Найти тему
Русский мир.ru

Родник искусств

Оглавление

В начале ХХ века вышивки смоленских крестьянок, как и другие изделия талашкинских мастерских, произвели сенсацию в Париже, Лондоне, Праге. О них с восхищением писали европейские газеты и журналы. Искусствоведы посвятили им восторженные аналитические статьи. Вышитые скатерти, салфетки, полотенца, шторы, ширмы, подушки и мебель после выставок мгновенно разлетелись по музеям и частным коллекциям.

Текст: Татьяна Нагорских, фото: Александр Бурый

Европейский триумф смоленских кустарей стал возможен благодаря усилиям женщины, которая всю свою жизнь ратовала за возрождение русской традиционной художественной культуры как «жизнетворческой силы», – мецената, просветителя, коллекционера княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. В своих смоленских владениях Талашкино и Флёново она создала уникальный художественный, образовательный и культурно-просветительский центр, получивший европейскую известность. По словам ведущего научного сотрудника Историко-архитектурного комплекса «Теремок» Смоленского государственного музея-заповедника Тамары Викторовны Исаченко, «здесь создавались произведения, в которых удачно сочетались традиции народного искусства и новейшие тенденции рубежа XIX и ХХ веков».

Талашкино и Флёново — прекрасные уголки природы средней полосы России
Талашкино и Флёново — прекрасные уголки природы средней полосы России

СОДРУЖЕСТВО, СОТВОРЧЕСТВО, СОТРУДНИЧЕСТВО

В широком представлении Талашкино и Флёново воспринимаются как единое целое. Однако, по словам Тамары Викторовны, «это два самостоятельных явления. Талашкино – усадьба, где хозяйствовали, жили, трудились княгиня Мария Клавдиевна Тенишева, княгиня Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская и недолгое, но самое яркое в жизни имения время князь Вячеслав Николаевич Тенишев. А Флёново – это сельскохозяйственная школа, художественные мастерские, общежития для мальчиков и девочек, театр, сказочный «Теремок», храм Святого Духа и многое другое».

В конце XIX – начале XX столетия здесь бывали и работали Михаил Врубель, Николай Рерих, Игорь Стравинский, Федор Шаляпин, Сергей Дягилев, Илья Репин, Сергей Малютин, Валентин Серов, Иван Билибин, Михаил Нестеров, Константин Коровин. Практически весь цвет художественной элиты Серебряного века. С одними Тенишеву связывала дружба, другие становились сотрудниками школы и мастерских, третьи гостили, черпая вдохновение из талашкинского родника искусств. Почти четверть века – с 1893 по 1914 год – в этой творческой атмосфере заново рождался забытый к тому времени русский стиль. «Талашкино, наравне с Абрамцевом, было самым известным и значительным пунктом дореволюционной России, где ряд русских художников с большим успехом работал над возрождением народного русского искусства», – писал в 1946 году академик Игорь Грабарь.

Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. 1893 год
Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. 1893 год

Помимо художественных и образовательных проектов княгини Тенишевой и ее близкой подруги и соратницы княгини Святополк-Четвертинской с этим местом также связаны выдающиеся достижения князя Тенишева. «Именно здесь, в Талашкине, сформировался его грандиозный замысел «Этнографического бюро» – масштабного, в рамках всей страны, этнографического исследования русского крестьянства, программу которого он разработал и осуществил. Этот бесценный для потомков труд князь финансировал из собственных средств. С 1897 по 1900 год в Талашкине Вячеслав Николаевич на посту генерального комиссара трудился над созданием русского павильона для Всемирной выставки в Париже. Его колоссальный труд был высоко оценен российским и французским правительствами. Успех России на этой выставке – заслуга князя Тенишева и его супруги Марии Клавдиевны», – пояснила Тамара Викторовна. Так, в отдаленном от столиц живописном уголке Смоленской губернии задумывались и претворялись в жизнь проекты, девизом которых были пушкинские строки: «Мой друг отчизне посвятим // Души прекрасные порывы». Ведь, по замечанию научного сотрудника, «люди, которые здесь жили и работали, были действительно патриотами своей страны».

Князь Вячеслав Николаевич Тенишев. 1900 год
Князь Вячеслав Николаевич Тенишев. 1900 год

Сегодня бывшие владения Тенишевых объединены в Историко-архитектурный комплекс «Теремок» в составе Смоленского государственного музея-заповедника. О прежней дворянской усадьбе ныне напоминают только высокие старые липы, тополиные аллеи и каскад прудов. Усадебный дом, увы, не сохранился. Представить, каким он был, можно по заметкам гостившей здесь Ольги Базанкур: «Хочется описать прелестный старый дом. Он низенький, приземистый, весь закутавшийся во вьющуюся зелень, как старинная щеголиха в платье с оборочками».

Зимой окрестные дали и сохранившиеся строения школы, Теремка и храма окутаны пышными сугробами. Их белизна созвучна белоснежным домотканым холстам смоленских крестьянок. Летом же здесь необычайно красиво, живописно, оживленно. Все утопает в яркой зелени и пронизано благоуханием роз – любимого цветка Марии Клавдиевны. При княгине на территории были разбиты огромные розарии. Сегодня сотрудники музея стремятся восстановить прежний облик этого места. Уже посажено около 150 кустов роз. И это только начало.

Балалаечный оркестр Талашкинской школы. Начало ХХ века
Балалаечный оркестр Талашкинской школы. Начало ХХ века

ЗАРОНИТЬ ИСКРУ БОЖИЮ

Много хорошего в этом месте было сделано по замыслам и при деятельном участии Марии Тенишевой. Подробно об этом мы писали в статье «Жар-птица русского Возрождения» (см.: «Русский мир.ru» №1 за 2012 год). На сей раз, вновь прогулявшись по историческим местам вместе с Тамарой Викторовной, мы обратились к истокам европейского триумфа дорогого сердцу княгини талашкинского детища. Нам хотелось понять, как художественные изделия смоленских крестьян покорили Европу и прославили Россию.

Тенишева не раз признавалась в любви к своему народу, она верила, что «в нем будущность России, нужно только верно направить его силы и способности». В 1894 году во Флёнове совместно с княгиней Святополк-Четвертинской она открыла сельскохозяйственную школу для сиротских крестьянских детей. Княгиня писала, что при приеме в школу «руководствовалась тремя соображениями: дети должны быть действительно сиротами, непременно Смоленской губернии и даже предпочтительно Смоленского нашего уезда, ближайших деревень и, наконец, не моложе девяти лет. Крестьянский ребенок только с этого времени начинает осознавать себя». В первый же день было набрано 150 учеников. В дальнейшем, после ряда преобразований, в школу принимали уже не только сирот.

Здание сельскохозяйственной школы
Здание сельскохозяйственной школы

Помимо преподавания общих и сельскохозяйственных предметов задачей учителей было «заронить в душу своих питомцев искру Божию», выявить предназначение каждого ученика. «Есть ли безусловно неспособные люди, за исключением полного вырождения? – задавалась вопросом Мария Клавдиевна. – Нет, я твердо верю, что всякому человеку можно найти применение и собственный путь. Наука не дается – надо попытаться попробовать силы в другом. Надо подметить, изучить склонности и, поощрив их, направить на что-нибудь подходящее».

Учебный класс школы с подлинными библиотечными шкафами Тенишевых
Учебный класс школы с подлинными библиотечными шкафами Тенишевых

На первый взгляд звучит как утопия. Но благодаря самостоятельно разработанным княгинями уставу и программе, тщательно подобранным учителям из Петербурга, Варшавы, Москвы, а также отношению к каждому ребенку как к личности многое удавалось. «Школа была местом, где обиженный судьбой ребенок мог не только научиться читать и писать, где его не только одели, обули, накормили, но еще и создали условия, при которых он развивается, – поясняет Тамара Викторовна. – Обширная библиотека, собрание произведений народного искусства «Талашкинская скрыня», театр, балалаечный оркестр играли важную роль в воспитании учеников. Не обязательно ребенок должен был состояться как музыкант или певец, но он должен был состояться как личность разносторонняя, образованная, воспитанная». Кроме того, любой выпускник, выказавший особое расположение к наукам, творчеству, ремеслу или иному виду деятельности, имел возможность получить дальнейшее образование на стипендию княгинь. В том числе и за границей. В воспоминаниях Тенишевой имеется забавный случай, когда один «малой» изъявил желание стать «цирульником». Его отправили в Петербург, к модному куафёру Делькруа. Отучившись, «он стал «мосье Арсен», зарабатывает несколько сот рублей в месяц – это из лентяя Артюшки-то».

На переднем плане — кресло с вышивкой по эскизу М.К. Тенишевой. Вышивала Евлампия Самусева. 1903–1905 годы
На переднем плане — кресло с вышивкой по эскизу М.К. Тенишевой. Вышивала Евлампия Самусева. 1903–1905 годы

Ученики Талашкинской школы обязательно изучали ремёсла. Мальчики – столярно-плотничное, гончарное, корзиночное, шорное, кузнечное. Как писала Тенишева, «школа дала мне еще и художников. Вышли отличные резчики по дереву, рисовальщики. В русском мужичке всего найдешь, только покопайся. <…> В массе много способных и даже талантливых». Девочки занимались рукоделием. «Учились шить белье и одежду, изучали различные техники вышивания и кружевоплетения. Много времени уделялось вышиванию шелком и бумажными нитями по образцам из модных журналов и эскизам профессиональных художников», – замечает Тамара Викторовна. С 1900 года совместное обучение девочек и мальчиков благотворно сказалось на воспитании последних. В отчете школы за 1901 год отмечено: «Мальчики заразились опрятностью от девочек, перестали сквернословить и начали пользоваться носовыми платками».

Образцы вышивок талашкинских мастерских. Современное воспроизведение. Вышивальщица — О.В. Рублевская
Образцы вышивок талашкинских мастерских. Современное воспроизведение. Вышивальщица — О.В. Рублевская

В настоящее время здание сельскохозяйственной школы реконструировано. Сегодня можно посидеть за партами, выполненными по образцу XIXвека, поучиться писать прописи пером, обмакивая его в чернильницу, сравнить современные и столетней давности школьные предметы и школьную форму. Увидеть вышивки, посуду, резные изделия и хозяйственные предметы, созданные прежними учениками школы. Как когда-то делала княгиня, в новогодние праздники в учебном классе наряжают большую елку, в любую пору ставят театрализованные представления и проводят музыкальные вечера.

Резная мебель по проекту Сергея Малютина. На столе — ендова художника А.П. Мишонова
Резная мебель по проекту Сергея Малютина. На столе — ендова художника А.П. Мишонова

СЕРДЦЕ РАДУЕТСЯ

Ремесленные занятия в сельскохозяйственной школе положили начало талашкинским художественным мастерским и позволили княгине Тенишевой реализовать давнюю мечту. «Мне давно хотелось осуществить в Талашкине еще один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве. Наши деды сидели на деревянных скамьях, спали на пуховиках, и, конечно, эта обстановка уже перестала удовлетворять современников, но почему же нельзя было построить все наши кресла, диваны, ширмы и трюмо в русском духе, не копируя старины, а только вдохновляясь ею? Мне хотелось попробовать, попытать мои силы в этом направлении, призвав к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего тоже над этим старинным русским, сказочным прошлым, найти лицо, с которым могла бы создать художественную атмосферу, которой мне недоставало», – размышляла княгиня в 1899 году.

Русский художник и архитектор, первый руководитель талашкинских мастерских Сергей Васильевич Малютин
Русский художник и архитектор, первый руководитель талашкинских мастерских Сергей Васильевич Малютин

Таким человеком, по совету Михаила Врубеля, стал художник Сергей Васильевич Малютин, с 1900 года возглавивший талашкинские художественные мастерские. Три года под его началом и по его эскизам создавались из дерева и керамики в «былинно-сказочной» стилистике столы, диваны, стулья, сани, ларцы, рамки, игрушки и многое другое.

Глиняные изразцы по эскизам Сергея Малютина. 1900–1903 годы
Глиняные изразцы по эскизам Сергея Малютина. 1900–1903 годы

В 1903 году Малютина сменил талантливый выпускник Строгановского училища Алексей Зиновьев. Его влияние сказалось в гармоничном сочетании особенностей русской старины и стиля модерн. Художественный критик Сергей Маковский писал о произведениях Зиновьева, что «формы их не подражают слепо крестьянскому кустарничеству; они уже в значительной степени – современные, наши формы, гармонирующие с двадцатым веком; и вместе с тем орнамент, обивка, иные случайности линий, мелочи, на первый взгляд едва заметные, – словом все, что дает обстановочному предмету его физиономию, – национально, близко народному чутью красоты».

Мечта Марии Клавдиевны Тенишевой во многом осуществилась. Изделия, создаваемые в мастерских, не копировали старину, а лишь вдохновлялись ею. Они гармонично вписывались в городской интерьер начала ХХ века. Творческие задачи в мастерских решались в двух направлениях. «С одной стороны, художники, в том числе и Тенишева, придумывали вещь, а талантливые мастера ее воплощали. С другой – ремесленники приносили уже готовые балалайки, сани, холсты, которые дорабатывались по эскизам профессиональных художников, украшались резьбой, росписью, вышивкой. Происходило слияние идей, опыта, мастерства и начиналось сотворчество. За счет этого улучшался художественный облик изделий», – поясняет Тамара Викторовна.

Восстановленная изразцовая печь по проекту С.В. Малютина 1900-х годов
Восстановленная изразцовая печь по проекту С.В. Малютина 1900-х годов

Постепенно, по словам Тенишевой, «Талашкино сделалось целым особым мирком, где на каждом шагу кипела жизнь, бился нерв, создавалось что-то, ковалась и завязывалась, звено за звеном, сложная цепь. Набралась кучка способных мальчиков, частью из школьников, в которых я подметила способности (как, например, Мишонов), частью из пришлых, прослышавших, что в Талашкине можно научиться художествам. <…> везде жизнь кипит. В мастерской строгают, режут по дереву, украшают резную мебель камнями, тканями, металлами. <…> В другой мастерской девушки сидят за пяльцами и громко распевают песни. Мимо мастерской проходят бабы с котомками за пазухой: принесли работу или получили новую. Идешь – и сердце радуется».

Деревянное резное многокрасочное панно "Садко — богатый гость" по проекту С.В. Малютина. 1900–1903 годы
Деревянное резное многокрасочное панно "Садко — богатый гость" по проекту С.В. Малютина. 1900–1903 годы

ВЫШИВАТЬ ПО-СТАРИННОМУ

Уже в первые годы своего существования талашкинские мастерские стали центром, куда стремились и ремесленники со всей округи, и выдающиеся деятели культуры со всей страны. Ведь «там многое своеобычно. Дело широко открыто всему одаренному, всем хорошим поискам», – писал Николай Рерих.

Для продажи изделий талашкинских мастерских Тенишева открыла в Москве, на углу Столешникова переулка и улицы Петровка, магазин с говорящим названием «Родник». Именно «родником искусств» – источником творчества и вдохновения – называл Николай Рерих Талашкино. Позже такой же магазин появился и в Смоленске. Все товары – от мебельных гарнитуров до детских игрушек – пользовались популярностью у дворян, крестьян, городских жителей. Высокохудожественная продукция мастерских была по карману многим. Очень скоро о талашкинских начинаниях заговорили и в России, и за границей. Как свидетельствовала дочь Сергея Малютина Ольга, «заказы поступали даже из Лондона. Англичане очень интересовались набойкой и деревянными резными предметами, а также шторами и скатертями вышитыми».

Мечтой Марии Клавдиевны Тенишевой было наполнить подлинно русским искусством современные интерьеры
Мечтой Марии Клавдиевны Тенишевой было наполнить подлинно русским искусством современные интерьеры

Вышивальная и красильная мастерские были предметом особых забот Марии Клавдиевны: «...как бы хорошо было дать возможность крестьянам заработать в зимнее время, особенно женщинам. Ведь крестьянки в длинные зимние месяцы или перебиваются с трудом <…> или идут на фабрики, в город, искать заработка, бросая семью, детей, <…> У меня возникла мысль воспользоваться сохранившейся еще среди наших смоленских крестьянок традицией и привлечь тех из них, которые еще не забыли украшенных вышивками своих нарядов и помнили способ старинной растительной окраски». Поначалу дело шло туго. После ярких, с преобладанием красного, синего и желтого, местных вышивок цвета, предложенные художниками, крестьянкам не понравились: «они называли их «мутными». Зато пастельная или, как тогда говорили, «припудренная» цветовая гамма из сиреневых, табачных, вишневых цветов хорошо отвечала современному стилю модерн.

Буфет, столик и ширма, декорированная вышивками талашкинских мастерских, по проекту А.П. Зиновьева. 1909–1910-е годы
Буфет, столик и ширма, декорированная вышивками талашкинских мастерских, по проекту А.П. Зиновьева. 1909–1910-е годы

Постепенно крестьянки вошли во вкус и «немного погодя не было отбоя от них». С мастерскими сотрудничали 2 тысячи женщин из более чем 50 окрестных деревень. По воспоминаниям Тенишевой, «материал весь покупался у баб: сукно, пряжа, холсты. Все это у нас окрашивалось, кроилось, подбирались подходящие нитки, и снова шло к ним в работу. Не покидая своей избы, зимой крестьянка, хорошая рукодельница, легко зарабатывала 10–12 и даже больше рублей в месяц, что для них представляло значительные суммы. Между ними были настоящие художницы, мастерицы, с врожденным вкусом, умением и фантазией, тонко видящие цвета и с полуслова понимающие, чего от них хотели. В конце концов мы начали достигать удивительных результатов, и каждая особенно удавшаяся вещь, со сложным рисунком, богатая по краскам, чисто и тонко выполненная, составляла радость и гордость всей мастерской».

Начинали вышивать с небольших салфеточек. Затем появились более крупные вещи: драпировки на окна и двери, обивки для мебели, скатерти, покрышки на рояли, отделки для платьев, подушек, полотенца и многое другое. Вышивки исполнялись как в сложной народной технике «цветная перевить», чисто сделанной «на обе бока» (лицевая и изнаночная сторона практически идентичны), так и шелковыми или шерстяными окрашенными нитками в технике «лицевой глади». В первом варианте крестьянским мастерицам доверялось и художество, и техника исполнения. Во втором – рисунки для вышивок создавали профессиональные художники, включая Тенишеву. В собрании Смоленского музея-заповедника немало талашкинских вышивок, часть из них представлена и в Теремке.

Здание любительского театра, организованного в воспитательных целях княгиней Тенишевой для учеников школы, не сохранилось. Восстановленная роспись занавеса театра "Боян, играющий на гуслях" по эскизу С.В. Малютина
Здание любительского театра, организованного в воспитательных целях княгиней Тенишевой для учеников школы, не сохранилось. Восстановленная роспись занавеса театра "Боян, играющий на гуслях" по эскизу С.В. Малютина

Создавая вышивальную и красильную мастерские, Тенишева решила еще две важные задачи. Во-первых, благодаря ее усилиям самобытное умение шить «на обе бока» смоленские крестьянки не забыли. Ведь в начале ХХ века уже процветали упрощенные брокаровские узоры и быстрая вышивка крестиком. Во-вторых, она всей душой стремилась, чтобы русская старина вошла в современный быт, чтобы не только в музеях можно было ею любоваться. Тогда Марии Клавдиевне многое удалось. Сегодня в Смоленске, как нам рассказали, осталась всего одна рукодельница, владеющая «умением вышивать по-старинному». А значит, нужны новые Тенишевы, чтобы уникальное ремесло не было утрачено.

Образцы вышивок талашкинских мастерских. Начало ХХ века. Из коллекции М.К. Тенишевой
Образцы вышивок талашкинских мастерских. Начало ХХ века. Из коллекции М.К. Тенишевой

ЕВРОПЕЙСКИЙ ТРИУМФ

Судьба распорядилась так, что появление талашкинских изделий на художественной сцене Европы случилось лишь в 1907 году. Исключение составляют только расписанные Михаилом Врубелем на мотивы былин и сказок балалайки, которые выставлялись в 1900 году на Всемирной выставке в Париже и были удостоены там золотой медали. Французы хотели выкупить весь балалаечный оркестр, но Тенишева его сберегла и вернула в Смоленск. «Морскую царевну», «Добрыню и Змея Горыныча», а также изысканных врубелевских «Рыбок» сегодня можно увидеть в Теремке.

Дверной портал с эмалевым фронтоном "Георгий Победоносец, поражающий копьем змия" — собственноручная работа М.К. Тенишевой и итог ее многолетних исследований техники выемчатой эмали. 1908–1911 годы
Дверной портал с эмалевым фронтоном "Георгий Победоносец, поражающий копьем змия" — собственноручная работа М.К. Тенишевой и итог ее многолетних исследований техники выемчатой эмали. 1908–1911 годы

1907 год – знаковая дата в жизни княгини. После революционных беспорядков 1905 года, находясь в вынужденной эмиграции в Париже, она знакомит западную публику с русским народным декоративным искусством из собственного собрания. Выставка, устроенная в залах Лувра – в отделе прикладного искусства павильона Марсан, – имела ошеломляющий успех.

Резные пасхальные яйца. Автор — А.П. Зиновьев. Талашкинские мастерские. 1903–1905 годы
Резные пасхальные яйца. Автор — А.П. Зиновьев. Талашкинские мастерские. 1903–1905 годы

После безоговорочного признания русского традиционного искусства в том же году, как писала княгиня, «я надумала показать Парижу талашкинские произведения и познакомить его с кустарными работами наших крестьянок. Я выписала все оставшиеся у меня на руках после закрытия «Родника» и мастерских вышивки и деревянные изделия, наняла залу на «рю Комартен» (Общество современных художников) и устроила выставку, носящую национальный характер». Она вспоминает, что «успех выставка имела с первого дня, вещи понравились, заинтересовали и художников, и профанов <…> Вся пресса единодушно заговорила о нашей выставке в самых лестных выражениях. <…> мне был очень приятен сочувственный прием нашему родному искусству».

После выставки искусствовед Ольга Базанкур писала: «Все французские и английские журналы полны восторженными статьями, снабженными множеством иллюстраций и восхваляющими как способность русского народа, так и организаторов выставки, популяризирующих русское искусство в Париже». В другой статье она отмечала, что «Сара Бернар, Режан, Пакэн, Дузе и другие известные законодатели мод – все перебывали на этой выставке, приобретая изделия наших крестьянок, и применение этих работ сказалось на парижских модах, на покроях костюмов для гулянья, неуловимо напоминающих наши старинные шушуны и телогреи, не говоря уже о кружевных пальто и отделках платьев, совсем явственно навеянных нашей стариной». В истории костюма обыкновенно принято начинать отсчет русского влияния на европейскую моду с оперных и балетных постановок Русских сезонов Сергея Павловича Дягилева, начало которым было положено также в 1907 году. Теперь же можно смело утверждать, что русское искусство, привезенное талантливым антрепренером, не было подлинным открытием для европейской публики.

В 1908 году, уже после возвращения в Россию, Мария Клавдиевна организовала выставку в Лондоне, в Роял Альберт-Холле. В анонсе значилось, что «княгиня Мария Тенишева устроит специальный показ своих декоративных изделий, вызвавших недавно в Париже сенсацию». Затем были не менее успешные выставки в Праге и снова в Париже, после которых, подводя своеобразный итог подвижнической деятельности княгини, Николай Рерих напишет: «Из истории русского искусства Талашкино не выкинуть. Особенно теперь, когда оно так нашумело в Париже».

Живописная территория историко-архитектурного комплекса утопает в яркой зелени и цветах
Живописная территория историко-архитектурного комплекса утопает в яркой зелени и цветах

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

Историко-архитектурный комплекс неслучайно носит название «Теремок». Сказочный расписной деревянный терем в два этажа на кирпичном основании, построенный в 1901 году по эскизам Сергея Малютина, привлекает внимание издалека. «Деревянные затейно-резные ворота указывают путь к навесному крыльцу. <…> Черепичная крыша красивыми шатрами высоко подымается над узорными наличниками окон, расписанными во многие цвета; словно фантастические ожерелья пестрят на темных бревнах разнокрасочные орнаменты: карнизы, барельефы, завитки чудовищных цветов, странные лебеди с распущенными хвостами, лубочныя «солнца», волнистые нити всевозможных кружков, полосок, звезд, квадратов. <…> В них чувствуется особая, «берендеевская» красота», – писал о Теремке художественный критик Сергей Маковский.

Осенью 2023 года после кропотливой двухлетней реставрации Теремок гостеприимно распахнул свои двери. Во времена княгини Тенишевой здесь располагались учительская и ученическая читальни, стояло пианино. Сегодня же представлена фотолетопись Талашкина и Флёнова и их владельцев. На втором этаже – сохранившиеся вышитые, резные, керамические изделия в русском стиле, созданные в талашкинских мастерских. В том числе и балалайки, расписанные Михаилом Врубелем. Мебельный резной гарнитур по эскизам Сергея Малютина, принадлежавший его семье. Керамическое панно «Каменный век. Север. Олени», выполненный другом и единомышленником княгини в деле «русского возрождения» Николаем Рерихом. Завораживающий многоцветностью эмалей и сложностью композиции дверной портал «Георгий Победоносец, поражающий копьем змия», созданный Марией Клавдиевной, которая получила признание и в России, и в Европе как выдающийся эмальер.

Церковь Святого Духа по проекту С.В. Малютина, И.Ф. Барщевского, М.К. Тенишевой. Княгиня писала: "Хотелось дело любви — школу увенчать неугасимой лампадой — церковью, хотелось, чтобы десница Господня с вершины этой горы из века в век благословляла создание любви — народную школу..."
Церковь Святого Духа по проекту С.В. Малютина, И.Ф. Барщевского, М.К. Тенишевой. Княгиня писала: "Хотелось дело любви — школу увенчать неугасимой лампадой — церковью, хотелось, чтобы десница Господня с вершины этой горы из века в век благословляла создание любви — народную школу..."

В центре одной из комнат Теремка стоит деревянное резное кресло с искусно вышитой спинкой и… романтическим флёром. По известным на сегодня данным, таких кресел в мире всего два. Второе находится в Париже в коллекции Ренэ Юлиановича Герра – хранителя тенишевского французского архива. Как рассказала Тамара Викторовна, «эскиз для вышивки был выполнен Марией Клавдиевной, а вышивала дочь местных крестьян Евлампия Самусева. Именно из-за нее талантливый ученик талашкинской школы Саша Мишонов, не доучившись, самовольно покинул Академию Жюлиана в Париже, куда на собственные средства его отправила Тенишева. Дело в том, что он получил письмо от любимой Лампочки, которую в его отсутствие хотели выдать замуж за незнамо кого. История закончилась благополучно. В Смоленске до сих пор живет их внучка». Некоторые посетители Теремка угадывают в вышитых на кресле женских образах черты Тенишевой и Святополк-Четвертинской.

Сказочный домик "Теремок", созданный по проекту Сергея Малютина, подлинный шедевр русского малого деревянного зодчества
Сказочный домик "Теремок", созданный по проекту Сергея Малютина, подлинный шедевр русского малого деревянного зодчества

В Историко-архитектурный комплекс «Теремок» хочется приезжать снова и снова: восхититься природой этого места, его историей и архитектурными памятниками, помянуть добрым словом тех, кто сто лет назад приложил свои силы и материальные средства для возрождения русского стиля и подъема национального самосознания. Это было непросто. Находились те, кто не понимал, критиковал и даже противился усилиям Тенишевой и ее круга, называл это «фантазерством, честолюбием, капризами избалованной женщины». А она недоумевала: «что же случилось с <…> так называемыми образованными сословиями?» И сама же отвечала: «Случилось то, что они дали нам ряд поколений, лишенных патриотизма, и презрительно и недоброжелательно относящихся ко всему русскому. Русское общество веками понемногу теряло свое достоинство, стало стыдиться самого себя, и в наши дни у большинства окончательно исчезло сознание русской национальной идеи». Вторил Тенишевой и близкий ей по духу Николай Рерих: «Почему? Почему наша старая Русь стала далекой для нас, россиян, для русского общества нашего, почему не художники, а чиновники и купцы, не ведающие, что есть национальное искусство, диктуют моду?..»

Портрет М.К. Тенишевой работы художника Я.Ф. Ционглинского. 1896 год
Портрет М.К. Тенишевой работы художника Я.Ф. Ционглинского. 1896 год

Однако Мария Клавдиевна Тенишева никогда не опускала руки в деле служения России: «С ней я связана неразрывно <…> я счастлива и горда, что именно на мою долю выпало познакомить Запад с нашей стариной, с нашим искусством, показать, что у нас было трогательное и прекрасное прошлое». Впечатлившись увиденным, английский художественный критик и историк Эймер Валленс в начале ХХ века писал, что «Россия настолько богата своим национальным искусством, что ей нечего идти искать художественных орнаментальных мотивов где-либо у иностранцев. Скорее, мы должны многое заимствовать у русских кустарей…».

Сегодня в России часто говорят о поисках национальной идентичности. В декоративно-прикладной сфере история талашкинского художественного центра наглядный пример того, как, используя народные мотивы, можно создать что-то новое, модное, востребованное и у нас в стране, и за границей. И при этом сохранить свое национальное лицо.