«Миллионка» представляет собой район в историческом центре Владивостока, ограниченный улицами Семёновской, Адмирала Фокина, Алеутской и Пограничной. Это несколько кварталов в центре города, построенных в конце XIX — начале ХХ вв. В те времена русский «чайна-таун» отличался от остальных районов Владивостока своей замысловатой архитектурой и образом жизни. Китайская диаспора командовала районом и определяла его уклад. Но с приходом Советской власти, несмотря на сопротивление местного населения, старая «Миллионка» исчезла и опасный район был практически полностью ликвидирован.
Работы Романа Мартынова исследуют «Миллионку» в её разных аспектах꞉ колористические особенности, организацию пространства, световоздушную перспективу, композиционные решения, художественный образ. Картины художника предлагают стилизацию архитектурного и социального пейзажа через живопись.
Помимо визуального исследования, которое художник проводит через медиум масляной живмописи, мы видим более глубокую рефлексию на утерянную экосистему района. Многие здания «Миллионки» находятся в обветшалом состоянии, и при обилии городской жизни вокруг вызывают скорее грусть, чем воспоминания о былом духе авантюризма исторического квартала.
Выставка поднимает важный вопрос о мифологическом восприятии места. Подобно французским символистам, Мартынов заключает героев в сновидческие конструкции. Неожиданные трактовки бытовых сцен жителей «Миллионки», образы мифологических существ и добрых духов заставляют зрителя пересмотреть восприятие территории бывшего «чайна-тауна» в контексте сегодняшнего образа города.
Восприятие прошлого через мифологический подход опирается на пространственные символы и имеет несомненное преимущество над научными концепциями, поскольку неразрывно связано с чувственными образами героев, пространств, исторических событий. Такому мышлению присущи телесность, богатство воображения и отсутствие строгой логики, желание заменить исторический нарратив яркими сценами, а информация, полученная в такой форме, входит в подсознание зрителя, минуя рациональное осмысление.
Картины служат репрезентацией символического метода автора и поднимают важные вопросы об образном мышлении, о городах и их районах как экосистемах.
Мария Максимова, куратор
Я во Владивостоке уже более 10 лет, волей-неволей ты начинаешь погружаться в культурный, исторический контекст того места, где живешь. Несмотря на недолгую историю города, она очень насыщена и наполнена по-настоящему уникальными страницами. Одной их них конечно является «миллионка», единственный Чайнатаун в Российской Империи. Сама концепция сплава европейского и азиатского, не может оставить равнодушным, такое сочетание всегда рождает что-то интересное. Это и есть особенность Владивостока, а миллионка является его важнейшей составляющей, без нее город просто потеряет свою идентичность. Поэтому так важно сохранить, придать облик который она заслуживает и наполнить смыслами. Задача этой выставки, кроме художественной, социальная, осветить и обратить внимание общественности, профессионалов на этот вопрос, возникновение дискуссии и выработка плана по развитию квартала станет большой победой. Эту тему я начал разрабатывать еще обучаясь в институте искусств, где итогом стала дипломная картина. Погружение в какой-то исторический период для меня очень увлекательный процесс. Изучение архивов, фото, видео, документов, книг и самое главное это стены, которое несмотря на свое плачевное состояние, еще стоят и хранят в себе множество историй. Но это всего лишь фундамент, задача художника не «пересказать», а создать новый образ, который будет соответствовать сегодняшнему дню. История, время это та материя над которой всегда интересно работать в художественной плоскости. Я попробовал передать эту текучесть, обрывочность, многослойность в живописных приемах и работе с различными материалами.
По дополнительным вопросам и приобретению картин обращаться в галлерею Art Object.