Природа наградила нас даром речи для выстраивания коммуникации между нам подобными. Умение вести диалог и доносить суть своих мыслей является залогом успеха в социуме, ну и чтобы другие люди могли нас, конечно же, понимать. Умение вести эффективную коммуникацию полезно также и в отношениях с партнером. Но очень часто мужчина и женщина имеют существенные трудности в теме общения, ну и куда же без барьеров, которые мешают решать проблемы, доносить свои мысли, делиться своими переживаниями. Сегодня поговорим о проблемах в общении между партнерами.
Основные барьеры
В жизни партнеров, касаемо темы общения, появляется множество барьеров, которые мешают им вести нормальный диалог.
Очень часто партнеры сталкиваются с проблемой активного слушания. Соль здесь в чем? В том, что пока один партнер говорит, другой просто ждет своего часа, чтобы высказать свою точку зрения. Как не сложно догадаться, что тот, кто ждет своего часа, не слушает, что ему/ей говорят. Умение активно слушать так же важно, как и активно говорить. Чтобы понять человека, следует его слушать, а самое главное — СЛЫШАТЬ, что он вам хочет донести. Партнер в таком случае, которого не услышали, почувствует себя проигнорированным, что усугубит и увеличит напряжение между партнерами.
Защитная реакция. Очень часто встречается такое, когда один из партнеров часто считает любые слова и переживания, которыми делится его партнер, претензиями и нападением с его стороны. В таком случае, почувствовавший нападение, переходит в защитную позицию и вообще уходит от восприятия того, что ему говорят. Когда человек в защитной позиции, то он старается все парировать и отмахнуться рукой от «бросков слов» в его сторону.
Бывают случаи банально разного подхода к общению у людей, кстати, на фоне данной проблемы происходят очень частые недопонимания и разногласия. Объясняю, один партнер предпочитает обходные пути, намеки и всё в таком духе, а другой человек прямолинейный, и если его что-то не устраивает или же он имеет определенную точку зрения, то он бесцеремонный и все говорит прям и в лоб.
Еще один частый барьер — это эмоциональный барьер. Очень сильно сказывается на желании вести диалог со своей половинкой. Сюда мы отнесем такие эмоции, как гнев, обиды, разочарование. Когда у одного из партнеров лежит камень на душе, о котором он и не хочет рассказывать, но и старается этих камней вынашивать в себе все больше и больше. Отсюда возникает пассивная агрессия, желание подгадить где-то своему партнеру. По итогу происходит картина, когда «зачем мне страдать одному(-ой), пусть тоже страдает, а еще пусть подумает, почему я себя так веду». Забавно, что порой очень сложно другому человеку понять, в чем проблема. Сидите и играйте в эти игры.
Восприятие партнера через призму предвзятостей или стереотипов может мешать адекватному восприятию его слов и действий. Этакий вариант, когда один из партнеров начинает ревновать или ведет себя токсично по отношению к своей половинке. Он как бы и не делится тем, что с ним самим происходит, но при этом выливает насмешки и поносит своего партнера. Это вообще ненормально, когда партнеры друг к другу уважения не проявляют, но это действует в обе стороны. Если один, допустим, делится своей идеей, а другой отвечает: «Что за глупость ты говоришь?» или «Кто? Ты?! Не смеши меня». Такие фразочки могут просто способствовать тому, что другой партнер просто замолчит и перестанет делиться своими мыслями и переживаниями, ведь смысл, если все его мысли обесценивают?
Пути преодоления барьеров
Так мы с вами разобрались, что может мешать выстраивать здоровую коммуникацию. Давайте посмотрим на то, что нам с этим делать.
Активное слушание. Активное слушание предполагает полное внимание к словам партнера, без прерываний и отвлечений. Учитесь внимательно слушать своего партнера, но не для галочки, а искренне с интересом.
Это включает в себя:
- Поддержание зрительного контакта.
- Кивание головой или использование других невербальных сигналов, показывающих, что вы слушаете.
- Перефразирование услышанного, чтобы убедиться, что вы правильно поняли.
Говорите за себя, а не обвиняйте партнера. Вместо обвинений используйте «я-высказывания», чтобы выразить свои чувства и потребности. Например, вместо «Ты никогда не слушаешь меня» говорите «Я чувствую себя неуслышанным, когда ты не обращаешь внимания на мои слова». Таким образом, ваш партнер не будет чувствовать большее напряжение из-за ваших нападений и обвинений. Это снижает риск ухода в защитную позицию.
Вырабатывайте в себе эмпатичность. Ставьте себя в позицию вашего партнера, как бы вы себя чувствовали? Чем лучше вы умеете ставить себя в позицию другого, тем лучше вам удается понимать чувства и переживания других людей. Так можно понять, а как вы бы вели себя в подобной ситуации? И почему определенная ситуация выбивает другого из колеи?
Контролируйте свои эмоции. Если вы бесконтрольно бросаетесь на другого человека, кроме страха или ответной агрессии, вряд ли что-то можно получить. Учитесь держать себя в руках, ведь чаще всего наши эмоции могут нас обманывать. Из-за того, что один человек может напридумывать или додумать причину каких-то поступков за другого. Тогда получается, что один сам себе создал причины, проблемы, сам в голове у себя уже поругался и разозлил себя, а теперь за это хочет предъявить своему партнеру. Всегда подходите к вопросам с трезвой головой, сначала разберитесь во всем.
Регулярное общение. Общайтесь и делитесь своими переживаниями и мыслями регулярно. Таким образом вы будете поддерживать эмоциональную связь с вашим партнером, избежите недосказанности, будете лучше знать, что чувствует ваш партнер, предотвратите возникновение конфликтов.
Ведите диалог четко и с конкретикой. Так вы избежите недопонимания, намеков и неоднозначных выражений. Учитесь говорить прямо, это не значит, что нужно выливать все в лоб, все можно делать с чувством такта. Убедитесь, что вы поняли друг друга одинаково, а не так, что вы будете ходить с мыслью, что донесли суть слов доходчиво, а по факту вас не поняли.
Готовьтесь к компромиссу. Бывают случаи, когда нет одного решения. Отношения про сотрудничество и партнерство. Конечно, компромисс — это ущерб обоим, ведь каждый хочет своего исхода, но компромисс дает возможность минимизировать ущерб для одной из сторон, чтобы не было эгоизма в отношениях. Если вам обоим нужны эти отношения, то будьте готовы либо уступить в чем-то, либо прийти к компромиссу.
Конечно, общение в отношениях — это про доверие. Часто люди просто боятся доверить свои чувства и переживания. У кого-то это происходит из-за прошлого негативного опыта, отсюда вытекает страх, что чувствами могут пользоваться. Самое главное, что нужно уяснить, так это то, что каждый человек уникален, есть ли вероятность, что что-то может быть похожим на прошлый опыт, конечно, но это не повод, чтобы перестать доверять свои эмоции, страхи, боли, переживания. У отношений без доверия не будет светлого будущего. Всегда стоит быть честными друг перед другом, доверять и делиться своими мыслями. Ваш партнер будет самым близким вам человеком в вашей жизни. Учитесь решать проблемы совместно, старайтесь чаще делиться мыслями, узнавайте друг друга каждый день по-новому. Мир не стоит на месте, как и ваши жизни с вашим партнером.
Когда-нибудь вы перестанете думать, что ваш партнер всегда хочет вам где-то подгадить. Возможно, перестанете... Это зависит только от вас, как вы смотрите на своего партнера и что о нем думаете. В любом случае, удачи вам!