Найти в Дзене
Литератундра

Неприятие Гамлетом мiра и человека

Оглавление

Дополнительное эссе к продолжающемуся чтению

“Гамлета Щигровского уезда” И.С.Тургенева

«С недавних пор, - почему, я сам не знаю, - я потерял всю свою весёлость, бросил привычные занятия; и мне так тяжело, что это прекрасное строение, земля, кажется мне бесплодным мысом; этот превосходнейший балдахин, воздух, - взгляните, эта великолепная, висящая над нами твердь, этот величественный свод, выложенный золотым огнём, - кажется мне лишь скоплением гнусных и зловредных паров.

Какое мастерское произведение - человек! Как благороден разумом! Как бесконечен способностями! По образу своему и движениям как выразителен и достоин восхищения! Как похож действиями на ангела! Как похож разумением на Бога! Красота мiра! Образец всего живущего! Однако что для меня это существо, квинтэссенцией которого является прах?»

(из “Гамлета” Шекспира в подстрочном переводе М.Морозова).

Что мы можем вынести из этой пространной реплики Гамлета в разговоре с Розенкранцем и Гильденстерном?

1) Гамлет уже подозревает их в сотрудничестве (если не в сговоре) с Клавдием.

2) Кажется, что Гамлет не только недолюбливает окружающих его лжецов, предателей и лицемеров, но и себя самого как одного из представителей человечества. Как будто не других меряет по себе, а себя - по другим людям.

3) Гамлет отказывает некоторым людям или даже всему человечеству в посмертном существовании и воскресении. Квинтэссенция человека - прах. Бог и ангелы в его мiровоззрении есть, но человек как будто навсегда потерял связь с божественным мiром. Почему? Последние времена? Приближающийся “Страшный суд”, о котором выше идёт беседа у Гамлета с университетскими приятелями в контексте мiра-тюрьмы?

4) Мiр - тюрьма, Дания - одна из камер. Материя - зло, причина и источник греховности, страдания. Гамлет в минуты омрачения воспринимает мiр как гностики, для которых Творец - либо злодей, заключивший живые души в телесно-материальную тюрьму, либо бог-недоучка, создавший несовершенную землю, несовершенного человека.

5) Очевидно, что мiровоззрение Гамлета нецелостное, нецеломудренное. То человек - “мастерское произведение”, то “прах”. То земля - “прекрасное строение”, то “бесплодный мыс”. Гамлет раз-двоен и раз-строен. Он внутренне противоречив, несчастлив.

6) Такое ощущение, что Гамлет смотрит на мiр глазами лермонтовского “Демона”:

И дик и чуден был вокруг

Весь Божий мiр; но гордый дух

Презрительным окинул оком

Творенье Бога Своего,

И на челе его высоком

Не отразилось ничего…

7) Также можно вспомнить разговор Ивана Карамазова со старцем Зосимой:

— Неужели вы действительно такого убеждения о последствиях иссякновения у людей веры в бессмертие души их? — спросил вдруг старец Ивана Фёдоровича.

— Да, я это утверждал. Нет добродетели, если нет бессмертия.

— Блаженны вы, коли так веруете, или уже очень несчастны!

— Почему несчастен? — улыбнулся Иван Фёдорович.

— Потому что, по всей вероятности, не веруете сами ни в бессмертие вашей души, ни даже в то, что написали о церкви и о церковном вопросе.

8) Если нет бессмертия души, если Бог и ангелы недосягаемо далеки, то всё позволено? Значит, можно использовать орудие убийства из показного монолога “Быть или не быть” для пресечения жизнедеятельности ненавистных людишек?

9) Если другие достойны смерти, то и сам Гамлет не мнит себя победителем, не бежит от убийц, смотрит смело смерти в лицо, так как и его смерть - справедлива. Чем он лучше других?