать интенсивность цвета.
«День посещения шахты был самым запоминающимся: спуск на 400 метров под землю, ощущая солидный вес шахтерского снаряжения. Мы увидели проходческий комбайн, пообщались с рабочими, рассказавшими о своей работе, условиях труда, посетили подземный горный участок ремонта электромеханического оборудования. Для меня решение на спуск было непростым, потому что, честно, я боялась спускаться из-за глубины и закрытого пространства. Но благодаря нашим сопровождающим я чувствовала себе спокойнее, и во время экскурсии интерес был сильнее страха. Хочется выделить заместителя главного инженера Сергея Николаевича Окатьева. Он — человек, который любит свою работу и прекрасно разбирается в ней, знает абсолютно все, так как работал на разных секторах. Очень здорово, что есть такие люди, горящие своим делом», — поделилась Виктория.
Изучение культурных особенностей «солонки» России продолжилось в Соликамском краеведческом музее и музее «Палата Строгановых», Свято-Троицком Соликамском мужском монастыре, который советские годы был пересыльной тюрьмой, и Пермском государственном университете.
Отдельно студенты отметили Мемориальный ботанический сад Г. А. Демидова. Коллекция музея живой природы состоит из более 2.500 видов растений на площади в 7 Га. Здесь проводятся работы по выведению растений, изучению биологического разнообразия флоры Урала и сохранению генофонда редких и исчезающих видов растений.
«В Ботаническом саду мы прошли специальную тропу и увидели множество растений, разделенных на тематические зоны: „Японский сад“, „Французский сад“ и т.д. Пространство музея очень велико, соответственно мы прошли лишь небольшую его часть», — рассказала Виктория.
Студенты отмечают, что главная задача практики — изучение разных типов и рангов территориально-производственных систем, а также знакомство с особенностями природы и экологическими проблемами районов.
«Когда ты вживую видишь производство, например, магниевого завода, в голове складывается совсем другая картинка, чем при теоретическом изучении. После такого начинаешь даже мыслить по- другому. В преподавании географии это очень поможет при объяснении тем, потому что рассказ основывается на собственном опыте. На практике мы получали знания и расширяли свой кругозор: даже во время дороги в поезде мы наблюдали, как меняется природная зона и ее особенности. То есть практика началась с первых часов в поезде, а не только по прибытии в другой регион. Мы заметили отличия не только в местности, но и в людях. Другой город — другой национальный состав, соответственно, отличается разговор и манера поведения, это тоже привлекло мое внимание. Практика прошла интересно, каждый день был запоминающимся и продуктивным», — добавила Виктория.
Для многих было важно закрепление и углубление знаний, полученных по курсам экономической и физической географии России, географии населения, основ промышленного и сельскохозяйственного производства.