Найти тему
Rush Agency

Как защитить репутацию бизнеса в интернете

Оглавление

Несколько лет назад, к нам обратился один чиновник, с просьбой испортить репутацию завода, который недавно выставили на продажу. План у него был «гениальный»: запустить в медиапространство информацию о том, как на предприятии всё ужасно — рабочим не платят зарплату, менеджмент погряз в коррупции и т.п. Данный вброс должен был спровоцировать шумиху в СМИ, и привести к снижению стоимости завода. Затем «нужный» человек купит его по бросовой цене.

Схема чиновника подразумевала под собой уничтожение репутации многих влиятельных лиц Краснодарского края — от топ-менеджеров компании до губернатора. Мы отказали «заказчику» в реализации его плана, но впоследствии узнали о скандале вокруг указанного предприятия и последующей его продаже.

Этот кейс говорит о том, что услуга очернения репутации пользуется спросом и исполнителей для неё предостаточно. Если вы не хотите стать невольным участником скандала вокруг вашего бизнеса и сохранить свою репутацию, то эта статья про управление репутацией в сети для вас.

Мы расскажем о том, как нечистые на руку веб-мастера или конкуренты могут за несколько месяцев полностью уничтожить репутацию бизнеса в интернете. Вы узнаете, что делать в случае, когда мошенники вымогают деньги за то, чтобы они удалили материалы, порочащие честное имя вашей компании. Полетели!

Как и зачем очерняют репутацию в интернете

Предположим, есть фирма, под названием «Рога и копыта», которая занимается реализацией сельскохозяйственных удобрений. Бренд не слишком популярный, а отзывов в интернете по одноименному запросу, нет. Это портрет идеальной жертвы для мошенников.

Веб-мастера создают сайт-отзовик в профильной тематике, а на нем делают отдельную страницу, с заголовком «Отзывы о компании Рога и копыта». Далее ее наполняют фейками по типу: «Два месяца назад сделал предоплату, но поставки удобрений до сих пор нет, буду обращаться в суд».

Подобных отзывов публикуется несколько десятков, также мнимые клиенты ставят низкую оценку предприятию. На данной странице накручиваются поведенческие факторы: боты создают активность реальных юзеров. К тому же на нее проставляются ссылки с авторитетных СМИ, таких как vc.ru, РБК, Forbes и т.п. Эти действия провоцируют алгоритмы Google выводить страницу в топ, поскольку создается впечатление, что сайту можно доверять. Спустя неделю после такой накрутки, ресурс становится на первую строчку по поисковому запросу «Рога и копыта отзывы».

Собственник бизнеса ощущает на себе эффект подобных действий в виде падения продаж. Потенциальные клиенты говорят о том, что прочитали негативные отзывы и не хотят иметь дело с его компанией. Загуглив свой сайт, овнер находит отзовик кучей негатива, который вызывает у него страх и ужас.

-2

После того как прошла шоковая реакция, у владельца бизнеса возникает резонный вопрос «что делать?». Как правило, он находит контакты на сайте и просит удалить негативные отзывы, поскольку они не имеют ничего общего с правдой. Если же «гора не идёт к Магомеду», то мошенники сами выходят на предпринимателя, с предложением удалить чернуху за вознаграждение.

Стоимость удаления составляет, чаще всего, несколько десятков или сотен тысяч рублей. Многие владельцы бизнеса соглашаются и оперативно платят требуемую сумму, чтобы восстановить репутацию фирмы. Однако нет никакой гарантии того, что через некоторое время скамеры вновь не провернут фокус с негативными отзывами.

Для надежной защиты репутации бизнеса рекомендуем обращаться к профессионалам. Перейдя по этой ссылке, вы попадете в наш Telegram-бот. Напишите в нем слово «ЗАЩИТА», и наши аналитики сделают персональный аудит репутации вашего бренда и подготовят стратегию по защите репутации.

Далее расскажем о том, какие действия будут эффективными, если появился риск угрозы вашей репутации. Представим последовательность действий, если ваш бизнес стал жертвой мошенников.

Что делать, если вашу репутацию очернили

Первым делом необходимо оценить ситуацию и идентифицировать угрозу. Для этого нужно выяснить, какой тип информации распространяется и где. Это могут быть отзовики, соцсети, форумы, информ-ресурсы и т.д.

Полезно будет определить, кто именно распространяет негатив о вас. К примеру, это могут быть бывшие сотрудники. В этом случае все плохие истории будут написаны на основе реальных ситуаций, имевших место в вашей компании. Если чернуху распространяют мошенники, то инфа в отзывах будут содержать фейковые кейсы, но при этом очень похожие на то, что могли быть на самом деле.

Немаловажно определить цель распространения негатива. Очевидно, что если с вами связываются с предложением решить вопрос за деньги, то имеет место вымогательство.

-3

Следующим этапом нужно определить масштаб проблемы. Когда очерняющий вашу фирму пост просмотрели и лайкнули в Facebook несколько человек — это не является проблемой. А вот если «разоблачающую» статью на vc.ru прочитали более 10 000 человек, да она ещё и попала в топ по брендовому запросу, тут стоит уже обеспокоиться.

Также следует определить, оказал негатив уже влияние на репутацию компании. Появились ли дополнительные сложности при проведении переговоров с клиентами. Возможно, пострадали продажи или частота заключения сделок.

Действия по нейтрализации угрозы

  1. Сбор информации. Необходимо собрать всю имеющуюся в сети негативную информацию о вашей компании — скриншоты, ссылки и т.п. Также нужно собрать материалы, подтверждающие фейковость распространяемой инфы. К примеру, если в отзыве указано, что у вас приобрели некачественный товар или услугу, запросите в ответном сообщении информацию о покупке. Вероятнее всего, ответа на такое сообщение не последует, что подтверждает: отзыв написан скамерами. Нелишним будет провести внутреннее расследование, чтобы выявить возможный источник слива информации. Достаточно часто в дискредитации компании участвуют нечистые на руку сотрудники.
  2. Блокировка распространения информации. Нужно обратиться к владельцам сайтов, на которых распространяется негативная информация, предоставить им доказательства того, что это фейк, и потребовать её удалить. Обращение в службу поддержки соцсетей позволит убрать дискредитирующие материалы из этого источника. Также доступ к сайтам, на которых распространяется негативная информация можно заблокировать, обратившись в компетентные органы. В РФ — это Роскомнадзор.
  3. Проведение кампании по управлению репутацией бизнеса в сети. В первую очередь опровержение необходимо опубликовать на своем сайте и в соцсетях, представив доказательства того, что распространяемое информация является фейком. Далее нужно подготовить и опубликовать аргументированный ответ на каждый найденный негативный отзыв. Помимо этого необходимо постоянно вести открытый диалог с клиентами и партнерами, чтобы предотвратить их опасения по поводу сотрудничества с вами.
-4

Ещё можно написать статьи в крупных тематических изданиях. Задача таких материалов — обличить мошенников в безосновательных нападениях на ваш бизнес. То есть нужно провести активную PR-кампанию, которая сможет перекрыть негативный фон. Помочь в организации качественной PR-кампании могут только крутые специалисты. Для того чтобы связаться с ними, переходите по этой ссылке.

  1. Обращение в правоохранительные органы. Не стоит пренебрегать и превентивными мерами, которые поспособствуют тому, чтобы мошенники включили заднюю. Если с вас вымогали деньги за удаление негативной информации, это является уголовным преступлением. Советуем собрать как можно больше информации, которая поможет проведению расследования, и обратиться к юристам, чтобы грамотно составить заявление в полицию.

Ко всему вышеперечисленному следует добавить, что отслеживание упоминания компании в интернете, должно быть частью общей стратегии управления репутацией. Следить за тем, что о вас говорят в интернете, нужно не реже одного раза в день. Для этого существуют специальные сервисы, такие как: Brand Analytics, Медиалогия и т.п.

Как защитить свою репутацию

В первую очередь необходимо следить за тональностью поисковой выдачи. Она бывает позитивной, нейтральной или негативной. Под последней подразумевается ситуация, когда в поисковой выдаче стоят сайты с негативными оценками, т.е. ниже четырех баллов. Позитивная выдача — это, когда ситуация, соответственно, обратная: много положительных отзывов и оценки выше, чем четыре балла.

Второе, что нужно знать о защите репутации — это работа с отзывами. Помните, что выдача сайтов услуг и e-commerce может отличаться. Для коммерческих сайтов важно, чтобы поиск выдавал именно сайты-отзовики по запросам, связанным с отзывами о компании. Для отечественных сайтов это могут быть площадки: Otzovik, IRecommend, для зарубежных — Trustpilot, Nicelocal. Не стоит забывать также про Google My Business и Яндекс Карты.

Также рекомендуем следить за своим HR-брендом. Отзывы о вашей компании могут оставлять сотрудники, которые непосредственно формируют репутацию вас, как работодателя.

Еще в выдаче могут быть несколько статей о вашей компании, в которых будет приведен опыт сотрудничества с ней. Они также влияют на общую тональность и репутацию.

Идеальная поисковая выдача должна выглядеть так, как это показано на следующих скриншотах:

  • Ссылка на ваш сайт;
  • 4-5 сайтов-отзовиков;
  • 3-4 статьи. Например, с vc.ru, и других авторитетных ресурсов.
-5
-6

Важно, чтобы в первой десятке выдачи были авторитетные сайты и отзовики, а обусловлено это следующим. Крупные ресурсы, на которых будут размещены материалы о вас в результате грамотно проведенной PR-кампании, имеют высокий авторитет для Google и Яндекс. У них солидный возраст, хорошая история, большой ссылочный вес и т.д. Соответственно, будет сложно подвинуть новорегом с негативными отзывами мощную выдачу из таких площадок, как Forbes, Otzovik, vc.ru и подобных.

Рекомендуем запустить процесс публикации отзывов от ваших клиентов на различных площадках, после совершения покупки. Это сильно бустанет формирование положительной тональности бренда.

Внедрив хотя бы 20% наших рекомендаций, вы сможете защитить себя от 80% нападков со стороны недобросовестных конкурентов и вымогателей. А для того чтобы еще больше разобраться в том, как работает репутация, советуем почитать нашу статью на vc.ru. В ней мы рассказали о том, как помогли одному из наших клиентов сократить количество негативных отзывов на 65%.

Спасибо, что дочитали этот материал до конца. Не забудьте подписаться, чтобы не пропустить следующую полезную статью. И до новых встреч!