Найти тему

Почему мы помогаем другим?

В данном исследовании Китайскими учеными выявляется связь между просоциальным поведением детей и родительской теплотой.

Просоциальное поведение является основой гуманных обществ. Хотя предыдущие исследования показали, что родительский стиль является важным фактором, способствующим просоциальному поведению детей, психологический механизм, лежащий в основе этой связи в определенном культурном окружении, остается неясным. Основываясь на теории экологических систем, это исследование стремилось изучить влияние родительского тепла на просоциальное поведение детей и посреднический эффект самоэффективности, а также сдерживающую роль оценки стимулов учителями в связи между самоэффективностью и просоциальным поведением детей. Это поперечное анкетированное исследование, основанное на опросе, собрало данные от родителей и учителей 414 китайских дошкольников (5–6 лет).

Раннее детство является периодом формирования хороших привычек поведения человека на протяжении всей его жизни, поэтому исследователи из разных контекстов, включая Швейцарию, США и Китай достигли общего консенсуса относительно значимости просоциального поведения в отношении детей. Более того, документы, выпущенные правительствами по всему миру, рассматривают просоциальное поведение детей как одну из целей развития.

Текущее исследование направлено на изучение следующих нерешенных проблем. Во-первых, исследования, касающиеся связи между родительской теплотой и просоциальным поведением в китайском контексте, остаются скудными. Предыдущие исследователи, возможно, не осознавали, что Китай претерпел огромные общественные преобразования за последние несколько десятилетий, которые оказали большое влияние на китайские ценности и социальные установки, такие как растущий материализм - ценностная концепция, подчеркивающая важность материального богатства для личной жизни, что может подавлять просоциальное поведение. Избалованный ребенок обычно демонстрирует незрелое поведение. Более того, источники самоэффективности у китайских студентов также отличаются от источников у их западных коллег. Фактически, китайские дети придерживаются различных точек зрения на влияние родительских оценок, оценочной обратной связи и поощрительных сообщений на их самоэффективность.

-2

Дальнейшее изучение того, как различные факторы влияют на просоциальное поведение детей, может дать ссылку на внедрение конкретных рекомендаций от родителей и учителей. Наконец, в системе оценки дошкольного образования Китая появился новый тип метода оценки — оценка поощрения учителей. В отличие от традиционного стандартного метода оценки, «оценка поощрения учителей» фокусируется на основных моментах и ​​интересах детей, а не на слабостях и недостатках, с целью дальнейшего стимулирования процесса обучения детей, а не просто оценки их результатов обучения.

Родительское тепло и просоциальное поведение детей

Различные стили воспитания приводят к различным результатам развития детей. Сочетание двух основных аспектов родительского воспитания (то есть строгости и теплоты) образует четыре стиля родительского воспитания: авторитарный (строгость, но не теплота), авторитетный (теплота и строгость), пренебрежительный (ни теплота, ни строгость) и снисходительный (теплота, но не строгость). Родительское тепло, центральное измерение в этих стилях воспитания, характеризуется положительным отношением родителей к своим детям, эмоциональной поддержкой, принятием и любовью. Теория экологических систем подчеркивает, что как микросистема развития детей семья является важнейшей основой их взаимодействия с внешним миром. Родители, как правило, являются наиболее важными воспитателями, которые обеспечивают базовое образование и заботятся о социальном развитии детей. Их взаимодействие с детьми тесно связано с процессом ранней социализации детей. Теория экологических систем, на которой основано это исследование, хорошо подкреплена эмпирическими данными, которые утверждают, что стили воспитания оказывают решающее влияние на социальное поведение детей). Просоциальное поведение детей состоит из набора форм поведения (например, забота, утешение, разделение, помощь, руководство, спасение, сотрудничество, пожертвование и волонтерство), которые приносят пользу другим. Эмпирические исследования показали, что дети с авторитарным воспитанием, которое относится к стилю воспитания, при котором родители проявляют высокий уровень теплоты и строгости, демонстрируют более дружелюбное и кооперативное поведение.

Что именно иследовали?

В этом исследовании мы изучили модель процесса, в котором родительское тепло будет защитным фактором для просоциального поведения детей. В частности, цель нашего исследования была тройной: (a) изучить влияние родительского тепла на просоциальное поведение детей; (b) исследовать посредническую роль самоэффективности и (c) исследовать смягчающую роль оценки стимулов учителями между самоэффективностью и просоциальным поведением детей. В целом, эти три вопроса исследования образуют модель смягчающего посредничества.

-3

Результаты

Текущее исследование показало, что родительское тепло положительно коррелирует с просоциальным поведением детей. Это согласуется с предыдущими результатами, полученными в США, в котором дети, которые чувствуют теплоту со стороны родителей, с большей вероятностью сформируют предрасположенность к распознаванию и реагированию на потребности других.


Медитативный анализ показал, что самоэффективность опосредует связь между родительской теплотой и просоциальным поведением детей. Этот вывод согласуется с теорией самоопределения, которая утверждает, что удовлетворение трех основных психологических потребностей (т. е. чувства способностей, чувства автономии и чувства принадлежности) является предпосылкой индивидуального действия (например, просоциального поведения). В частности, родительское тепло удовлетворяет психологические потребности детей, оказывая поддержку, поощряя независимое мышление и создавая детям возможность действовать самостоятельно (например, «Когда дела шли не очень хорошо, я все равно верил в способности своих детей и поощрял их», «Даже если мнение моих детей отличается от моего, я все равно уважаю их решение» и «Я проявляю свою любовь к своим детям»). Удовлетворение психологических потребностей прививает детям способность к просоциальному поведению.

В настоящей статье установлено, что защищенная роль самоэффективности в просоциальном поведении детей может быть дополнительно смягчена оценкой стимулов учителей. Аналогичным образом, предыдущие исследования показали, что отношения между учителем и ребенком являются важным механизмом сдерживания в отношении исполнительной функции детей и их поведения социальной изоляции.

Выводы

Это исследование показало, что родительское тепло может влиять на просоциальное поведение напрямую, а также косвенно через посредническую роль самоэффективности. Более того, связь между самоэффективностью и просоциальным поведением детей была смягчена оценкой стимулирования учителей. Самоэффективность оказала большее влияние на просоциальное поведение детей с высокой оценкой стимулирования учителей. Эти результаты продвинули наше понимание механизма, касающегося влияния родительского тепла на просоциальное поведение, и расширили существующую литературу об этой связи в китайских условиях. Результаты показали, что вмешательства, которые могут улучшить их самоэффективность, будут эффективны для ускорения просоциального поведения детей, и школы играют решающую роль в работе с семьями для повышения самоэффективности детей в раннем возрасте.

Оригинальная статья: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S000169182400221X