Каждый фильм, который мы смотрим дома или в кинотеатре, по телевидению или в Интернете, любой сериал или программа независимо от формата проходит долгий путь от возникновения идеи до нас с вами. Важную роль в реализации идеи, которая по своей сути понятие эфемерное и нуждающееся в оформлении, играет сценарист. Именно он превращает мысль в слово, которое потом станет действием. Как же это происходит?
Поговорить об этом корреспондент пресс-службы издательской группы "Союз писателей" решила с Ириной Ежковой, автором психологического триллера "Запертый", от которого мурашки бегут по коже, а страхи, казалось бы давно позабытые, пробуждаются и терзают с новой силой. На протяжении многих лет Ирина работала на телевидении и принимала участие в создании разнообразных проектов, занимаясь подготовкой сценариев.
Итак, что мы могли не знать о ТВ-закулисье?
Корреспондент: Где именно на телевидении вы работали? В чем заключались ваши обязанности?
Ирина: Я работала на 1-ом канале, на 5-ом канале и НТВ автором сценариев.
Корреспондент: Сценарии для каких программ, фильмов и сериалов вы писали?
Ирина: Я работала на самых разных проектах, среди которых в основном сериалы, были и телепередачи. Чаще всего на телевизионных проектах работает целая команда сценаристов, но есть и такие, где всё прописывает один сценарист — от идеи до полного завершения. С удовольствием вспоминаю свою работу в детективных сериалах, таких как: «След», «Подозреваются все», «Детективы» и другие. Я с детства любила произведения королевы классического детектива Агаты Кристи, зачитывалась её книгами, и потом это здорово пригодилось!
Ещё запомнилась передача, психологическая драма «Понять. Простить». На первый взгляд немного наивная, но она в течение долгих лет шла по 1-ому каналу, пять дней в неделю, а потом переместилась на канал «Домашний». Многие зрители узнавали в героях передачи самих себя и глубоко сопереживали их проблемам. Мне кажется, именно эта узнаваемость и близость героев сделали передачу любимой, особенно у женщин.
В этих проектах я полностью прописывала сценарий всей серии сама: от идеи, сюжета до диалогов и так далее. Были и другие сериалы, где я работала уже в команде из нескольких сценаристов.
Так же я являюсь автором нескольких короткометражных фильмов.
Корреспондент: Как стать сценаристом? Нужен ли диплом или достаточно таланта?
Ирина: Образование никогда не бывает лишним, но самообразование важнее. Ведь человека нельзя научить, он может только сам научиться. Например, шеф-редактор моего первого телевизионного проекта сокрушалась, что иногда после ВГИКа люди всё равно приходят не подготовленными.
Конечно, есть ВУЗы, где готовят кинодраматургов, например, у нас в Петербурге — это Государственный институт кино и телевидения. Так же сейчас появилось много курсов офлайн и онлайн для обучения сценаристов. Но даже хорошее образование является лишь началом пути. Если человеку действительно интересно, то он сам найдёт массу полезной информации, и ВУЗ не всегда понадобится. Ещё конечно важна насмотренность хороших художественных фильмов, качественных сериалов и передач.
Я думаю, что сценаристами прежде всего становятся те люди, кто обладает живой фантазией и умеет свои мысли уложить в яркий интересный сюжет, способный удержать внимание зрителя. Причём, в отличие от автора книги, сценаристу не нужно обладать хорошим литературным слогом, так как понятно, что в фильме используются другие средства выразительности. А знать, чем зацепить, чтобы зритель не выключил серию на пятой или десятой минуте — необходимо!
Корреспондент: Как устроиться на работу на телевидение? Где-то висят вакансии? Или нужны знакомства? Или киностудии каким-то иным способом ищут авторов для будущих сценариев?
Ирина: Тут всё бывает по-разному. На какие-то проекты, например, объявляется конкурс. И тогда есть шанс заявить о себе в том числе и у многих новичков. А иногда, тебя может кто-то порекомендовать, например, редактор того проекта, где ты раньше работал. Конечно, и знакомства никто не отменял. По-моему, такой вариант есть в любой сфере.
На сайтах телекомпаний и кинокомпаний так же, как и в издательствах, есть адреса электронной почты, куда можно написать и отправить свои работы. И, конечно, важна удача! Если человек действительно нацелен развиваться в этой сфере, то он опробует самые разные варианты, и ему обязательно повезёт!
Корреспондент: Как пишутся сюжеты для телевидения: это заказ или же идеи автора?
Ирина: Могут быть разные варианты. Есть авторы, которые предлагают свой готовый вариант передачи или сериала продюсерам и, соответственно, используют личные идеи. А бывают заказы. То есть автор сценария вписывается уже в определённый проект со своими рамками, набором условий и запросами. Часто происходит брифинг, где обсуждается сразу несколько заявок с кратким изложением сюжета от разных авторов. И по итогу принимается решение, какие из них пойдут в работу. В любом случае, сценаристу очень важно понимать для какой целевой аудитории он готовит свой проект.
Корреспондент: Вы могли бы сравнить свою работу над сценарием и над книгой? Что общего, а в чём принципиальная разница?
Ирина: Обычно работа над сценарием укладывается в чёткий дедлайн — всё нужно написать быстро и вчера. Это здорово дисциплинирует и заставляет работать фантазию в усиленном режиме, к тому же учит создавать чёткую структуру и динамично выстраивать сюжет. Но сценарии для меня — это не про свободу выбора. Довольно много ограничений и условий. Сценарист — это точно не истина в последней инстанции в плане сюжета. И литературный редактор, который работает в паре с автором сценария, тоже таковым не является. А вот продюсер, главный режиссёр, шеф-редактор влияют на конечный результат в итоге. И он может расходиться с мнением самого сценариста.
При написании книги я чувствую гораздо больше свободы! Я пишу о том, что действительно мне интересно и важно. В каком-то смысле автор книги — это и режиссёр, и оператор, и актёры. К тому же в художественной литературе, помимо сюжета, для меня важна красота литературного языка. А ещё книгу можно превратить в сценарий и сделать экранизацию. Есть много достойных примеров.
Корреспондент: Может ли сценарист влиять на что-то уже позже, в процессе съемки? А переписать какие-то моменты сценария, когда работа над сериалом/ программой уже началась?
Ирина: Я чаще всего работала в тех проектах, где всё было уже согласовано довольно точно до съёмок. То есть переписывать что-то на ходу мне никогда не доводилось. Дело в том, что большинство сериалов снимаются довольно быстро, каждый день и даже час съёмок — это деньги. Чем точнее будет прописан и согласован весь сценарий, тем выше шанс уложиться в нужное время. Конечно, если речь идёт о полном метре (художественном фильме) и приличном бюджете — тут всё может быть иначе. Работа будет более медленная и гибкая, а в процессе съёмок может многое измениться.
Корреспондент: Насколько итоговый вариант программы или сериала похож на то, что было задумано? Может ли так случиться, что они не имеют друг с другом ничего общего?
Ирина: Когда я смотрю фильм или серию по чужому сценарию, то чаще всего думаю: классно-то как получилось! Режиссёр отличный, операторская работа на высоком уровне, и актёры прекрасно подобраны! А потом по своему сценарию…Всё должно быть не так!! Режиссёра и актёров на мыло! Я, конечно, шучу, но иногда случается и такое, когда то, что ты нарисовал в своём воображении по собственному сценарию, расходится с реальным результатом. Сценарий — это всё-таки полуфабрикат, дальше его ещё надо приготовить. И над этим работает большая команда.
Корреспондент: Очень интересный экскурс по телевизионному закулисью. Теперь наши любимые проекты стали нам чуточку ближе и понятнее.
Корреспондент пресс-службы издательской группы "Союз писателей"
Екатерина Кузнецова