Найти в Дзене
Морена Морана

Одинокие мужчины в советском кино

Оглавление

Виталий Милонов, который известен эксцентричными политическими инициативами, считает, что в России нужно запретить показ фильмов и сериалов, где у главного героя - бездетного мужчины за 40 лет - нет семьи и детей. А если уж такой персонаж появляется, то он должен быть отрицательным. «Волков-одиночек, сердцеедов, алкашей и курильщиков» стоит сделать негативными героями, подытожил депутат. Кстати, не так давно Милонов предлагал запретить и турецкие сериалы – ведь они формируют у наших женщин излишне радужные и нереалистичные представления об иностранцах.

Честно говоря, идея эта не нова. Она опирается на богатую традицию позднесоветского кино, где каждый холостой мужчина непременно был тем самым подозрительным алкоголизированным субъектом без целей, перспектив и личного счастья. Нет, правда, если жизнь одинокой женщины в этих фильмах выглядит довольно сносной, и несмотря на все потуги показать страдания от «безмужиковости», и панихида звучит как гимн, то мужики-холостяки рисуются довольно мрачными красками. Правда, с намеком, что если такого гражданина помыть, похмелить и одарить любовью, он может быть весьма полезным в быту.

Вам 43 года? Вот вам пьяное нечто

Первое место по чувству брезгливой жалости занимает некто Валентин из фильма «Одинокая женщина желает познакомиться» - вечно пьяный, помятый, напоминающий бомжа. По сюжету 43-летняя одинокая Клавдия не только проникается к нему жалостью, но и дает ключ от своей квартиры, идет разговаривать с его бывшей женой, чтобы приняла обратно, а в конце пытается найти полюбившееся пропитое лицо среди других алкоголиков. Когда я упоминала этот фильм, меня даже осудили за эту брезгливую жалость. Мол, Морена, вы очень жестоки. Всякое бывает в жизни, и отмывают таких мужчин, и дают им шансы, и прекрасно с ними живут. Ну и все в таком духе.

Я не хочу фантазировать на тему того, кто и зачем мог написать такой комментарий, могу сказать одно. К людям с зависимостью иногда действительно испытываешь сильную жалость. Особенно если это не просто алкоголики, а алкоголики с ярким талантом, например. Или люди, сломленные какой-то трагедией. Или люди, с которыми ты долго шел рука об руку. Но есть одно но. Эта жалость может выражаться в спонсировании каких-нибудь рехабов или центров реабилитации. Или я знаю психологов, которые много лет в меру успешно работают с больными и их родственниками, и так далее. Мне не нравится лишь когда такую жалость путают с любовью и сексуальным влечением. То есть пожалеть алкоголика и вступить в отношения с действующим алкоголиком, дав ему ключ от квартиры, где деньги лежат – это ооочень разные вещи. Я за человеколюбие, реабилитацию и жалость, но против того, чтобы стройными рядами маршировать в созависимые отношения. А ведь я читала, что женщины пачками писали письма выдуманной Клавдии. «Клава, найди его!».

Я считаю, что подобное кино показывает нам нереалистичный образ пьющего мужчины. Оно, во-первых, не передает звуки и запахи, которые сопровождают данного субъекта. Во-вторых, не передает те эмоции, с которыми придется столкнуться женщине. Ночные бдения у окна, нервы, недосып, бегания по милициям и вытрезвителям… Интеллигентный человек, загримированный под пьющего бомжа – это все-таки не бомж настоящий. Как загримированная бабушка из рекламы молока – не настоящая бабушка.

-2

Не повзрослевший мальчик, любящий только себя

Если Валентин – пример откровенно опасного субъекта, связь с которым закончится, скорее всего, не большой любовью, а тем, что тебе обнесут квартиру, причем довольно быстро, то знаменитый Афоня, 34-летний пьющий сантехник, представляет угрозу другого плана. Это не просто пьяница, но еще и человек, не способный любить никого, кроме себя. Не просто так в историю этого персонажа добавили тетку, которая посвятила ему всю жизнь, а он уехал и не писал, и даже не знал, что она умерла. Не просто так в истории присутствует жена, которая устала бороться за семью, и уход которой вызывает у Афонии не сожаление, а облегчение. Афоня еще не настолько опустился, чтобы обнести квартиру, но уже может выпить у возлюбленной духи «Красная Москва». Но выпитые духи, какие-то драки, взятки, беготня за юбками – это только симптомы. Диагноз – жутчайший эгоизм и пустота души. И вот такому субъекту в конце фильма вручают «хорошую девочку», видимо, чтобы подтягивала его, как в школе подтягивают отстающих. Только вот не надо быть Вангой, чтобы понимать, что и такие отношения закончатся плохо. Ведь речь идет о человеке, который не любит никого, кроме себя.

Разве это реалистичные представления об отношениях?

Другие алкоголики советского кино

На самом деле, еще много можно перечислять алкоголиков из советского кино, которые воспринимались как завидные женихи. Очевидно, что к этому пантеону относится и Гоша, который в книге еще и через слово грозится ударить свою зазнобу. И герой картины «Влюблен по собственному желанию»… Я не знаю, что это вообще такое. Как будто этими алкоголиками намеревались лечить нехватку алкоголиков в женском организме. Только почему, зачем? Не потому ли, что пристроившись к «хорошей девочке» алкоголик на много лет получает возможности реабилитации, социальной и материальной поддержки, которые не дают ему окончательно «скатиться», сделав опасным для всего общества, а не только для близких и соседей?

Словом, не понятно, что хуже. Изображать в сериалах сытого, трезвого, довольного и умеющего о себе позаботиться холостяка. И формировать у мужчин представление, что они могут сами о себе позаботиться. Или вбивать в женские головы мысль о том, что любого маргинала можно отмыть и превратить не только в человека, но и в партнера по жизни. А мужчинам намекать, что их подберут в любом виде. Как по мне, второе намного опаснее. А ведь на этом выросло целое поколение женщин…

Как вы думаете, есть ли смысл искусственно вмешиваться в индустрию кино ради возрождения семейных ценностей? Если да, то какой образ в современном и старом кино раздражает вас настолько, чтобы его запретить?