Нью-Дели активно развивается за счет удачно появившейся «волны» дешевой нефти, которая хлынула на рынок. Но не совсем понятно, как долго она сможет использовать это преимущество, и что будет делать Россия, ставшая для нее ключевым поставщиком.
Умело пользуясь ситуацией на мировой арене с 2022 года, Индия активно развивает свою нефтеперерабатывающую отрасль и укрепляется на европейском топливном рынке. При этом в самой стране растет спрос на моторное топливо. Для всего Нью-Дели находит нужное количество нефти, причем что самое главное — именно дешевой нефти.
Южноазиатская страна смогла добиться этого за счет невероятно большого потока черного золота из России, а с недавних пор и за счет увеличивающихся объемов поставок из Венесуэлы. Сможет ли она продолжить такой успех и дальше? И чем это обернется для России?
Воспользоваться моментом по-азиатски
В определенном смысле Индия пользуется уникальным окном возможностей. Она развивает свою нефтеперерабатывающую отрасль, а также другие сектора экономики за счет нефти с ценами ниже рыночных, которая хлынула на индийский рынок с 2022 года.
Что-то подобное, хотя и с большими оговорками, ведь это тоже была уникальная ситуация, уже происходило с Китаем. Когда-то Пекин воспользовался сланцевой революцией в США. В Штатах начала огромными темпами расти добыча нефти, из-за чего импорт ближневосточного черного золота в Америку снизился. Страны Персидского залива, разумеется, хотели бы и дальше экспортировать эти объемы, поэтому нашли нового крупного клиента — Китай. С 2000 по 2023 год импорт сырой нефти в Китай вырос с 1,4 млн б/с, до 11,3 млн б/с, что сделало его крупнейшим импортером в мире с глобальной долей 23% в 2022 году.
По сути, американская сланцевая революция дала экономике КНР ближневосточную нефть, за которую не нужно было драться на мировом рынке. Если бы Китай попытался до 2010 года перетянуть на себя поставки нефти из Персидского залива, идущие в США, то ему пришлось бы платить дополнительную цену. Такая дорогая нефть не обеспечила бы того роста экономики КНР, который мы видели последние десятилетия.
Теперь, похоже, настал и черед Индии, хотя она, безусловно, отстает от темпов Китая. Для сравнения:
- импорт нефти Китаем с 1990 по 2022 гг. увеличился с 0,13 млн б/с до 12,2 млн б/с;
- импорт нефти Индией с 1990 по 2022 гг. увеличился с 0,6 млн б/с до 5,8 млн б/с.
С 1990 по 2022 год на долю Китая и Индии приходилось соответственно 32% и 14% прироста мирового импорта нефти. Сегодня Нью-Дели, по сути, получает доступ к российской нефти (и постепенно к венесуэльской), за которую почти не нужно драться с другими потребителями черного золота путем повышения цен. Точно так же, как когда-то КНР не нужно было переживать о ближневосточной нефти, которой попросту некуда было деваться.
В недавнем отчете Morgan Stanley говорится, что сейчас рынок сырой нефти испытывает дефицит, однако уже в 2025-м, скорее всего, появится профицит предложения, а цены на нефть марки Brent даже снизятся до среднего или высокого диапазона в $70 за баррель. Это говорит о том, что России в ближайший год нечем заменить индийский рынок сбыта. Нефти на мировом рынке итак всем хватает, бонусные объемы на постоянной основе никому не нужны. Уйди российская нефть с индийского рынка, ее просто некуда будет поставлять.
Отчасти это может коснуться и венесуэльского черного золота. Оно традиционно шло на китайский рынок, но сейчас есть предпосылки для дальнейшего роста экспорта из латиноамериканской страны и по другим направлениям, включая индийское. По данным Kpler, экспорт нефти из Венесуэлы в июне вырос до 654 тыс. б/с (наивысший показатель с 2020-го, когда американским компаниям выдали специальную лицензию на продолжение бурения).
Недавно, несмотря на возвращение ряда санкций США в отношении Венесуэлы, крупнейший частный нефтеперерабатывающий завод индийской компании Reliance Industries получил лицензию США на покупку нефти в южноамериканской стране. Более того, дочки Oil and Natural и ONGC Videsh подали заявку на освобождение от уплаты налогов на импорт сырой нефти из Венесуэлы.
Сможет ли Индия повторить китайский трюк?
Но надо признать, что Нью-Дели хоть и умело пользуется ситуацией на рынке нефти, ему намного сложнее показать такой же рост экономики, как и КНР. Во-первых, у Китая изначально больше гидропотенциал, что обеспечивает большой объем дешевой электроэнергии. Во-вторых, Китай имеет крупнейшие в мире залежи угля, неплохие запасы нефти, газа. В разы больше, чем у Индии. В-третьих, после кризисов 2008 и 2014 гг., (впрочем, сейчас в мировой экономике тоже неспокойно) принципы глобализации заменяются на протекционисткие меры в большинстве стран мира. Государства Северной Америки и Европы переосмысливают подход выноса производств в Азию. Пример Китая показал, что вместе с переносом заводов с Запада на Восток утекают кадры, технологии, рабочие места и капитал.
Отчасти компенсировать это может низкая (ниже рыночной стоимости) цена на нефть. Индия с 2022 по 2023 гг. действительно получала весьма серьезный дисконт на российскую Urals. К этому надо добавить и огромный объем поставок. По словам вице-премьера РФ Александра Новака, в 2023-м Россия поставила Индии почти 90 млн т (40% потребностей Нью-Дели). Для сравнения: в 2022-м — 45 млн т, в 2021-м — 5 млн т.
Однако хоть в моменте скидка для Индии на Urals и составляла $10-12 за баррель (по оценкам западных аналитических агентств больше), сейчас она явно ниже. Даже в Reuters признали, что в июне 2024-го дисконт составлял не более $3 за баррель.
По это причине возникают вполне закономерные сомнения в том, сможет ли Индия в долгосрочной перспективе рассчитывать на сверхдоходы от переработки российской нефти за счет серьезных скидок. Более того, как рассказал в беседе с «НиК» руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. Губкина Вячеслав Мищенко, не совсем понятно, будет ли РФ так же сильно зависеть от индийского покупателя в будущем.
«Ситуацию с индийской экономикой нельзя рассматривать в отрыве от происходящего в экономике общемировой. Безусловно, Индии есть куда расти. У нее стремительно увеличивается население, она отстает по уровню жизни от Китая, а значит, есть потенциал для роста что в нефтепереработке, что в производстве электроэнергии. Есть, конечно, новые условия, которых не было при росте Китая 20-30 лет назад — „зеленая“ повестка, которая ставит „черную метку“ на угольной генерации. Но, в целом, нефть и газ для Нью-Дели — это все равно серьезный задел для роста экономики страны.
Однако Индия хоть и выиграла от санкционной политики Запада против РФ (а также Ирана и Венесуэлы), не сможет пользоваться такой ситуацией вечно. Да, сейчас у ряда производителей нефти нет выбора, но рано или поздно рынки Запада для России откроются. Может, не в полном объеме, может, с оговорками. Но у компаний из РФ появится альтернатива, что приведет к выравниванию структуры рынка»,
— пояснил эксперт.
По мнению Вячеслава Мищенко, вся эта история должна больше беспокоить не столько Москву, сколько Нью-Дели. Положительное влияние сланцевой революции в США на рост экономики Китая — это технологический процесс, который объективно повлек за собой изменения на рынке нефти. А ситуация с дешевой нефтью для Индии — это больше конъюнктура рынка, чем изменение его структуры.
Однако не стоит фокусироваться только на зависимости России от Индии или наоборот. Уже есть подтвержденные данные о том, что у ряда российских компаний теперь имеются активы в нефтепереработке Индии. Пока сложно описать всю модель взаимодействия российской и индийской сторон в этом сегменте. Но тенденция эта хорошая для всех.
«Российские компании могут получать выгоду не только от поставок сырья, но и от продуктов с добавленной стоимостью — нефтепродуктов, которые идут на тот же европейский рынок, откуда РФ недавно вытолкали. Такой расклад и кооперация в нынешних условиях выгодны и Москве, и Нью-Дели»,
— резюмировал руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. Губкина.
Илья Круглей
Какой газовый хаб для Европы появится быстрее
Ссылка на статью: https://oilcapital.ru/news/2024-07-25/indiyskiy-neftyanoy-ryvok-5148673